18 Июля 2025, 07:37
69

Нормативные требования к наличию поручней в образовательной организации как к условию доступности для инвалидов

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Вместе с тем, на основании п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

  • условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
  • возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Соответственно, образовательная организация обеспечивает инвалидам беспрепятственный доступ к своим зданиям, строениям и сооружениям, к предоставляемым услугам, а также возможность самостоятельного передвижения по территории образовательной организации.

Одновременно с этим, в силу ч. 2 ст. 15 Закона № 181-ФЗ порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Так, Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержден приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 (далее – Порядок).

Согласно п.п. «а», «б» п. 3 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

  • возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;
  • возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски.

В свою очередь, на основании пп. «г» п. 11 Порядка оценка соответствия уровня обеспечения доступности для инвалидов объектов осуществляется с использованием показателя – удельного веса объектов, на которых обеспечиваются условия индивидуальной мобильности инвалидов и возможность для самостоятельного их передвижения по объекту, от общего количества объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги, в том числе, на которых имеются поручни.

Таким образом, можно заключить, что наличие поручней является одним из условий, обеспечивающих возможность инвалидов беспрепятственного входа в объекты и выхода из них, а также самостоятельного передвижения по территории таких объектов.

Следует отметить, что с 01.09.2025 вступает в силу приказ Минобрнауки России от 25.04.2025 № 384, утвердивший новый Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере науки и высшего образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, имеющий аналогичные требования к доступности объектов образования для инвалидов.

В тоже время, приказом Минтруда России от 25.12.2012 № 627 утверждена Методика, позволяющая объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики (далее – Методика).

Согласно приложению Г «Определения и термины, используемые в методике» Методики поручень – компонент лестницы или пандуса, который задает направление и обеспечивает поддержку на уровне руки при движении.

Методика также содержит характеристики поручней в зависимости от их размещения и категории инвалидов:

  • поручни, размещаемые на наружных лестницах (п.п. 1.3, 2.1 Методики);
  • поручни, размещаемые на наружном пандусе (п.п. 1.4, 2.2 Методики);
  • поручни, размещаемые на входной двери (п. 2.4 Методики);
  • поручни, размещаемые в коридоре, вестибюле, зоне ожидания, галерее, балконе (п. 3.1 Методики);
  • поручни, размещаемые на лестницах внутри здания (п. 3.2 Методики);
  • поручни, размещаемые на пандусе внутри здания (п. 3.3 Методики);
  • поручни, размещаемые в лифте пассажирском или подъемнике (п. 3.4 Методики);
  • поручни, размещаемые на дверях (п. 3.5 Методики);
  • поручни, размещаемые в санитарно-гигиенических помещениях (приложение Б.5 Методики).

Таким образом, при установке поручней для обеспечения доступности объекта образования для инвалидов следует руководствоваться характеристиками, содержащимися в Методике.