В России формируется новый контур инженерного образования

На форуме "Сила Платформы", который прошел в Москве, подвели итоги I Всероссийского конкурса образовательных программ "Развитие кадрового потенциала". Его главная цель - внедрить отечественное программное обеспечение в обучение будущих инженеров. Инициаторами выступили компании "Нанософт" и "СиСофт Девелопмент", а идею поддержали в Совете Федерации. О целях этой инициативы и ее практических результатах "РГ" рассказал председатель конкурсной комиссии, сенатор Российской Федерации Иван Евстифеев.

Какова роль инициатив по интеграции отечественного программного обеспечения в образовательные программы при реализации Концепции технологического развития до 2030 года?

Иван Евстифеев: Нужна адаптация образования к требованиям цифровой экономики. Фото: Пресс-служба "Нанософт"

Иван Евстифеев: Президент России Владимир Путин неоднократно подчеркивал важность задач по импортозамещению и технологическому лидерству, которые являются ключевыми для суверенитета и развития страны. Для достижения этих целей законодательная власть уделяет большое внимание разработке мер для создания высокотехнологичных рабочих мест и преодоления кадрового дефицита в промышленном секторе. Интеграция отечественного программного обеспечения в основные образовательные программы разных уровней рассматривается как системное решение этих задач.

На совещаниях, круглых столах, экспертных дискуссиях Комитета Совета Федерации по экономической политике была выработана позиция, согласно которой адаптация образовательных стандартов к требованиям цифровой экономики необходима для формирования конкурентоспособных кадров инженерно-технической направленности.

По совместной инициативе Комитета и компаний "СиСофт Девелопмент" и "Нанософт" был организован I Всероссийский конкурс образовательных программ "Развитие кадрового потенциала" среди технических вузов России. Его главная цель - выявление и тиражирование лучших практик интеграции российского программного обеспечения в основные образовательные программы по широкому спектру технических специальностей.

Для подготовки к конкурсу была проделана масштабная организационно-методическая работа, включавшая разработку системы критериев оценки и комплекс мероприятий по привлечению участников. Образовательные организации разработали и реализовали учебные программы с применением инженерных цифровых решений отечественного производства - продуктовых линеек nanoCAD, Model Studio CS, CADLib.

Цифровая трансформация - одно из ключевых направлений, которое активно поддерживает председатель Совфеда Валентина Матвиенко. Поэтому СФ взял этот всероссийский конкурс под свой патронаж. Это показывает, что власть на самом высоком уровне участвует в решении конкретных задач, поставленных президентом.

Сколько вузов участвовало в конкурсе?

Иван Евстифеев: Конкурс, объявленный в середине 2024/2025 учебного года, продемонстрировал высокую активность академического сообщества, собрав более 100 заявок от различных кафедр. На рассмотрение конкурсной комиссии были представлены рабочие программы дисциплин (РПД) из федеральных, опорных, отраслевых и региональных образовательных и научных организаций.

Конкурс формирует новые отраслевые стандарты в обучении технических специалистов

Суммарное количество студентов, обучающихся по актуализированным в рамках конкурса образовательным программам, превышает 30 тысяч человек. Наряду с ведущими вузами Москвы и Санкт-Петербурга, традиционно концентрирующими интеллектуальный и промышленный потенциал страны, активное участие приняли университеты от Белгорода до Иркутска. Это говорит о готовности образовательных организаций по всей России отвечать на современные вызовы и запросы реального сектора экономики.

Важно, что первому потоку Всероссийского конкурса образовательных программ удалось объединить знания и опыт не только отечественных вузов, но и привлечь внимание за пределами России. Большой интерес к инициативе проявили вузы Белоруссии, выразившие благодарность организаторам за возможность поучаствовать в конкурсе.

Кто и каким образом финансировал проект?

Иван Евстифеев: Финансирование проекта осуществляется без привлечения государственного бюджета. Конкурс реализуется исключительно за счет собственных средств компаний - инициаторов конкурса.

