Разъяснения ведомств по вопросам организации образовательного процесса в условиях перехода на дистанционное обучение (обновление от 06.05.2020)

108

Информация обновлена 06.05.2020

Будет ли принят договор об образовании, подписанный электронной подписью налоговой инспекцией при оформлении заявления на возврат налогового вычета за обучение?
 
Вопрос не относится к компетенции Минобрнауки России и требует дополнительной проработки с соответствующими органами.
 
Может ли договор об образовании быть подписан электронной подписью заказчика образовательных услуг, поступающего (обучающегося), должностного уполномоченного лица Университета? Какая требуется электронная подпись?
 
В соответствии с пунктом 1 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами. Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю. В соответствии с пунктом 2 статьи 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго пункта 1 статьи 160 ГК РФ. Договор об образовании является двусторонней (многосторонней) сделкой, дополнительные требования к форме которой Федеральным законом и иными правовыми актами не установлены, он может быть заключен в соответствии с требованиями статьи 160 ГК РФ. 
 
Условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью, содержатся в статье 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 160 ГК РФ также допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования либо иного аналога собственноручной подписи.
 
Имеет ли юридическую силу договор об образовании, заключенный в дистанционном формате (обмен скан-образами подписанного сторонами договора)?
 
Согласно части 1 статьи 54 Федерального закона Договор об образовании заключается в простой письменной форме. 
Согласно пункту 123 Порядка приема при приеме на обучение на места в рамках контрольных цифр по программам бакалавриата и программам специалитета по заочной форме обучения, на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг, а также на обучение по программам магистратуры проведение процедур зачисления, предусмотренных Порядком, осуществляется в соответствии с правилами приема, утвержденными организацией самостоятельно, сроки зачисления устанавливаются организацией самостоятельно, этапы зачисления выделяются по решению организации. Таким образом, организация самостоятельно устанавливает порядок заключения договоров об образовании согласно правилам дистанционного взаимодействия с поступающими, установленными согласно Особенностям приема.
 

Каким нормативным документом устанавливается конкретный день объявления результатов ЕГЭ? Учитываются ли резервные дни в основном этапе сдачи?

Каким документом (и когда) будет утверждена дата объявления результатов ЕГЭ?

Сроки объявления результатов ЕГЭ определяются сроками проведения ЕГЭ (в соответствии с расписанием) и процедурами, установленными приказом Минпросвещения России № 190, Рособрнадзора № 1512 от 7 ноября 2018 г. «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования». Согласно п. 4 Особенностей срок завершения приема документов, а также проведение самостоятельно вступительных испытаний по программам бакалавриата и программам специалитета в рамках контрольных цифр приема по очной и очно-заочной формам -  23 календарных дня с даты объявления результатов ЕГЭ. В настоящее время начало сдачи ЕГЭ запланировано 8 июня 2020 г., объявление результатов 13 июля 2020 г. Соответственно, предварительно срок завершения приема документов, а также сдача самостоятельных вступительных испытаний - 4 августа 2020 г., срок завершения приема документов для поступающих по результатам дополнительных вступительных испытаний или проводимых организацией самостоятельно – 22 июля 2020 г.  Зачисление в рамках контрольных цифр приема проводится: 7 августа 2020 г. (для лиц, поступающих без вступительных испытаний, в пределах квот), 13 августа 2020 г. (первый этап зачисления), 18 августа 2020 г. (второй этап зачисления).

 

Информация обновлена 27.04.2020

Когда образовательная организация принимает решение о переходе на применение дистанционных образовательных технологий?

Решение о временном переводе всех обучающихся на освоение образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий в период сложной эпидемиологической ситуации принимается руководителем образовательной организации в соответствии с имеющимся решением о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.

Решение об изменении формы реализации учебных дисциплин (модулей), в том числе учебных и производственных практик, принимается на заседании (внеочередном заседании) педагогического совета (в том числе в удаленном режиме) и утверждается руководителем образовательной организации. Данное решение доводится до сведения обучающихся, а также путем размещения организационного приказа о временном переходе на реализацию образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий на официальном сайте образовательной организации.
 
Необходимо учитывать ограничения, установленные приказом Минобрнауки России от 20.01.2014 № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».
 
