Первый проректор РУДН Сергей Назюта рассказал о возможностях цифровизации в вузах

Цифровые технологии продолжают стремительно менять многие сферы нашей жизни. Высшая школа - не исключение. Какие возможности цифровизации сегодня используют вузы и как они влияют на будущее университетов? Об этом "РГ" рассказал Сергей Назюта, первый проректор - проректор по экономической деятельности Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы.

Сергей Викторович, как процесс цифровизации влияет на вузы?

Сергей Назюта: Сотрудники, работающие с ЭВМ, появились у нас давно: вычислительный центр для решения задач финансового блока заработал еще в 80-х годах. Качественный скачок произошел в 90-е годы, когда ПК стали производительнее и доступнее. Мы создали компьютерные классы со свободным доступом для студентов, автоматизировали обработку информации, кратно увеличили закупку техники, вложились в строительство вычислительных сетей и в разработку собственного ПО одними из первых в России. Но важнее то, что мы сформировали у коллектива запрос на работу в цифровых сервисах. Сейчас практически все справки и документы студенты получают онлайн, преподаватели тратят минимум времени на рутинные задачи.

Почему важно использовать именно российские цифровые решения в образовательном процессе?

Сергей Назюта: Это прагматичное решение. Затраты на цифровизацию ощутимы, поэтому вкладывать средства нужно оптимально. В нынешней ситуации обеспечить эффективность использования средств, сохранность данных и работоспособность систем могут только отечественные ИТ-компании.

Нужно ли ввести обязательную отработку после диплома для выпускников-педагогов по аналогии с медвузами? Что думают эксперты?

Мы искали замену иностранным решениям и переводили процессы на отечественные разработки. Например, инструментом для коммуникаций мы выбрали виртуальный офис "Яндекс 360". Экосистемой сервисов сейчас пользуются все сотрудники, преподаватели, студенты и научные работники.

Еще один плюс российских компаний в том, что они быстрее реагируют на запросы клиентов - оперативно решают вопросы необходимых доработок и обновлений. Так, функциональность экосистемы сервисов была доработана на основе наших предложений, а также предложений от других вузов. Многие из наших запросов уже реализованы внутри виртуального офиса.

Что оказалось самым сложным в цифровой трансформации: внедрение технологий или изменение привычек?

Сергей Назюта: При переходе на отечественные решения мы не ставили цель просто "обновить софт" или "цифровизироваться" потому, что все так делают. Наша задача заключалась в том, чтобы создать единую университетскую цифровую среду, в которой удобно и безопасно работать и студентам, и работникам вуза. Мы стремились делать ставку именно на комплексных решениях. Это повышает безопасность, ускоряет интеграцию и делает рабочие процессы прозрачнее.

Все документы студенты получают онлайн, а преподаватели тратят минимум времени на рутинные задачи

Так, готовиться к переходу на "Яндекс 360" мы начали за много месяцев до того, как иностранный вендор, продукцией которого мы пользовались, отказался от поддержки своих сервисов в России. Поэтому миграция прошла размеренно и планово, без блокировки рабочих процессов. Каждый последующий этап трансформации производился только после того, как представители цифрового блока, функциональные заказчики и непосредственные пользователи подтверждали работоспособность внедряемого решения. Ну и, конечно, нельзя не отметить активную помощь команды вендора и партнеров, которые оказывали поддержку практически в круглосуточном режиме. Это, наверное, самое качественное взаимодействие на моей памяти. Согласно нормативной документации РУДН, сервисы "Яндекс 360" имеют статус действующих корпоративных сервисов университета.

Как изменилось взаимодействие со студентами благодаря внедрению цифровых инструментов?

Сергей Назюта: Ключевой процесс в работе любого образовательного учреждения - двусторонняя коммуникация. Цифровые инструменты виртуального офиса, в частности, сервисы "Почта" и "Мессенджер", позволили выстроить систему оперативной связи на всех уровнях. Теперь у каждого студента есть прямой канал для диалога с руководством. А с помощью Форм собираем обратную связь.

Благодаря цифровизации многие образовательные процессы могут проходить дистанционно. Насколько этот формат обучения эффективен?

Сергей Назюта: Тут мы в большей мере традиционалисты. Студент должен учиться у преподавателя, что называется, "глаза в глаза", при этом дистанционная форма является элементом современного обучения. Сюда же можно отнести и экстраординарные занятия. Например, невозможно привести 25 студентов в офтальмологическую операционную и продемонстрировать им тонкости операции. На помощь приходят технологии дистанционного образования - в Центре офтальмологии у нас создана платформа для онлайн-трансляций.

Прекрасно показали себя дистанционные технологии и в проведении конференций и симпозиумов. Иногда количество слушателей доходит до 90 процентов, что повышает требования к качеству системы ВКС. И здесь наш основной инструмент - Телемост.

Плюс российских ИТ-компаний в том, что они оперативно выполняют доработки и обновления

К слову об ИИ. Он постепенно проникает во все сферы жизни. Образование не является исключением. Как вы используете его в работе вуза?

Сергей Назюта: В студенческие годы я бы точно не отказался от такого инструмента. Но это не золотая рыбка, которая просто исполняет желания. Им также нужно научиться пользоваться, чтобы он приносил результат. Но эффективность ИИ зависит от правильных настройки и обучения. И мы хотим, чтобы наши студенты развивались в этом направлении, поэтому в прошлом году открыли факультет искусственного интеллекта, тем самым поощряя студентов на его широкое использование.

Футурологи прогнозируют, что в будущем преподавателя в аудитории заменит ИИ. Возможно ли такое в ближайшее время?

Сергей Назюта: Я сомневаюсь, что машина может дать человеку ту же теплоту, то же участие, которое дает хороший педагог. И мне бы хотелось, чтобы в этом плане все оставалось, как и прежде. С другой стороны, на свою цифровую копию я бы посмотрел с большим интересом. Да, местами работа преподавателя - рутина, которую неплохо бы переложить на машину. Но я уверен: как бы далеко ни шагнули технологии, они будут всегда оставаться на втором плане, помогая людям, а не заменяя их.