12 Августа 2021, 12:02
408

Минобрнауки России даны разъяснения о составе обязательной части образовательной программы с учетом формируемых компетенций на основе требований ФГОС ВО 3++

В письме Минобрнауки России от 30.06.2021 № 5/12440-О ведомством даны разъяснения по вопросу, касающемуся состава дисциплин (практик), обязательной части образовательной программы с учетом формируемых ими компетенций на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования редакции 3++ (далее – ФГОС ВО 3++).

Минобрнауки России поясняет, что в настоящее время в системе высшего образования используется компетентностный подход, предполагающий формирование определенного набора компетенций по результатам освоения основных образовательных программ. Так ФГОС ВО 3++установлены требования к результатам освоения образовательных программ в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по дисциплинам (модулям) и практикам. Совокупность запланированных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам должна обеспечивать формирование у выпускника всех компетенций, установленных образовательной программой в соответствии с ФГОС ВО 3++.

Следует отметить, что в соответствии с ФГОС ВО 3++ в рамках образовательной программы выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (далее – вариативная часть. К обязательной части образовательной программы относятся дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование общепрофессиональных компетенций, определяемых ФГОС ВО 3++. Дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование универсальных компетенций, определяемых ФГОС ВО 3++, а также профессиональных компетенций, определяемых образовательной организацией самостоятельно, могут включаться в обязательную часть программы бакалавриата и (или) в вариативную часть.

Таким образом, дисциплины (модули) и практики, формирующие общепрофессиональные компетенции, относятся только к обязательной части образовательной программы.  Дисциплины (модули) и практики, формирующие универсальные и профессиональные компетенции, могут включаться как в обязательную часть, так и в вариативную часть образовательной программы. Следовательно, помимо дисциплин (модулей) и практик, обеспечивающих формирование всех общепрофессиональных компетенций, в обязательной части образовательной программы могут присутствовать дисциплины, формирующие универсальные и (или) профессиональные компетенции и при этом не формирующие общепрофессиональные компетенции.