Более 30 тысяч студентов обучаются по актуализированным в рамках конкурса программам

Кроме получения гранта, какие преимущества получает образовательная организация, участвуя в конкурсе?

Иван Евстифеев: Ценность таких конкурсов действительно не ограничивается финансовой поддержкой. Грант в 300 тысяч рублей служит важным стартовым ресурсом для обновления материальной базы кафедры, однако ключевые стратегические преимущества заключаются в другом. Первый аспект касается системного развития. Конкурс выполняет роль внешнего катализатора, обеспечивая комплексный подход к модернизации образовательных программ. Участие предоставляет доступ к независимой отраслевой экспертизе, способствующей объективной оценке и повышению качества дисциплин. Фактически конкурс представляет собой стратегическую инвестицию в формирование новых отраслевых стандартов подготовки через коллаборацию образования и производственного сектора.

Второй аспект связан с развитием и профессиональным ростом преподавателей, которые погружаются в современные технологические реалии, осваивают новое программное обеспечение и передачу актуальных компетенций студентам. Речь идет не просто об обновлении программ, а о формировании нового профессионального профиля педагога как носителя передовых знаний.

Третий аспект затрагивает укрепление позиций вуза. Победа служит официальным подтверждением лидерства в подготовке кадров со стороны отраслевых игроков и государственных институтов. Такое признание позволяет вузам укреплять свою репутацию современных центров подготовки, привлекающих как абитуриентов, так и промышленных партнеров. Конкурс становится краеугольным камнем для формирования устойчивой системы "вуз - предприятие - государство", ориентированной на подготовку специалистов, соответствующих потребностям экономики.

Как образовательной организации стать лидером в подготовке кадров и победить в конкурсе в следующем году?

Иван Евстифеев: Достижение этой цели требует системного подхода, который включает: глубокую проработку программ дисциплин, ориентированных на формирование у студентов профессиональных компетенций; внедрение отечественных цифровых решений; разработку понятных и актуальных фондов оценочных средств; повышение квалификации преподавательского состава; создание современных учебно-методических материалов. Особое значение имеет обеспечение устойчивых знаний у студентов, подтверждающих эффективность образовательного процесса.

Что ждет конкурс в предстоящем учебном году?

Иван Евстифеев: В этом учебном году конкурс выходит на новый уровень, трансформируясь в комплексную экосистему по развитию инженерного образования. Ключевые изменения затронут охват учебных заведений, содержание и инфраструктуру проекта.

Пилотный запуск, ориентированный исключительно на вузы, позволил отработать успешную методику, но также выявил закономерный запрос со стороны системы среднего профессионального образования. Сегодня многие колледжи и техникумы не уступают вузам ни по качеству обучения, ни по оснащению лабораторий и также сконцентрированы на практической подготовке. Поэтому логичным решением стало включение в число участников профессиональных образовательных организаций.

Вторым важным нововведением стала специальная номинация для судостроительной отрасли. Стратегия развития и цифровой трансформации судостроительной отрасли была утверждена весной этого года, она включает строительство судов различного класса, импортозамещение судового оборудования, модернизацию верфей и портовой инфраструктуры. Одним из элементов трансформации станет "тяжелый" САПР, разрабатываемый ГК "СиСофт". А самое главное - понадобится подготовка нового поколения инженерных кадров.

Параллельно мы усиливаем основное мероприятие комплексом сопутствующих инициатив, формируя полноценную образовательную среду. В их числе - конкурс для авторов учебных пособий, направленный на создание современной учебно-методической базы по работе с отечественным ПО, а также конкурс выпускных квалификационных и курсовых работ, призванный стимулировать как студентов, так и их научных руководителей к активному использованию российских цифровых решений.

Прием заявок на участие в конкурсе уже объявлен. Отбор будет проводиться для дисциплин, реализуемых в течение осеннего и/или весеннего семестров. Мы ожидаем не только роста числа участников, но и синергетического эффекта от запуска всех мероприятий.