Личный кабинет

svetlana@usue.ru
«
Проекты

О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления гарантий для работников, совмещающих работу с уходом за нетрудоспособными родственниками

? Возникли вопросы по документу? Комментарий научно-методической службы Росметод:

В настоящее время в Российской Федерации сохраняется устойчивая тенденция к старению населения и увеличению числа граждан, нуждающихся в постороннем уходе в связи с состоянием здоровья или достижением преклонного возраста. По результатам исследования Центра «Институт социального анализа и прогнозирования» Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХи ГС), проведённого в феврале 2024 года, около 13% россиян имеют родственника, нуждающегося в постоянном уходе по состоянию здоровья. Чаще всего в уходе и поддержке близких людей нуждаются граждане в возрасте от 81 до 90 лет.

Однако действующее трудовое законодательство не содержит специальных норм, предоставляющих работающим гражданам гарантии для совмещения трудовой деятельности с осуществлением ухода за такими категориями родственников. Существующий порядок предоставления отпусков без сохранения заработной платы по статье 128 Трудового кодекса Российской Федерации носит общий характер и не учитывает специфику указанных жизненных обстоятельств, что создает правовую неопределенность и вынуждает работников использовать ежегодный оплачиваемый отпуск для целей ухода либо прибегать к увольнению, ведя к потере трудового дохода и квалификации.

Сложившаяся правовая лакуна приводит к ухудшению материального положения семей, повышению социальной напряженности и не соответствует в полной мере конституционным принципам защиты семьи, материнства и детства, а также государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан, закрепленных в статьях 7 и 38 Конституции Российской Федерации.

Предлагаемый законопроект направлен на устранение указанного пробела и реализацию последовательной социальной политики путем установления в Трудовом кодексе Российской Федерации специальной гарантии для работников, осуществляющих уход за совершеннолетними нетрудоспособными родственниками. Введение нового вида социального отпуска продолжительностью до четырнадцати календарных дней в году на безвозмездной основе позволит работникам легитимно и предсказуемо распределять свое время между профессиональными обязанностями и семейными заботами, связанными с оказанием необходимой помощи близким людям.

Закрепление в статье 128.1 исчерпывающего перечня документов, подтверждающих право на отпуск, обеспечит единообразие правоприменительной практики и снизит рискивозникновения споров между работником и работодателем. Важной особенностью регулирования является право работника на разделение отпуска на части любой продолжительности, что создает гибкий механизм, адаптированный под реальные потребности человека в зависимости от состояния здоровья родственника. Установление того, что использование данного отпуска не зависит от права на основные и дополнительные оплачиваемые отпуска, подчеркивает его самостоятельный характер и специальное назначение. При этом закрепленный в законопроекте диспозитивный характер норм допускает улучшение условий предоставления такого отпуска в рамках коллективно-договорного регулирования и локальных нормативных актов. Данный подход будет стимулировать социально ответственных работодателей к установлению более благоприятного режима, в том числе с сохранением заработной платы.

Принятие законопроекта будет способствовать укреплению семьи как института, создаст дополнительные условия для соблюдения баланса между трудовой деятельностью и семейной жизнью, а также окажет положительное влияние на гуманизацию трудовых отношений в целом. Вместе с тем, законопроект не создает чрезмерных финансовых обременений для работодателей, поскольку отпуск предоставляется без сохранениязаработной платы.

Добавить в избранное Скачать оригинал