Изменения при расчете среднего заработка с сентября 2025 года
В соответствии с ч. 1 ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Согласно ч. 7 ст. 139 ТК РФ особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Так, с 01.09.2025 вступило в силу новое Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24.04.2025 № 540 (далее – Положение).
В целом, нормы Положения дублируют нормы действовавшего до 01.09.2025 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Порядок), однако в действующем Положении есть ряд нововведений:
1. В силу пп. «к» п. 2 Положения для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся надбавки и доплаты за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие.
В ранее действующем Порядке указанные надбавки и доплаты учитывались при расчете среднего заработка только, если были привязаны к окладу (должностному окладу) или тарифной ставке.
Как следствие, в настоящее время при расчете среднего заработка учитываются все надбавки и доплаты, в том числе самостоятельные, независимо от их взаимосвязи с окладом (должностным окладом) или тарифной ставкой.
2. На основании пп. «н» п. 2 Положения для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся премии, денежные поощрения и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда.
В силу п. 3 Положения для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).
Соответственно, при расчете среднего заработка среди прочего учитываются денежные поощрения, при этом такие поощрения должны быть предусмотрены системой оплаты труда работодателя и не должны являться выплатами социального характера.
Ранее денежные поощрения при расчете среднего заработка не учитывались.
3. В соответствии с абзацем пятым п. 9 Положения средний месячный заработок для расчета выходного пособия определяется путем умножения среднего дневного заработка на среднее количество рабочих дней, приходящихся на один месяц в году.
Средний месячный заработок для расчета выходного пособия определяется путем умножения среднего часового заработка на среднее количество рабочих часов, приходящихся на один месяц в году (абзац четвертый п. 13 Положения).
В ранее действующем Порядке средний месячный заработок для расчета выходного пособия рассчитывался в общем порядке, а именно исчислялся путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, на количество фактически отработанных в этот период дней.
Таким образом, при расчете выходного пособия необходимо применять новый расчет, который больше не привязывается к отработанным дням в расчетном периоде.
4. Пунктом 16 Положения установлен порядок повышения среднего заработка в организации (филиале, представительстве или ином структурном подразделении организации) при повышении тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения.
Ранее действовавший Порядок условие о представительстве не содержал.
Следовательно, в настоящее время действующие нормы также распространяются на представительства, в данном случае, по нашему мнению, действующее положение лишь юридически уточнило и закрепило фактически действовавшие нормы.
Учитывая вышеизложенное, можно заключить, что нормы нового Положения закрепили необходимость включения в расчет среднего заработка всех надбавок и доплат независимо от их привязки к окладу или тарифной ставки, денежных поощрений, новый расчет выходного пособия, а также закрепили порядок повышения среднего заработка при повышении заработной платы в представительствах.