05 Сентября 2021, 21:13
512

Гладко было на бумаге…: потребовались дополнительные разъяснения по вопросу организации классного руководства (кураторства) в среднем профессиональном образовании с учетом содержания данной деятельности педагогических работников и ее ежемесячной оплаты

Уважаемые пользователи информационно-образовательной программы Росметод, обращаем ваше внимание на Разъяснения об организации классного руководства (кураторства) в группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения, утвержденные Минпросвещения России, Общероссийским Профсоюзом образования (далее – Разъяснения). Разъяснения созданы в целях единообразного применения постановления Правительства РФ от 30.12.2005 № 850 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных организаций за выполнение функций классного руководителя, а также педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за выполнение функций классного руководителя (куратора)» (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РФ от 07.09.2006 № 548, от 10.11.2020 № 1800, от 07.07.2021 № 1133), а также положений сопутствующих нормативных правовых актов.

В связи с установлением с 01.09.2021 педагогическим работникам, осуществляющим классное руководство (кураторство) в учебных группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (далее – СПО), в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), ежемесячного денежного вознаграждения в размере 5 тысяч рублей с сохранением ранее установленных выплат Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования сообщают в том числе следующее. 

Воспитание обучающихся, осваивающих образовательные программы СПО, в том числе программы профессионального обучения, осуществляется на основе включаемых в образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатываются и утверждаются образовательной организацией с учетом включенных в примерные образовательные программы СПО примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.

Педагогические работники, осуществляющие классное руководство (кураторство) в группах, принимают участие в разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации, а после ее утверждения формируют на ее основе календарный план воспитательной работы группы (месячный, годовой и пр.). Содержанием воспитательной работы педагогического работника, осуществляющего классное руководство (кураторство) в группах, является воспитательная работа, осуществляемая образовательной организацией в рамках утвержденных программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.

Перед педагогическим коллективом организации поставлена задача подготовить не только квалифицированного специалиста, но и воспитать гражданина, патриота, человека с наименьшим количеством или полным отсутствием вредных привычек. При этом педагогические работники, осуществляющие классное руководство (кураторство) в группах во взаимодействии со всеми педагогическими работниками организации, решают следующие задачи:

  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности студента путем гуманизации межличностных отношений, формирование навыков общения обучающихся, основанных на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, особенно обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и утративших контакт с родителями (их представителями);
  • формирование необходимых качеств у обучающихся для достижения высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;
  • формирование внутренней позиции личности обучающегося, однозначно осуждающей негативные явления окружающей социальной действительности;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе в вопросах информационной безопасности детей;
  • формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
  • формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества, развитие творческого потенциала обучающихся; их организационно-коммуникативных навыков;
  • профилактики правонарушений и употребления психотропных средств.

Ключевое место в воспитательной работе педагогического работника, осуществляющего классное руководство (кураторство) в группах организаций СПО, должно занимать мотивирование обучающихся к обучению и освоению содержания образовательной программы в полном объеме, а также к их участию в мероприятиях рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации.

В перечень документации педагогического работника, осуществляющего классное руководство (кураторство) в образовательных организациях, реализующих образовательные программы СПО, в том числе программы профессионального обучения, включается набор документации:

  • журнал учебной группы;
  • материалы личного дела обучающихся группы;
  • учет посещаемости обучающихся группы;
  • учет успеваемости обучающихся группы за семестр (ведомость оценок, при наличии – электронный журнал);
  • документация по организации ежедневного питания обучающихся;
  • план воспитательной работы группы (годовой, месячный);
  • документация классных часов;
  • индивидуальные планы работы и сопровождения (социальные паспорта) обучающихся разных категорий (сироты, лица с ОВЗ, малообеспеченные и иные категории).

В рамках реализации воспитательной деятельности при организации классного руководства (кураторства) в группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО, в том числе программы профессионального обучения, в целях конкретизации нормативного правового обеспечения, формирования единых подходов к пониманию целей и задач классного руководства (кураторства), принципов и видов деятельности по осуществлению педагогическими работниками классного руководства (кураторства) вне зависимости от уровня образования, Минпросвещения России и Общероссийским Профсоюзом образования предлагается руководствоваться «Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях» (письмо Минпросвещения России от 12.05.2020 № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях»).

Следует обратить внимание на то, что осуществление классного руководства (кураторства) в группах СПО является для педагогических работников видом дополнительной работы, которая может выполняться ими только с их письменного согласия и за дополнительную оплату, что предусматривается в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору), в котором указывается ее содержание, срок выполнения и размер оплаты. Это необходимо  учитывать при регулировании вопросов, связанных с осуществлением педагогическими работниками классного руководства (кураторства) в группах СПО, в том числе с выплатой ежемесячного денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждую группу.