Какие действия должна предпринять образовательная организация, чтобы включить в программу освоения образовательной программы для всех обучающихся использование дистанционных образовательных технологий?
 
Педагогическим работникам необходимо определить объем часов образовательной программы, проводимых с применением дистанционных технологий, а также перечень необходимых ресурсов, используемых в процессе обучения.
Образовательная организация вправе вносить изменение в календарный учебный график в части определения периодов освоение частей образовательной программы без ущерба для общего объема часов, установленных учебным планом образовательной организации в соответствии с ФГОС СПО.
 
Допускается перенос учебных занятий, которые требуют работы с лабораторным и иным оборудованием, на конец учебного года. Одновременно проводится анализ того, какие элементы учебного плана не смогут быть реализованы в текущем учебном году с применением дистанционных образовательных технологий. На основе анализа принимается решение о внесении изменений в календарный учебный график и замене одних элементов на другие, освоение которых возможно с применением дистанционных образовательных технологий.
 
Данное решение закрепляется локальным нормативным актом, отражается в календарном учебном графике, расписании занятий и доводится до сведения обучающихся. Необходимо обеспечить открытость информации на сайте образовательной организации. 
 
В случае временного перевода всех обучающихся на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий должна обеспечить возможность доступа к ресурсам для дистанционного освоения образовательной программы каждому обучающемуся.
 
Как обеспечить текущий контроль и промежуточную аттестацию при освоении образовательной программы с использованием дистанционных образовательных технологий?
 
Образовательная организация самостоятельно определяет формы проведения контроля, посредством сопоставления планируемых результатов обучения с фактическими результатами освоения частей образовательной программы по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы.
 
Записи об аттестованных учебных дисциплинах, междисциплинарных курсах, профессиональных модулях и практиках также, как и в случае реализации образовательной программы без применения дистанционных образовательных технологий, вносятся в зачетную книжку обучающегося.
 
Как обеспечить прохождение производственной практики на предприятиях и в сторонних организациях в момент перевода всех обучающихся обучение с использованием дистанционных образовательных технологий?
 
По согласованию с предприятием (организацией), с которым заключено соглашение на прохождение практики, принимается решение об актуализации сроков прохождения практики путем внесения изменений в календарный учебный график. Допускается (без нарушения учебного плана) перенос на данный период проведения теоретических занятий с последующим прохождением производственной практики.
 
В случае невозможности организации преддипломной или производственной практик в установленные соглашением сроки, образовательная организация и предприятие заключают дополнительное соглашение к имеющемуся договору о проведении практики, обосновывая новые условия реализации производственной практики. Дополнительное соглашение может включать изменение периода прохождения практики, форм прохождения практики, программы практики, индивидуальных практических заданий.
 
Руководители практики со стороны образовательной организации и предприятия формируют новые или актуализируют индивидуальные задания по практике, определяя последовательность изучения (выполнения) работ (тем, разделов) с учетом возможности выполнения работ студентами самостоятельно и (или) в удаленном доступе. При разработке индивидуального задания используются рабочая программа практики и учебно-методические комплексы по практике, а также общедоступные материалы и документы предприятия (например, размещенные на сайте предприятия).
 
При наличии у обучающихся технической возможности прохождения практики в удаленном доступе руководители практики от образовательной организации и предприятия обеспечивают представление полного пакета справочных, методических и иных материалов, а также консультирование обучающегося. При отсутствии у обучающихся технических возможностей прохождения практики в удаленном доступе ОО обеспечивает доступ обучающегося к имеющимся ресурсам образовательной организации и/или предприятия (по согласованию).
 
В случае невозможности применения дистанционных образовательных технологий должна быть рассмотрена возможность предоставления обучающимся каникул - плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей, а также переход обучающегося на индивидуальный учебный план. В случае невозможности освоения программ практик возможен перенос периода прохождения практического обучения на следующий учебный год, заполнив освободившиеся часы календарного графика теоретическим обучением с применением дистанционных образовательных технологий.
 
По какому алгоритму может действовать образовательная организация для принятия решения о прохождении практики на выпускном курсе с применением дистанционных образовательных технологий?
 
