Подведены итоги работы Общественного совета при Минобрнауки России за 2025 год

Участников заседания Общественного совета поприветствовал глава Минобрнауки Валерий Фальков. Мероприятие прошло под председательством научного руководителя Института всеобщей истории РАН, академика Александра Чубарьяна.

Открывая заседание, Валерий Фальков поблагодарил членов совета и Александра Чубарьяна за неизменно содержательное обсуждение важных вопросов развития высшего образования.

Первой темой обсуждения стало обучение иностранных студентов в российских университетах.

Замглавы Минобрнауки Константин Могилевский рассказал о проделанной работе по повышению качества набора иностранных абитуриентов и их подготовки в 2025 году.

Так, введена грантовая поддержка талантливых иностранных обучающихся, включающая оплату транспортных расходов, проживания, медицинской страховки и ежемесячную выплату. Отбор происходит среди победителей и призеров Международной олимпиады «Open Doors». 

Отдельно определены подходы к анализу олимпиад, проводимых российскими вузами для отбора кандидатов, желающих обучаться по квоте Правительства РФ.

Впервые с этого года введен обязательный экзамен по русскому языку для всех иностранных абитуриентов, поступающих на русскоязычные программы. В целях стандартизации данного экзамена по всей России Минобрнауки разрабатывает соответствующие методические рекомендации. 

Завершается формирование ранжированного перечня рекрутинговых агентств, в который войдут и российские, и зарубежные агентства. Планируется, что в скором времени вузы будут работать только с агентствами, включенными в этот перечень.

Совершенствуются инструменты учета иностранных студентов. Обновляется система для распределения квот. В 2026 году для иностранных абитуриентов станет доступным Суперсервис «Поступление в вуз онлайн». Те, у кого нет регистрации на «Госуслугах», смогут подавать заявление на поступление после получения цифрового идентификатора в приложении «ruID». Этот идентификатор ляжет в основу цифрового профиля иностранного студента, который разрабатывается по поручению Президента России.

Также ведется работа по сохранению и укреплению связей с иностранными выпускниками. В этом году в Москве прошел Форум представителей ассоциаций выпускников российских и советских вузов. На следующий год он пройдет в расширенном составе. Важно, что многие выдающиеся выпускники могут быть рассмотрены в качестве Послов российского образования и науки. За два года эти почетные звания присвоены 24 гражданам из стран СНГ, Азии, Африки и Латинской Америки.

Отметим, сегодня в России обучается 402 тыс. иностранных студентов из 185 государств мира. Это на 7 тыс. человек больше, чем годом ранее. При этом в первом квартале 2026 года эта цифра увеличится, так как весной пройдут зачисления по программам аспирантуры. По поручению Президента России к 2030 году контингент иностранных обучающихся должен увеличиться до 500 тыс. человек.

Второй темой Общественного совета стало развитие инклюзивного высшего образования. Как отметила замглавы Минобрнауки Ольга Петрова, главная цель этой работы — формирование и внедрение к 2030 году инклюзивной культуры во всех университетах страны.

В настоящее время на базе вузов работают 25 ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) по обучению студентов с ограниченными возможностями здоровья, а также на базе трех совместных Славянских университетов в Белоруссии, Киргизии и Таджикистане. Всего сеть объединяет 685 университетов.

Отдельно участники рассмотрели итоги работы по обеспечению условий для обучения участников специальной военной операции. С 2024 года благодаря совместной работе Минобрнауки и Фонда«Защитники Отечества» функционирует электронная база, где участник СВО может указать, на какое направление подготовки он хочет поступить, а далее специалисты помогают ему подобрать университет и программу.

Сеть РУМЦ готова к индивидуальному образовательному сопровождению каждого бойца спецоперации.

По этому направлению работы также второй год реализуется федпроект «Формирование системы образовательного маршрута для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья для получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства». Сейчас в нем участвуют шесть регионов: Вологодская, Нижегородская, Новосибирская, Сахалинская, Ростовская области и Ставропольский край. В 2026 году к проекту подключатся еще три субъекта: Пензенская область, Кабардино-Балкарская Республика, Псковская область. 

Результатом проекта должна стать модель образовательного маршрута и дальнейшего трудоустройства, а также ее тиражирование на другие субъекты РФ.

По итогам заседания Александр Чубарьян выразил благодарность коллегам за конструктивную работу в 2025 году по линии высшего образования и отметил, что в будущем году работа Совета должна также включить рассмотрение актуальных задач научной сферы. В январе состоится заседание, посвященное плану работы на 2026 год.