Глава Минобрнауки Валерий Фальков обсудил с заведующими кафедрами совершенствование приема и обучения на инженерных специальностях
Повестка совещания включила две темы – ход реализации пилотного проекта по поддержке преподавателей фундаментальных дисциплин и совершенствование вступительных испытаний при приеме на естественнонаучные и инженерные образовательные программы в рамках новой модели высшего образования. Участие в обсуждении вопросов приняли заведующие кафедрами ведущих университетов из разных регионов страны.
«Кафедра – это не просто базовое структурное подразделение университета, это его фундамент. Именно на кафедрах происходит воспитание молодых преподавателей. И от того, как организована эта работа, во многом зависит качество образования, имидж и успех университета в целом», – подчеркнул Валерий Фальков.
Поддержка преподавателей фундаментальных дисциплин
Первой темой обсуждения стали результаты проекта по поддержке преподавателей фундаментальных дисциплин. Напомним, в 2024 году Президент России Владимир Путин поручил обеспечить реализацию
пилотного проекта в целях повышения уровня оплаты труда научно-педагогических работников, которые преподают дисциплины фундаментального характера.
Сегодня в пилотном проекте 50 вузов – участников программы «Передовые инженерные школы» и почти 7 тыс. преподавателей 5 дисциплинарных областей (математики, физики, информатики, химии и биологии), которые обучают порядка 185 тыс. студентов.
Среди положительных эффектов от реализации проекта участники встречи выделили привлечение на работу молодых преподавателей и появление новых форм взаимодействия со студентами.
«Данный проект оказал системную поддержку нашей работе. Например, на кафедру высшей математики удалось набрать большое количество молодых сотрудников», – рассказал заведующий кафедрой строительной механики Уральского федерального университета Алексей Ламоткин.
«Мы получили очень хороший опыт работы с молодыми преподавателями. Благодаря участию в программе им удалось внедрить ряд интересных активностей, реализовать свой творческий потенциал. Важно, что к процессу с большим интересом подключились студенты», – отметил заведующий кафедрой общей физики Московского физико-технического института Андрей Гавриков.
И. о. заведующего кафедрой «Вычислительные машины» Московского авиационного института Роман Ким обратил внимание на то, что решается проблема привлечения молодых преподавателей-практиков из успешных ИТ-компаний. «Благодаря проекту мы смогли предложить сбалансированные графики работы в вузе для более десятка человек. Стабильная и достойная оплата труда преподавателей фундаментального ядра высшего образования позволяет им сфокусироваться на развитии своих дисциплин без необходимости отрыва на какую-либо подработку», – сообщил он.
Фундаментальность – ключевая сущностная характеристика новой модели высшего образования
Завкафедрами сошлись во мнении, что фундаментальность – ключевая характеристика новой модели высшего образования. Они поддержали идею Минобрнауки о формировании общего фундаментального ядра в рамках укрупненных групп специальностей. Предполагается, что единая содержательная часть образовательных программ (их общее ядро) будет сконцентрирована на первых двух курсах обучения. Такой подход позволит повысить качество образования, сделать выпускника более конкурентоспособным в условиях быстро меняющегося рынка труда.
По словам заведующего кафедрой математики Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Евгения Самарова, именно глубина и степень освоения фундаментальных дисциплин в начале обучения являются определяющими факторами, влияющими на качество получаемых студентами знаний при изучении специальных предметов на старших курсах.
Совершенствование вступительных испытаний при приеме на естественнонаучные и инженерные программы
Вторая часть совещания была посвящена обсуждению инициатив по совершенствованию вступительных испытаний при приеме на естественнонаучные и инженерные программы в рамках новой модели, которые вступят в силу не раньше 2027 года.
Первое предложение открывает новые возможности для поступающего. При желании абитуриент может сдать дополнительный ЕГЭ, близкий к выбранной специальности, за это предлагается давать баллы. Например, если абитуриент поступает на машиностроение, то наряду с обязательными предметами (математикой, физикой, русским языком) он может сдать ЕГЭ по информатике и получить до 25 дополнительных баллов. Пока максимум, который сегодня получает выпускник школы, – 300 баллов за три предмета и до 10 баллов за индивидуальные достижения. Предполагается, что факультативный ЕГЭ сделает абитуриента более подготовленным для освоения сложных программ инженерного и естественнонаучного направлений. Таким образом, абитуриент сможет выбрать для себя одну из двух стратегий – готовиться к трем обязательным экзаменам или сдать факультативный четвертый, чтобы получить дополнительные баллы.
Второе предложение ранее уже звучало от представителей технических университетов – иначе рассматривать результаты ЕГЭ по русскому языку при поступлении на инженерные и естественнонаучные специальности. Предлагается отказывать в приеме тем, кто сдал ЕГЭ по русскому языку менее чем на 60 баллов. Если абитуриент набрал более 60 баллов, результаты сдачи этого экзамена будут учитываться как дополнительные (от 15 до 25 баллов). Непосредственно сам прием на инженерные и естественнонаучные специальности будет проводиться по результатам трех профильных ЕГЭ.
Дальнейшие шаги
По итогам совещания Валерий Фальков попросил заведующих кафедрами до 1 марта обсудить эти инициативы на заседаниях кафедр и представить свои соображения в Минобрнауки.
Отметим, что все предлагаемые инициативы не затронут порядок приема на следующий 2026/2027 учебный год. Озвученные предложения планируется рассмотреть в рамках перехода на новую модель высшего образования не раньше 2027 года.