1. Руководители образовательной организации пересматривают перечень организаций, с которыми заключены соглашения на прохождение производственной практики, исходя из новых требований перехода на применение дистанционных образовательных технологий.
2. Образовательная организация и предприятие заключают дополнительное соглашение к имеющемуся договору о проведении практики и об особенностях реализации производственной практики, которое может включать изменение периода прохождения практики, форм прохождения практики, программы практики, индивидуальных практических заданий.
3. Руководители практики со стороны образовательной организации и предприятия формируют новое или актуализируют индивидуальное задание по практике, определяя последовательность изучения (выполнения) работ (тем, разделов) с учетом возможности выполнения работ студентом самостоятельно и (или) в удаленном доступе.
4. Совместно с руководителями практики образовательная организация определяет процедуры оценки результатов освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в период прохождения практики, а также формируют оценочный материал для оценки результатов, полученных обучающимися в период прохождения практики.
5. Руководители практики со стороны образовательной организации и предприятия совместно прорабатывают и обеспечивают представление полного пакета справочных, методических и иных материалов, а также устанавливают график и средства для консультирования обучающегося.
6. При отсутствии у обучающегося технических возможностей прохождения практики в дистанционном и (или) удаленном доступе образовательная организация обеспечивает доступ обучающегося к имеющимся ресурсам ОО и/или предприятия.
7. В случае отсутствия ограничений на посещение образовательной организации (по согласованию с предприятием):
- руководитель образовательной организации рассматривает возможность прохождения производственной практики на базе учебно-производственных мастерских при условии их соответствия программе практического обучения для достижения результатов, установленных программой практики, и с соблюдением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер;
- рассматривать возможность зачета результатов освоения обучающимися учебной практики в качестве освоения отдельных разделов производственной практики при условии сформированности у обучающихся общих и профессиональных компетенций, предусмотренных соответствующими ФГОС СПО.
8. В случае полного прекращения посещения образовательной организации на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции управления в сфере образования, допускается досрочное завершение освоения образовательной программы, включая программы практик, при условии достижения результатов, указанных в ФГОС СПО. Данное решение, а также регламент зачета достигнутых результатов закрепляется локальным актом руководителя образовательной организации.
9. Решение руководителя образовательной организации по вопросу прохождения практического обучения закрепляются локальным актом образовательной организации по каждой образовательной программе и доводятся до обучающихся. 
10. На основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции управления в сфере образования (или учредителя образовательной организации), в случае установления карантинных мер (или по иным основания в ввиду обстоятельств непреодолимой силы) допускается прерывание на каникулярный период графика освоения образовательной программы с последующим перенесением сроков на дополнительный период. Решение о переносе сроков принимается органом исполнительной власти, осуществляющим функции учредителя образовательной организации.
11. При обучении лиц на основании договоров об оказании платных образовательных услуг в случае изменения условий предоставления образовательных услуг (в том числе переводе обучающихся на индивидуальный учебный план) в договор между образовательной организацией и Заказчиком образовательных услуг вносятся соответствующие изменения.
 
Как осуществляется оплата труда педагогических работников в период перехода на преподавание с применением дистанционных образовательных технологий?
 
Оплата труда педагогических работников осуществляется в соответствии с приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 на основе трудовых договоров (или договоров гражданско-правового характера), которые содержат предмет договора, условия оплаты труда и ответственность педагога за осуществления трудовых функций.

Трудовые функции педагога профессионального образования предусматривают использование педагогически обоснованных форм, методов и приемов организации деятельности обучающихся, умение применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы.

Применение дистанционных образовательных технологий не снижает нагрузку преподавателей, а в целом усиливает отдельные формы нагрузки, в том числе методическую и организационную работу по обеспечению проведения онлайн-семинаров, видеоконференций, консультаций, и других видов занятий, доступных в удаленном доступе. При разработке материалов для дистанционного обучения и при усилении нагрузки должна применяться система эффективных контрактов.

В случае внесения изменений в календарный учебный график необходимо учесть, что преподавателям, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, выплачивается заработная плата в размере, установленном в начале учебного года. Конкретный объем учебной нагрузки педагогического работника фиксируется в трудовом договоре. 
 
