02 Июня 2021, 07:09
202

На какие документы опираться при разработке программ профессиональной переподготовки?

Добрый день!

Согласно ст. 2 и 11 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установление государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных профессиональных программ, федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований в сфере дополнительного профессионального образования не предусмотрено.

Согласно приказу Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. 

Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

При этом содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

Как правило, в рамках программы профессиональной переподготовки слушатель может быть подготовлен к выполнению одной общей трудовой функции, отвечающей присваиваемой квалификации, или освоить соответствующие ей компетенции.

Соответствующие рекомендации даны Минобрнауки России в письме Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов»).