22 Октября 2024, 06:51
232

Правовые основы введения масочного режима в образовательной организации

В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно п.п. 2, 3 ч. 4 ст. 41 Закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Вместе с тем, на основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны среди прочего разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а также обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Соответственно, на образовательные организации возлагается обязанность по созданию необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников, в том числе посредством соблюдения государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и проведения профилактических мероприятий.

Так, в соответствии с п. 2694 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4 (далее – СанПиН 3.3686-21), на основании анализа эпидемической обстановки по гриппу и ОРИ, уровня регистрируемой заболеваемости в сравнении с эпидемическими порогами, клинической характеристики заболеваний у детей и взрослых, результатов лабораторной диагностики и мониторинговых исследований по слежению за циркулирующими в эпидемический сезон вирусами гриппа и ОРИ по предложениям (предписаниям) органов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, на территории субъекта Российской Федерации, учреждениях, организациях и предприятиях проводятся дополнительные санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по предупреждению распространения гриппа и ОРИ в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, включающие оценку противоэпидемического режима в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (проведение термометрии и осмотра с целью выявления больных, наблюдение за соблюдением температурного режима, режимов текущей дезинфекции, обеззараживание воздушной среды, ношение медицинских масок и другие).

В свою очередь, в силу ч. 1 ст. 30 Закона об образовании образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

При этом обучающиеся обязаны выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, в том числе требования к дисциплине на учебных занятиях и правилам поведения в такой организации, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности (п. 2 ч. 1 ст. 42 Закона об образовании).

Таким образом, можно заключить, что с целью принятия профилактических мер в отношении здоровья обучающихся и работников образовательная организация вправе ввести масочный режим для обучающихся. Однако, по нашему мнению, в случае введения масочного режима образовательная организация должна обеспечивать обучающихся масками.

В дополнение к обязанностям, установленным ст. 11 Закона № 52-ФЗ, в соответствии с абзацем четвертым ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Вместе с тем, на основании п. 2695 СанПиН 3.3686-21 руководителями организаций и предприятий принимаются меры по защите работающего персонала от заболевания гриппом и ОРИ, особенно в организациях с высоким риском распространения вирусов.

В тоже время, согласно ч. 1 ст. 8, абзацу седьмому ч. 1 ст. 22 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями

Соответственно, с целью снижения рисков распространения инфекции на рабочих местах работодатель вправе принять локальный нормативный акт, обязывающий работников носить маски, либо включить такую обязанность в правила внутреннего трудового распорядка. При этом работник обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и соблюдать трудовую дисциплину (абзацы третий, четвертый ч. 2 ст. 21 ТК РФ).

В заключении, следует отметить, что поскольку введение масочного режима является инициативой работодателя, следовательно, работодателю также необходимо установить нормы бесплатной выдачи медицинских масок работникам.

Учитывая вышеизложенное, можно заключить, что образовательная организация как работодатель вправе обязать работников носить маски с целью профилактики инфекционных заболеваний, при этом если такая обязанность закреплена в локальном нормативном акте, работники обязаны ее выполнять.