 

Информация обновлена 13.04.2020

Как и когда будут осуществляться подготовительные курсы для нынешних абитуриентов в ВУЗы?
 
При принятии образовательной организацией решения о реализации подготовительных курсов соответствующая информация  о порядке и сроках проведения таких курсов размещается на официальном сайте образовательной организации. Приказом Минобрнауки России от 02.04.2020 № 545 предусмотрена возможность реализовывать все виды образовательных программ, включая программы дополнительного образования, к которым в том числе относятся подготовительные курсы, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
 
 
Как учиться дистанционно людям, чья специальность напрямую касается практики? (технология художественной обработки материалов)
 
Для студентов, которые не завершают обучение в ВУЗе в этом году, необходимо перенести особые дисциплины на следующий учебный год, а для студентов выпускных курсов – организовать освоение практических дисциплин в малых группах в разные смены с соблюдением мер безопасности в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора. Такой перенос дисциплин сопровождается внесением изменений в учебные планы, при этом согласия обучающегося на такой перенос не требуется. При переносе сроков должно быть соблюдено право студентов на каникулы.
 
 
При переносе дисциплины на следующий семестр преподаватель лишится заработной платы?
 
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Соотношение учебной нагрузки педагогических работников, установленной на учебный год, и другой деятельности, предусмотренной должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом (научной, творческой, исследовательской, методической, подготовительной, организационной, диагностической, лечебной, экспертной, иной, в том числе связанной с повышением своего профессионального уровня), в пределах установленной продолжительности рабочего времени, определяется локальным нормативным актом организации в зависимости от занимаемой должности работника. Таким образом, в случае переноса дисциплины на следующий семестр образовательной организацией могут быть пересмотрены соотношение учебной нагрузки и другой деятельности педагогического работника.
 
 

Как продолжение обучения ВУЗов с 6 апреля 2020 г. согласуется со статьей 113 ТК РФ?

Ст. 113 Трудового кодекса РФ предусмотрены особенности работы в выходные и нерабочие праздничные дни. В свою очередь, Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVOD-19)» (далее – Указ) с 4 по 30 апреля 2020 года  включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. При этом действие Указа в части установления нерабочих дней сохранением за работниками заработной платы распространяется не на все категории работников.
 
 

Почему нерабочие недели не распространяются на преподавателей ВУЗов?

Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» распространяется не на все организации (не на всех работодателей и их работников). В соответствии с приказом Минобрнауки России от 02.04.2020 № 545 «О мерах  по реализации  подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации организациями Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с  распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» руководителям находящихся в ведении Минобрнауки России научных и образовательных организаций необходимо обеспечить реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом руководителям также необходимо определить максимальное возможное количество работников, переводимых с 4 по 30 апреля 2020 года на дистанционный режим работы, а также численность работников, обеспечивающих функционирование этих организаций с 4 по 30 апреля 2020 года.

 

Имеет ли право ВУЗ вести дистанционное обучение, а затем продлевать очное обучение на период летних каникул?

При реализации образовательных программ вузам необходимо предусмотреть организацию контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде, а также использование различных образовательных технологий с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Таким образом, в случае невозможности реализации образовательной программы или ее части в полном объеме, может быть пересмотрен график учебного процесса.

 

Информация обновлена 05.04.2020

Где проходить преддипломную практику?

Законодательство не ограничивает возможность проведения практики в формате удаленной работы студентов. Если работы, связанные с будущей профессиональной деятельностью, могут выполняться студентами при онлайн взаимодействии с руководителями практики, то практика может быть организована дистанционно. При этом образовательной организацией должны быть внесены изменения в программу практики, а при необходимости – заключено дополнительное соглашение к договору о прохождении практики.

 

Как ликвидировать задолженности в условиях дистанционного обучения?

Студенты, имеющие академическую задолженность, вправе пройти аттестацию по соответствующим предмету, курсу или модулю не более двух раз в пределах одного года с момента образования задолженности. Сроки пересдачи при этом устанавливает вуз. Таким образом, студент может закрыть задолженности после нормализации ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции. В то же время, как и промежуточная аттестация, ликвидация академической задолженности может быть организована с применением дистанционных образовательных технологий в соответствии с локальным нормативным актом вуза.

