15 Июля 2021, 09:47
217

Какие требования к помещениям, материально-техническому обеспечению и прочим условиям предъявляются к профильным организациям при организации обучения в форме практической подготовки (условия для лиц с ОВЗ, ЭОС и прочее)? Какие нормативные документы регламентируют такие требования? Необходимо ли вносить изменения в лицензию на осуществление образовательной деятельности образовательной организации в случае организации обучения в форме практической подготовки в профильной организации? Какие надзорные органы в сфере образования осуществляют контроль за обеспечением условий для практической подготовки?

Добрый день!

В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) «Практическая подготовка – форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы». 

Практическая подготовка может быть организована в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (далее - профильная организация), в том числе в структурном подразделении профильной организации, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора, заключаемого между образовательной организацией и профильной организацией  (п. 3 Положения о практической подготовке обучающихся (утверждено приказом Минобрнауки России, Минпросвещения России от 05.08.2020 № 885/390).

Согласно п. 2.2.1 Договора о практической подготовке обучающихся, заключаемым между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (далее – Договор), профильная организация обязана создать условия для реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки, предоставить оборудование и технические средства обучения в объеме, позволяющем выполнять определенные виды работ, связанные с будущей профессиональной деятельностью обучающихся (Положение о практической подготовке обучающихся (утверждено приказом Минобрнауки России, Минпросвещения России от 05.08.2020 № 885/390)).

Следовательно, все требования к помещениям, материально-техническому обеспечению и прочим условиям, предъявляемым к профильным организациям при организации обучения в форме практической подготовки в целом, определяются Договором. Однако, форма Договора не предусматривает фиксирование в договоре конкретного количества оборудования и технических средств обучения.

Также в договоре прописываются специальные условия для освоения компонентов образовательной программы  в форме практической подготовки инвалидами и лицами с ОВЗ.

Согласно ч.3 ст. 79 Федерального закона под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В соответствии с ч. 5 ст. 91 Федерального закона переоформление лицензии и внесение в нее изменений наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями осуществляется лицензирующим органом в определенных случаях. Переоформление лицензии на осуществление образовательной деятельности образовательной организации в случае организации обучения в форме практической подготовки в профильной организации не требуется.

В соответствии с п.2 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»: «Государственный контроль (надзор) осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) (далее – контрольный (надзорный) орган в сфере образования)».

Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя:

– федеральный государственный контроль качества образования;

– федеральный государственный надзор в сфере образования.

Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам образовательным стандартам посредством проверок качества образования предусмотренных ч. 9 ст. 93 Федерального закона мер.

Под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.

Основным контролирующим и надзорным органом в сфере образования выступает Рособрнадзор.