17 Января 2025, 04:56
252

Пожарный надзор в образовательных организациях

В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ), а в случаях, связанных с обороной и безопасностью государства, - нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Соответственно, осуществление федерального государственного пожарного надзора в образовательных организациях регулируется Законом № 248-ФЗ.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 56 Закона № 248-ФЗ  при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах).

Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий: контрольная закупка; мониторинговая закупка; выборочный контроль; инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка (ч. 2 ст. 56 Закона № 248-ФЗ). 

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия: наблюдение за соблюдением обязательных требований; выездное обследование (ч. 3 ст. 56 Закона № 248-ФЗ). 

В свою очередь, на основании ч. 4 ст. 56 Закона № 248-ФЗ положением о виде контроля устанавливаются контрольные (надзорные) мероприятия из числа указанных, проводимые в рамках конкретного вида контроля. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия не требуют дополнительного указания в положении о виде контроля на их проведение.

Положение о федеральном государственном пожарном надзоре утверждено постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 (далее – Положение).

Одновременно с этим, в силу пп. «а» п. 2 Положения предметом федерального государственного пожарного надзора является соблюдение контролируемыми лицами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности.

В тоже время полномочия должностных лиц федерального государственного пожарного надзора указаны в п.п. 12-25 Положения.

Так, например, в соответствии с п. 12 Положения государственные инспекторы городов (округов, районов) субъектов Российской Федерации, государственные инспекторы административно-территориальных единиц (округов, районов) в гг. Москве, Санкт-Петербурге по пожарному надзору в рамках своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

а) проводить контрольные (надзорные) мероприятия;

б) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и заверенной в установленном порядке копии распоряжения (решения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать (осматривать) объекты надзора. Контрольное (надзорное) мероприятие может проводиться только должностными лицами, указанными в распоряжении (решении) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия; 

в) совершать соответствующие контрольные (надзорные) действия при проведении контрольных (надзорных) мероприятий; 

г) привлекать к проведению контрольных (надзорных) мероприятий экспертные организации, экспертов и специалистов; 

д) запрашивать, получать и знакомиться со всеми документами, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия, а также требовать представления письменных объяснений по фактам нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, и документов для копирования, фото- и видеосъемки; 

е) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления документов и материалов, запрошенных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников, ограничения доступа на объект надзора либо в его отдельные помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия; 

ж) обращаться за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность; 

з) принимать решения при проведении и по результатам контрольных (надзорных) мероприятий; 

и) рассматривать вопросы, связанные с исполнением решений при проведении и по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий; 

к) осуществлять профилактические мероприятия в форме информирования, объявления предостережения, консультирования, профилактического визита; 

л) выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. 

Таким образом, в отношении образовательных организаций должностными лицами федерального государственного пожарного надзора могут проводиться контрольные (надзорные) мероприятия, контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия в соответствии с Законом № 248-ФЗ и Положением, а также профилактические мероприятия в форме информирования, объявления предостережения, консультирования, профилактического визита.