Итоги основного периода проведения ГИА обсудили на площадке Госдумы

Итоги основного периода проведения государственной итоговой аттестации стали темой обсуждения на заседании Комитета по просвещению Госдумы. Основной доклад представил глава Рособрнадзора Анзор Музаев. В обсуждении также участвовали заместитель руководителя Игорь Круглинский и директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова.
Председатель Комитета Ирина Белых отметила, что это уже третье заседание в текущем году, посвященное государственной итоговой аттестации школьников с привлечением руководства Рособрнадзора. На предыдущих встречах обсуждались меры контроля за проведением ЕГЭ и готовность к ГИА.
«Я очень рада, что такое конструктивное взаимодействие у нас сложилось», – подчеркнула председатель профильного Комитета Госдумы Ирина Белых.
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев рассказал о проведении экзаменов, обеспечении безопасности и нововведениях в 2025 году.
Он сообщил, что ЕГЭ в этом году сдавали более 680 тысяч человек. Экзамены прошли в 6 тысячах пунктов на территории всех регионов России и в 55 зарубежных странах. В организации участвовали свыше 300 тысяч сотрудников ППЭ и около 6 тысяч медицинских работников. За ходом ЕГЭ следили примерно 40 тысяч общественных наблюдателей.
Анзор Музаев акцентировал внимание на двух ключевых изменениях, которые сделали ЕГЭ более комфортным и справедливым для выпускников. Теперь во всех пунктах проведения экзаменов появился QR-код. С его помощью участники и их родители могли быстро сообщить о проблемах или нарушениях через Платформу обратной связи на портале Госуслуг.
«Региональные эксперты оперативно реагировали на обращения. За время экзаменов поступило 72 жалобы из 32 регионов. Большинство касалось нарушений порядка в ППЭ, из них 55 – на проведение ЕГЭ. В 14 случаях нарушения подтвердились», – подчеркнул Анзор Музаев
В этом году впервые родителей привлекли к контролю за проведением экзаменов. Идея прозвучала в т.ч. от депутатов Государственной Думы, а затем была реализована. Родители выступали не как представители системы образования, а как защитники интересов детей в пунктах проведения экзаменов.
«В каждом пункте проведения экзаменов присутствовали родители, которые следили за ходом экзамена и фиксировали нарушения. Они заполняли ведомости, в которых отмечали проблемы, связанные с комфортом участников: отсутствие сопровождения при перемещении, наличие у организаторов мобильных телефонов, отсутствие медпункта, неработающие рамки металлоискателей и отсутствие видеонаблюдения в штабе ППЭ. Все замечания оперативно обрабатывались.
После экзаменов родители сдавали ведомости, похожие на те, что используют общественные наблюдатели. На обработку и анализ всех данных уходило 1–2 дня. В следующем году мы, возможно, внедрим систему моментальных обращений через Платформу обратной связи для быстрого решения возникающих проблем», – рассказал Анзор Музаев.
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев также сообщил о сдаче ЕГЭ в приграничных территориях в этом году. Выпускники могли получить аттестаты не сдавая ЕГЭ. Однако большинство ребят из школ Белгородской, Брянской и Курской областей все же выбрали единый госэкзамен из-за его преимуществ при поступлении в вузы.
Во время проведения ЕГЭ в 2025 году было 13 случаев в 4 субъектах РФ (ЛНР, Курской и Белгородской областях, Ставропольском крае), когда экзамен прерывался из-за воздушной тревоги. Из 5766 выпускников, которых это затронуло, только 10 человек воспользовались правом пересдачи в резервный день. Остальные завершили экзамен в тот же день.
«Участниками ЕГЭ в 2025 году стали 1586 выпускников школ из воссоединенных регионов. Экзаменационные пункты открылись в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. Впервые выпускники этих регионов получили 100 баллов на ЕГЭ. Одиннадцать человек сдали экзамены на высший балл по русскому языку, химии, физике, литературе и истории. Это показывает, что новые регионы постепенно адаптируются к образовательным стандартам России», – подчеркнул руководитель ведомства.
Анзор Музаев также ответил на опасения общественности по поводу усложнения вариантов КИМ ЕГЭ по русскому языку в 2025 году.
«Сейчас из контрольных измерительных материалов постепенно исчезают задания, которые можно выполнить механически. Например, уходят в прошлое те задания, что раньше выпускники решали с помощью готовых шаблонов или заученных текстов. Кроме того, в творческой части ЕГЭ мы замечали иностранные слова и сленг из компьютерных игр и т.д. Но у нас много русских слов, которые точно передают любую мысль», – заявил он.
Анзор Музаев пригласил все заинтересованные стороны к конструктивному обсуждению предложений по совершенствованию ЕГЭ и ОГЭ. Свои предложения о том, каким должен быть экзамен для выпускников и абитуриентов, можно отправить на почту ege2025@obrnadzor.gov.ru или через Платформу обратной связи на портале Госуслуг. Сбор предложений продлится до 15 августа 2025 года.
Глава Комитета по просвещению Ирина Белых подчеркнула, что многие учителя задействованы в подготовке и проведении экзаменов, которые начинаются уже в мае. Это мешает другим ученикам, не сдающим экзамены, и негативно влияет на их учебный процесс. Школы решают эту проблему по-своему. В будущем она предложила совместно искать решения и понять, как эту проблему преодолеть.