Нужна ли обязательная отработка для выпускников педвузов

Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий с 1 марта 2026 года обязательную отработку выпускников медвузов.Молодые медики должны будут в течение трех лет после получения диплома проработать в государственных медучреждениях. Так планируется сократить дефицит врачей в российских больницах и поликлиниках - там не хватает порядка 29 тысяч специалистов.
Необходимо создавать привлекательные условия труда для учителей. Речь не только о повышении зарплаты: должны быть возможности для отдыха и развития.
Необходимо создавать привлекательные условия труда для учителей. Речь не только о повышении зарплаты: должны быть возможности для отдыха и развития. / Егор Алеев/ТАСС
Можно ли таким способом решить проблемы с кадрами в других отраслях? Например, в образовании? И не пора ли?
По словам министра просвещения Сергея Кравцова, потребность в педагогических кадрах сегодня - порядка миллиона вакансий. В ведомстве даже открыли "горячую линию" для сбора заявок от школ.
Хотя по данным Высшей школы экономики, педагогические вузы и факультеты готовят сегодня достаточное число учителей. И к тому же в образовании - один из самых высоких процентов трудоустройства сразу после окончания вуза.
На работу выходят около 60 процентов выпускников. Правда, есть нюанс: часть молодых учителей уходит из школ, не проработав и трех лет.
Нужно ли ввести обязательную отработку после диплома для выпускников-педагогов по аналогии с медвузами?
Такую идею в минпросвещения в целом поддерживают.
"Сама идея неплохая, вопрос - в ее реализации. На мой взгляд, решение этого вопроса именно в расширении целевого приема", - отметил глава минпросвещения.
Нужно активнее использовать целевое обучение, когда педвуз готовит специалистов по запросу школы или муниципалитета
Также ранее на Форуме классных руководителей министр высказался о системе распределения.
"Считаю, что сложно и неправильно было бы кого-то заставлять обязательным распределением, - отметил Кравцов. - Нам нужно активнее использовать целевое обучение, когда по запросу той или иной школы или муниципалитета педвуз готовит специалистов под конкретное место".
Мнения
Сергей Тарасов, ректор РГПУ им. А.И. Герцена:
"Обязательная отработка для выпускников педагогических вузов - тема, требующая всестороннего рассмотрения.
Решения в этой области должны приниматься с учетом мнения профессионалов после широкой дискуссии с участием школ, студентов и преподавателей.
Необходимо учитывать особенности работы педагога, которая предполагает не только профессионализм, но и любовь к детям, стремление к развитию и творческому подходу.
Сегодня мы видим, что целевой набор в вузы доказал свою эффективность. В этом году хорошие результаты: в нашем университете квота выполнена на 85%.
Целевые места по ряду направлений, включая математику, русский язык и дефектологию, полностью закрыты.
Для удержания педагогических кадров необходимо создавать привлекательные условия труда. Речь идет не только о повышении зарплаты. У педагогов должны быть возможности для отдыха, развития, участия в различных проектах и обмена опытом".
Наталия Наумова, ректор Государственного университета просвещения:
"Отработка после получения диплома - это возможность сразу получить рабочее место по профессии или начать работать уже на выпускном курсе. Речь о профессиональной траектории, которая для педвузов уже ключевая: не просто трудоустройство, а трудоустройство по профессии. Поэтому поддерживаю целевой прием как основу, а возможность отработки - как дополнение там, где заранее обеспечены условия качественного старта молодого учителя".