 

Что делать, если преподаватель не готов к переходу на дистанционный режим?

Преодолеть трудности в связи с переходом в онлайн во многих вузах преподавателям помогают сами студенты или сотрудники, занимающиеся информационными технологиями. Поддержку преподавателям должно оказывать как руководство вуза, так и обучающиеся.

 

Реализация элементов программ, требующих специализированного лабораторного оборудования (в части выпускных курсов)

В случае если у образовательной организации отсутствует возможность заменить лабораторные работы виртуальными аналогами, то вносятся изменения в учебный план и занятия переносятся на другой период.

 

Как студенту узнать, что образовательная организация переводит его на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий и с какого времени?

Вся информация должна размещаться на сайте образовательной организации и в личных кабинетах студентов (при их наличии). При необходимости работники образовательной организации, курирующие соответствующие курсы, группы студентов должны индивидуально связаться со студентами и разъяснить порядок освоения образовательной программы в данный период.

 

Можно ли выехать с территории образовательной организации и продолжать обучение на основе дистанционных образовательных технологий из дома?

Возможно, в случае если в образовательной организации осуществлен переход на обучение с применением дистанционных образовательных технологий и порядок такого обучения позволяет осваивать образовательную программу вне места нахождения образовательной организации.

 

Как может быть организована государственная итоговая аттестация в условиях реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий?

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ), в том числе, при проведении итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся (далее – ГИА).

Особенности проведения государственных аттестационных испытаний с применением электронного обучения, ДОТ определяются локальными нормативными актами образовательной организации. При проведении государственных аттестационных испытаний с применением электронного обучения, ДОТ организация обеспечивает идентификацию личности обучающихся и контроль соблюдения требований, установленных указанными локальными нормативными актами.

Аналогичным образом проводятся и предусмотренные консультирования обучающихся по вопросам, включенным в программы государственных экзаменов, а также консультации руководителей выпускных квалификационных работ.

При оформлении решений государственной экзаменационной комиссий в протоколах должно быть зафиксировано, что аттестационные испытания проводились посредством ДОТ.

 

Возможно ли организовать проведение практики в формате дистанционной работы студентов?

Законодательство не содержат норм, исключающих возможность проведения практики в формате дистанционной (удаленной) работы студентов аналогично широко применяемым в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции способом организации труда работников. В случае, если виды работ, связанные с будущей профессиональной деятельностью, могут выполняться обучающимися, в том числе частично, в формате дистанционной (удаленной) работы при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии с руководителями практики как со стороны вуза, так и со стороны профильной организацией, то практика может быть организована полностью или частично без непосредственного нахождения обучающегося на рабочем месте в профильной организации либо в вузе. При этом образовательной организацией должны быть внесены изменения в программу практики, а при необходимости – заключено дополнительное соглашение к договору между профильной организацией и вузом.

 

Влечет ли применение дистанционных образовательных технологий изменение формы обучение или сроков реализации образовательных программ?

Используемые в рамках организации образовательной деятельности образовательные технологии и методики организации образовательной деятельности, в том числе, предусматривающие опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающихся и педагогических работников с применением информационно-телекоммуникационных сетей не влечет за собой изменение формы обучения. 

Образовательные организации реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в различных формах обучения или при их сочетании при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.

 

Как выпускники школ, участники несостоявшихся заключительных этапов, будут поступать в образовательные организации высшего образования? Планируется ли провести заключительные этапы олимпиад школьников и когда?

В соответствии с утвержденным Порядком проведения олимпиад школьников все заключительные этапы олимпиад школьников должны быть проведены в срок до 1 апреля 2020 года.

В настоящее время Минобрнауки России подготовлены изменения в Порядок проведения олимпиад школьников, предусматривающие в том числе корректировку срока проведения заключительных этапов олимпиад, публикации списков победителей и призеров олимпиад, внесения сведений о победителях и призерах олимпиад в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся.

Организаторам олимпиад школьников рекомендовано рассмотреть возможность переноса несостоявшихся заключительных этапов олимпиад, заблаговременно уведомив об этом участников

 

Что делать, если обучение по определенным дисциплинам не может быть осуществлено с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения (например, нужны практические компетенции – медицина, инженерное дело)?

