Руководитель Рособрнадзора рассказал о ходе работы по снижению бюрократической нагрузки на педагогических работников
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев принял участие во Всероссийском совещании министров образования, где рассказал о ходе работы по снижению бюрократической нагрузки на педагогических работников.
Он напомнил, что Рособрнадзором уже проведена большая работа по снижению бюрократической нагрузки на учителей. Утверждены на федеральном уровне перечни обязательной документации, которые должны заполнять воспитатели в детских садах, учителя в школах, преподаватели в СПО и вузах. На законодательном уровне образовательные организации наделены правом не отвечать на запросы, направленные без законных оснований. Сокращено количество оценочных процедур и объем контрольных работ в школах. Запущен и успешно функционирует чат-бот «Помощник Рособрнадзора», с помощью которого педагоги могут получить разъяснения по вопросам бюрократической нагрузки, а также пожаловаться на нарушение их прав. В субъектах РФ создаются межведомственные рабочие группы по оптимизации процессов для снижения бюрократической нагрузки в системе образования, утверждаются планы с указанием ответственных и конкретных сроков выполнения мероприятий в регионе. Рособрнадзор ежемесячно проводит совещания с регионами для мониторинга ситуации, разбора поступивших жалоб и тиражирования лучших практик.
В октябре-ноябре 2025 года на площадке национального мессенджера МАХ и платформе Госуслуги был проведен масштабный опрос по вопросам бюрократической нагрузки, в котором поучаствовали около 100 тысяч педагогов образовательных организаций всех уровней. Педагоги отвечали на вопросы об их информированности о принятых решениях, своевременности обновления нормативно-правовой базы, регулирующей их деятельность, своей фактической нагрузке (административных барьерах и сложностях процедур), результативности принятых мер.
Часть участников опроса подтвердили, что с 1 марта 2025 года уровень бюрократической нагрузки для них снизился, но также опрос показал, что большая часть педагогов продолжает тратить много времени на оформление различных бумаг и все еще сталкивается с необходимостью участия в незапланированных мероприятиях. Несмотря на наличие учебных планов и программ, реальная трудовая деятельность части педагогов сопровождается внеплановыми мероприятиями (административные поручения, внеурочные мероприятия, срочные отчёты и т.д.). Также от педагогов регулярно требуют фотоотчеты о проводимых мероприятиях.
На основе данных опроса Рособрнадзором был составлен индекс забюрократизированности в разрезе регионов. В зеленой зоне, свидетельствующей о низком уровне бюрократической нагрузки на педагогов, окажутся те из них, где этот показатель будет ниже всего. Средний уровень бюрократической нагрузки констатировали педагоги дошкольного образования 16 регионов, учителя школ пяти регионов, педагоги СПО четырех регионов. По всем этим уровням образования средний уровень нагрузки зафиксирован только в Москве.
«Ситуация не изменится, если каждый регион и каждая образовательная организация не начнут работу в этом направлении. Карта забюрократизированности будет представлена Председателю Правительства, и каждый губернатор будет нести ответственность за состояние дел в регионе. Наша общая цель – системное снижение документооборота и высвобождение времени педагогов для выполнения основных профессиональных задач», – заявил Анзор Музаев.
Он также рассказал о проекте «Знак качества для образовательных организаций», запущенном Рособрнадзором в 2025 году, и первых результатах проведенной в рамках этого проекта оценки школ. На сегодняшний день в номинацию «Высокие образовательные результаты» вошло 310 школ из 63 регионов, в номинацию «Высокая культура оценивания» – 969 школ из 80 регионов.