В Общественной палате РФ предложили доработать Положение об осуществлении просветительской деятельности

В конце 2020 года на площадке ОП РФ прошло обсуждение законопроекта, были выработаны рекомендации по его доработке, часть из них была принята, часть обещали учесть при разработке подзаконных актов. 5 апреля законопроект был подписан и правительство приступило к подготовке соответствующей нормативной базы, напомнила Наталья Кравченко, председатель Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности.

«Проект положения оказался в центре внимания экспертов и профессионального сообщества, которых волнует, на кого будут распространяться требования данного постановления: только на тех, кто непосредственно взаимодействует с организациями образования, науки, культуры, или на любые организации и граждан, ведущих деятельность, попадающую под определение просветительской, в том числе в сети Интернет», — обратила внимание она.

«У экспертов, у профессионального сообщества много вопросов: на кого будет требование распространяться. Очень важно, чтобы постановление было важно для большинства участников просветительской деятельности», — поддержал коллегу заместитель Секретаря ОП РФ Владислав Гриб.

Председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев пояснил, что логика проекта постановления связана с темой иностранных агентов, негативного влияния на образовательную сферу.

«Чтобы управлять, корректировать, если надо, пресекать деятельность таких организаций, законодателями был принят этот закон, а правительство конкретизировало, как этот механизм будет работать. Многие трактуют это постановление широко, и надо понять, как будут, например, работать программы для бизнеса, как будут работать воскресные школы», — сказал он.

Новые требования в части ограничений для деятельности иностранных агентов в сфере просвещения поддержал и первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич.

«Можно вспомнить высказывания Сороса, который декларировал важность системы образования в России в качестве объекта его работы. Безусловно, запускать в образовательные учреждения иностранных агентов, прямых или косвенных, которые будут заниматься «просвещением», ни одна страна, считающаяся передовой, себе не позволяет», — подчеркнул он.

Отметив востребованность законопроекта, Александр Малькевич предложил уточнить обязанности блогеров и стрим-платформ в свете принятия поправок о просветительской деятельности.

Участники слушаний высказали и другие опасения относительно рисков, которые несет предлагаемый проект постановления. Это нецелесообразность приравнивания просветителей к педагогическим кадрам. Это чрезмерность требований, определяющих право на занятие просветительской деятельностью, в том числе запрет на привлечение к такой деятельности лиц моложе 18 лет и не имеющих двухлетнего стажа педагогической деятельности.

Эксперты донесли точку зрения благотворительных фондов, которые полагают, что предлагаемые проектом постановления требования сильно осложнят им жизнь. Бизнес-сообщество видит коррупционную составляющую в предлагаемом механизме. Научное сообщество рассматривает предлагаемый проект постановления как типичный пример избыточного регулирования, повышения бюрократической документационной нагрузки на учреждения. Представители музейного сообщества, для которого просветительская деятельность — один из уставных видов деятельности, опасаются, что новый закон сократит огромный массив просветительских мероприятий, проводимых музеями. Студенческое сообщество выразило уверенность в том, что проект постановления ограничивает возможность ведения студенческими организациями просветительской деятельности на территории вузов. Свои опасения высказали и самозанятые, которым непонятно, каким образом это отразится на их деятельности.

Мнение некоммерческих организаций, которые недоумевают, почему разработчики данного правового акта не учли их опыт просветительской работы в самых разных сферах, выразила Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО.

«Прошу пригласить представителей НКО в рабочую группу. Мы считаем, что столь важный нормативный акт должен обсуждаться в какие-то более разумные и долгие сроки, чтобы учесть все нюансы, о которых многие сегодня говорили. Нужно утончить тему с блогерами, уточнить, на кого распространяется действие положения», — отметила она.

Эксперты выступили за то, чтобы под регулирование попадали только те проекты, которые претендуют на дополнительное финансирование от государства. Они также подчеркнули, что положение должно регулировать отношения с просветителями, которые связаны с государственными деньгами, а с иностранными агентами достаточно других блокирующих актов.

Принятый федеральный закон, возможно, неправильно трактуют, предположил статс-секретарь — заместитель министра просвещения Российской Федерации Андрей Корнеев.

«В нем нет вопросов регулирования просветительства в сети Интернет, в СМИ, нет положения, касающегося какого-либо реестра просветителей и государственного контроля — это моменты, которые вызывали больше всего вопросов. Единственное ограничение, единственный запрет, который содержится в федеральном законе, — это недопустимость использования просветительской деятельности для разжигания расовой, религиозной, социальной, национальной розни и далее по тексту», — пояснил он.

Постановление определяет порядок осуществления просветительской деятельности в организациях образования, науки и культуры, а также порядок проведения контроля над ней, сказал он.

«Эксперты каких-либо проблем в формах просветительской деятельности не нашли. Для того чтобы осуществить просветительскую деятельность вне организации, не нужно искать какую-нибудь организацию для заключения договора. Не об этом идет речь. Мы скорректируем соответствующее положение, чтобы не было двойного прочтения», — пообещал он.

Председатель Координационного совета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев считает, что половина высказанных опасений не относятся к самому положению.

А вот часть экспертов пока не нашла ответа на то, состоятся ли первого сентября в школах открытые уроки, на которые традиционно приходят мэры, губернаторы; можно ли будет приглашать в школу ветеранов, представителей ГИБДД и т. д. для встречи со школьниками; попадает ли под действие проекта положения родительское собрание. Это просветительская деятельность? Надо ли в этих случаях заключать договоры? Зачем ограничивать эту деятельность?

Координатор отряда «ЛизаАлерт» Олег Леонов отметил, что закон отразится и на работе поисковиков: если оставить требования к стажу и опыту работу, то спасатели не смогут вести обучение добровольцев. 

Также эксперты отметили, что просветительская деятельность настолько разнообразна и распространяется на случаи, которые никто из составителей проекта постановления не учел. Законодателям необходимо прислушаться к практикам для того, чтобы создать действительно рабочий правовой акт. Работу над проектом постановления надо продолжить, единодушно решили участники мероприятия.

«Объект регулирования очень сложный, и одним документом описать все возможные случаи крайне непросто. Тем не менее это нужно сделать, поскольку закон вступает в силу, и дальше нужно понимать, как в его рамках осуществлять эту деятельность», — напомнила Наталья Кравченко.