Для студентов, которые не завершают в текущем году освоение образовательной программы, необходимо перенести такие дисциплины на следующий учебный год, а для студентов выпускных курсов – организовать освоение практических дисциплин в малых группах в разные смены с соблюдением мер безопасности в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора.

Такой перенос сопровождается внесением изменений в соответствующие учебные планы образовательных программ, при этом согласия обучающегося на такой перенос не требуется. При переносе сроков должно быть соблюдено право студентов на каникулы.

 

Как проводить промежуточную аттестацию студентов? Может ли образовательная организация перенести сроки сессии?

Промежуточная аттестация может быть проведена с использованием дистанционных образовательных технологий. При необходимости в учебный план могут быть включены новые формы проведения промежуточной аттестации, позволяющие оценить уровень освоения соответствующей части образовательной программы при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии преподавателя с обучающимися с применением информационно-телекоммуникационных сетей.

Сроки проведения промежуточной аттестации определяются учебным планом и календарным учебным графиком образовательной программы. Сроки проведения промежуточной аттестации (даты сессии) могут быть изменены и перенесены на более поздний срок. При этом они должны быть проведены до конца учебного года. При изменении учебного плана и календарного учебного графика следует обеспечить соблюдение права студентов на каникулы

 

Как обеспечить реализацию дисциплины «Физическая культура» в условиях карантинных мероприятий?

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном образовательной организацией. С учетом сложившейся ситуации рекомендуется занятия по дисциплине «Физическая культура» либо перенести на следующий семестр, либо освоение теоретической части дисциплины проводить с применением дистанционных образовательных технологий.

 

Возможна ли реализация образовательной программы или части образовательной программы посредством онлайн-курсов других университетов?

Да, возможно. Организации вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

 

Какие локальные нормативные акты должны быть в образовательной организации в связи с переходом на обучение с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения?

В образовательной организации должен быть принят локальный нормативный акт об организации образовательного процесса в связи с профилактическими мерами, связанными с угрозой коронавирусной инфекции. В указанном локальном нормативном правовом акте должны быть предусмотрены положения об использование онлайн-курсов и дистанционных образовательных технологий (Learning Management System, электронная почта, мессенджеры, системы вебинаров, чаты, подкасты и др.) в образовательном процессе. Кроме этого, образовательной организацией должен быть утвержден перечень доступных онлайн-курсов (в том числе, с учетом перечня онлайн-курсов, подготовленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации), который должен соответствовать образовательной программе, ее направленности (профилю).

 

Что делать, если по учебной дисциплине нет подходящего онлайн-курса?

В случае если отсутствует подходящий онлайн-курс или принимается решение реализовать учебный предмет (дисциплину без использования онлайн-курса, то, с учетом автономии образовательной организации и самостоятельности в осуществлении образовательной деятельности образовательных организаций. Необходимо использовать альтернативные модели дистанционного обучения.

Например, такими моделями альтернативного обучения могут быть лекции в формате вебинаров или предоставления доступа к ранее записанным преподавателям к лекциям; проведение семинарских занятий в форме дистанционного выполнения заданий преподавателя во время семинаров в соответствии с действующим в образовательной организации расписанием. Для коммуникации во время семинаров могут быть использованы любые доступные технологии, удобные преподавателю и обучающимся (в том числе чаты в мессенджерах).

 

Что делать, если наименования учебной дисциплины и онлайн-курса отличаются?

Наименование онлайн-курсов для принятия об использовании онлайн-курса для преподавания конкретной дисциплины не является определяющим. Решение об использовании онлайн-курса принимается на основе сопоставления рабочих программ учебных дисциплин и программ онлайн-курсов, сравнения их содержания и трудоемкости, так и на основе анализа результатов обучения или компетенций, которые получают обучающиеся.

 

Если студент учится на основании договора об оказании платных образовательных услуг, вправе ли образовательная организация предлагать ему онлайн-курсы других университетов, ведь оплачивает обучение он в своем университете?

То, что образовательная организация указывает своему студенту, материалы какого онлайн-курса другой образовательной организации можно послушать в рамках конкретной учебной программы, не изменяет того, что обучение как целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности и т.д. осуществляет именно та организация, в которой учится студент.