Личный кабинет

svetlana@usue.ru
Высшее образование Минобрнауки России, Минпросвещения России

Письмо Минобрнауки России от 17.04.2024 «Об отдельных вопросах применения приказа об осуществлении аккредитационного мониторинга системы образования»

? Возникли вопросы по документу? Комментарий научно-методической службы Росметод:

Минобрнауки России даны разъяснения по отдельным вопросам применения приказа Рособрнадзора, Минпросвещения России, Минобрнауки России от 24.04.2023 № 660/306/448 «Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации аккредитационного мониторинга системы образования» (далее – Приказ об аккредитационном мониторинге).

По вопросу, как рассчитывать показатель АП3, если на первом курсе студенты приняты на направление подготовки, а распределение по профилям (по образовательным программам) осуществляется на третьем курсе, сообщается, что согласно методике расчета показателя аккредитационного мониторинга «Доля обучающихся, успешно завершивших обучение по образовательной программе высшего образования, от общей численности обучающихся, поступивших на обучение по соответствующей образовательной программе высшего образования – АП3» (далее – показатель АП3), предусмотренной приложением № 4 «Показатели аккредитационного мониторинга системы образования и методика их расчета по образовательным программам высшего образования» к Приказу об аккредитационном мониторинге, для расчета показателя АП3 используются следующие значения численности обучающихся: 

a – численность обучающихся, успешно завершивших обучение по образовательной программе высшего образования; 

b1 – общая численность обучающихся, поступивших на обучение по образовательной программе высшего образования; 

b2 – численность обучающихся, ушедших в академический отпуск, обучающихся, переведенных на другую образовательную программу, а также обучающихся, зачисленных на образовательную программу высшего образования внутри организации высшего образования и (или) из других организаций высшего образования в период нормативного срока освоения образовательной программы высшего образования; 

b3 – общая численность обучающихся, вышедших из академического отпуска в период нормативного срока освоения образовательной программы высшего образования. 

Ведомства отмечают, что приведенные нормы позволяют сделать вывод о том, что указанная категория обучающихся будет учитываться в значении «b2».

Также разъяснены вопросы расчета показателя «Доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание (в том числе богословские ученые степени и звания), и (или) лиц, приравненных к ним, в общем числе работников, реализующих образовательную программу высшего образования, – АП5». При расчете показателя используются сведения о научно-педагогических работниках, задействованных в реализации образовательной программы высшего образования в текущем учебном году, в котором проводится аккредитационный мониторинг, на старшем курсе, обучающемся в организации высшего образования по данной образовательной программе по очной форме обучения (при отсутствии очной - очно-заочной, при отсутствии очно-заочной - заочной). Почему показатель не учитывает сведения о научно-педагогических работниках, задействованных, например, на первом курсе, каким образом показатель может дать объективную оценку.

Ведомство отмечает, что система показателей аккредитационного мониторинга разработана таким образом, чтобы иметь возможность сделать анализ и оценку состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании. 

Изложенное означает, что при проведении аккредитационного мониторинга в 2023 году методика расчета показателя аккредитационного мониторинга «Доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание (в том числе богословские ученые степени и звания), и (или) лиц, приравненных к ним, в общем числе работников, реализующих образовательную программу высшего образования, – АП5», предусмотренный приложением № 4 к Приказу об аккредитационном мониторинге содержит необходимый и достаточный набор расчетных величин, позволяющий достичь целей аккредитационного мониторинга. 


*Документ является ответом ведомства, полученным на запрос специалистов Росметод.

Добавить в избранное Скачать оригинал