22 Августа 2021, 18:46
897

С 01.09.2022 вступает в действие новый порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры

Уважаемые пользователи информационно-образовательной программы Росметод, обращаем ваше внимание на приказ Минобрнауки России от 06.04.2021 № 245 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», которым утвержден новый порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее – Порядок № 245). Минобрнауки России установлено введение в действие Порядка № 245 с 01.09.2022 сроком на 6 лет взамен утрачивающего силу приказа Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (далее – Порядок № 301).

Порядок № 245 является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее соответственно – организации, образовательные программы), и устанавливает в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Порядок № 245 состоит из следующих разделов:

  1. общие положения;
  2. организация и осуществление образовательной деятельности;
  3. особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Пунктом 7 Порядка № 245 уточнено, что образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

Абзацем 2 пункта 19 Порядка № 245, в отличие от Порядка № 301, определена продолжительность курса, которая включает в себя время обучения и время каникул и не может превышать 366 календарных дней. В календарных днях следующим образом устанавливается и зависимость общей продолжительности каникул в течение учебного года от продолжительности учебного года (пункт 21 Порядка № 245):

  • при продолжительности учебного года более 300 календарных дней – не менее 49 календарных дней и не более 70 календарных дней;
  • при продолжительности учебного года не менее 100 календарных дней и не более 300 календарных дней – не менее 21 календарного дня и не более 49 календарных дней;
  • при продолжительности учебного года менее 100 календарных дней – не более 14 календарных дней.

В соответствии с абзацем 2 пункта 20 Порядка № 245 организация сможет устанавливать срок начала учебного года по очно-заочной заочной  формам обучения, а также при реализации образовательной программы с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий во всех формах обучения, предусмотренных частью 2 статьи 17 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).

Важным является то, что в соответствии с пунктом 23 Порядка № 245 при осуществлении образовательной деятельности по образовательной программе организация обеспечивает:

  • реализацию дисциплин (модулей) (включая проведение текущего контроля успеваемости);
  • проведение практик;
  • проведение промежуточной аттестации обучающихся;
  • проведение итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.

Следует отметить также то, что Порядок № 245 допускает проведение контактной работы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Как и Порядок № 301, Порядок № 245 предусматривает проведение организацией занятий продолжительностью не более 90 минут с перерывами между занятиями не менее 5 минут. При этом  абзацем 4 пункта 27 Порядка № 245 организации дана возможность устанавливать продолжительность занятий в форме практической подготовки.

Отличительной особенностью Порядка № 245 является то, что организации определено право предоставить обучающимся возможность перевода на обучение по другой образовательной программе, реализуемой организацией, на конкурсной основе в порядке, установленном локальным нормативным актом организации, по завершении второго курса обучения по программам бакалавриата, второго и (или) третьего курса(ов) обучения по программам специалитета, а также по решению организации в иные сроки в период освоения образовательной программы (пункт 29 Порядка № 245).

Пунктом 36 Порядка № 245 определено, что организация с целью ликвидации обучающимися академической задолженности может проводить первую и (или) вторую повторную промежуточную аттестацию как в период каникул, так и в период освоения образовательной программы. В свою очередь отсутствуют требования, ранее установленные Порядком № 301, в соответствии с которыми: 

  • повторная промежуточная аттестация не может проводиться в период проведения практики, а также в период проведения промежуточной аттестации, за исключением периода проведения промежуточной аттестации при реализации образовательной программы в заочной форме обучения;
  • время проведения повторной промежуточной аттестации не должно совпадать со временем проведения учебных занятий в форме контактной работы.

В соответствии с абзацем 2 пункта 43 Порядка № 245 под специальными условиями для получения высшего образования по образовательным программам обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются не только условия обучения, но также воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В целом, актуализация порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры обусловлена изменениями, внесенными в Закон об образовании Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся».