Паспорт доступности для инвалидов объекта образования и предоставляемых на нем услуг
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам;
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них.
На основании ч. 2 ст. 15 указанного федерального закона порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы РФ, организаций.
Так, приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее – Порядок).
Соответственно, образовательные организации обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к своим объектам и предоставляемым образовательным услугам, при этом требования к такому обеспечению устанавливаются Порядком.
Согласно п. 7 Порядка органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (далее соответственно – обследование и паспортизация, Паспорт доступности).
В силу п. 8 Порядка Паспорт доступности содержит следующие разделы:
- краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг;
- оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных п. 11 Порядка;
- оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных п. 12 Порядка;
- управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства РФ.
Для проведения обследования и паспортизации распорядительным актом органа или организации, предоставляющих услуги в сфере образования, создается комиссия по проведению обследования и паспортизации объекта и предоставляемых на нем услуг (далее – Комиссия), утверждаются ее состав, план-график проведения обследования и паспортизации, а также организуется работа Комиссии, при этом в ее состав включаются представители соответствующих общественных объединений инвалидов (п.п. 9, 10 Порядка).
Также, согласно п. 15 Порядка в случае предоставления образовательной услуги в арендуемом помещении (здании) в состав Комиссии включается представитель собственника арендуемого помещения (здания).
Таким образом, образовательные организации с целью определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и услуг проводят их обследование, по результатам которого составляется Паспорт доступности. Для проведения указанного обследования и паспортизации образовательной организацией создается соответствующая Комиссия, утверждается ее состав, план-график проведения обследования.
На основании п. 13 Порядка по результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг Комиссией для включения в Паспорт доступности разрабатываются предложения по принятию управленческих решений, в том числе:
- по определению мероприятий, учитываемых в планах развития объекта, в сметах его капитального и текущего ремонта, реконструкции, модернизации, в графиках переоснащения объекта и закупки нового оборудования, в целях повышения уровня его доступности и условий для предоставления на нем услуг с учетом потребностей инвалидов;
- по включению в технические задания на разработку проектно-сметной документации по проектированию, строительству, оснащению приспособлениями и оборудованием вновь вводимых в эксплуатацию объектов, на которых предоставляются услуги в сфере образования, условий, обеспечивающих их полное соответствие требованиям доступности объектов для инвалидов с 01.07.2016.
Следовательно, в Паспорт доступности включаются разработанные предложения по принятию управленческих решений.
На основании п. 14 Порядка Паспорт доступности организации, разработанный Комиссией, утверждается руководителем организации и представляется в течение 10 рабочих дней после утверждения в соответствующий федеральный государственный орган, осуществляющий функции учредителя, или в орган государственной власти субъектов РФ, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или в орган местного самоуправления, на территории которого осуществляется деятельность.
Таким образом, Паспорт доступности утверждается руководителем образовательной организации и в течение 10 рабочих дней после его утверждения направляется в соответствующий орган государственной или муниципальной власти.
Следует отметить, что проект Паспорта доступности направлен письмом Минобрнауки России от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования».
Однако, ни Порядок, ни указанное письмо не содержат требований к порядку и срокам актуализации Паспорта доступности.
Учитывая, что при составлении Паспорта доступности используются показатели для оценки соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и оказываемых услуг, а также имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов, по нашему мнению, Паспорт доступности требует актуализации при изменении указанных показателей, изменяющих уровень доступности объекта и оказываемых услуг, и по результатам исполненных управленческих решений.