05 Декабря 2024, 17:44
249

Размещение на официальном сайте образовательной организации рекламы сторонних организаций

На основании ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» (далее – официальный сайт).

Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность среди прочего иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 6 ч. 2 ст. 29 Закона об образовании).

Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 29 постановлением Правительства РФ от 20.10.2021 № 1802 утверждены Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, приказом Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493 – Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации (далее – Требования).

Правила определяют порядок размещения на официальном сайте и обновления информации об образовательной организации, за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в целях обеспечения открытости и доступности указанной информации.

В свою очередь, Требования содержат положения, определяющие структуру официального сайта и формат представления информации на нем.

Таким образом, Закон об образовании допускает размещение и опубликование на официальном сайте иной информации, осуществляемой по решению образовательной организации, при этом размещение и опубликование такой информации должно соответствовать Правилам и Требованиям.

Одновременно с этим, согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В тоже время, Закон о рекламе содержит некоторые запреты, касающиеся рекламы и системы образования:

  1. не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях (ч. 10 ст. 5 Закона о рекламе);
  2. не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в предназначенных для детей образовательных организациях или на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территориями указанных организаций (ч. 10.2 ст. 5 Закона о рекламе);
  3. реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских и образовательных организациях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений (п. 6 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе).

Соответственно, Закон о рекламе запрещает распространять любым способом в образовательных организациях рекламу информации, запрещенной для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», алкогольной продукции, а также любую рекламу в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.

В свою очередь, учитывая вышеизложенное, можно заключить, что как в законодательстве в области образования, так и в законодательстве в области рекламы отсутствует прямой запрет на распространение рекламы сторонних организаций на официальных сайтах, за исключением рекламы, которая запрещена к распространению в образовательных организациях Законом о рекламе.

Вместе с тем, в настоящее время единая позиция о размещении рекламы сторонних организаций на официальных сайтах у образовательных организаций отсутствует. Образовательные организации принимают локальные нормативные акты, регламентирующие порядок размещения и опубликования информации на своих официальных сайтах и, которые, как правило содержат решения о возможности размещения на нем рекламы.

Проведя анализ некоторых названных локальных нормативных актов, можно заключить, что преобладают следующие три варианта размещения рекламы сторонних организаций на официальных сайтах:

  • запрет на размещение рекламы и рекламных материалов на официальном сайте;
  • допускается размещение рекламы на официальном сайте организациями без цели извлечения прибыли, то есть социальной рекламы;
  • допускается размещение рекламы на официальном сайте на основании заключенного договора, то есть любой рекламы, разрешенной к распространению в образовательных организациях.

Таким образом, по нашему мнению, решение вопроса о возможности размещения рекламы сторонних организаций на официальном сайте принимается образовательной организацией самостоятельно, однако такое решение следует закрепить в соответствующем локальном нормативным акте. При этом, следует обратить внимание, на возможные указания, поручения и (или) запреты в рассматриваемой области со стороны учредителя образовательной организации.

Также, в заключении необходимо отметить, что в случае размещения рекламы на официальном сайте, такая реклама должна соответствовать требования и запретам, установленным Законом о рекламе. 

Кроме того, в соответствии со ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзацем вторым п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» государственное или муниципальное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе.

Вместе с тем, согласно пп. «п» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) в сведениях о юридическом лице содержатся среди прочего коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее – ОКВЭД).

Соответственно, при принятии решения об осуществлении рекламной деятельности в качестве приносящей доход деятельности образовательной организации необходимо в установленном порядке внести соответствующий вид деятельности в устав, а затем внести соответствующий код ОКВЭД в ЕГРЮЛ.