Глава Рособрнадзора поставил регионам задачу сделать борьбу с бюрократической нагрузкой одним из приоритетов контрольно-надзорной деятельности в сфере образования

Бюрократическая нагрузка в системе образования должна находиться в постоянном фокусе внимания региональных контрольно-надзорных органов при проведении проверок органов местного самоуправления. Об этом заявил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе всероссийского совещания «Осуществление переданных полномочий в сфере образования с учетом подходов по снижению бюрократической нагрузки».

«Основная проблема сейчас – это вопросы, связанные с бюрократией. Поэтому необходимо сейчас встроить в контрольно-надзорную деятельность этот один из главных приоритетов», – заявил глава Рособрнадзора.

Он напомнил, что с 1 января 2026 года будет отменен мораторий на проведение проверок в отношении органов местного самоуправления. Между тем в 12 регионах до сих пор не сформирован план проверок на 2026 год, а еще в 10 регионах этот план не согласован с региональными органами прокуратуры. Анзор Музаев потребовал устранить эти недоработки в кратчайшие сроки.

Он также проинформировал, что самим Рособрнадзором сформирован план проверок региональных министерств образования на следующий год. «Оценка работы переданных полномочий будет исходить из оценки того, как у них обстоят дела с организацией борьбы с бюрократией, а Рособрнадзор при проведении проверок региональных органов управления образованием будет смотреть, в том числе вопросы дебюрократизации педагогических работников и образовательных организаций», – отметил Анзор Музаев.

Руководитель Рособрнадзора напомнил об уже проделанной работе по снижению бюрократической нагрузки в системе образования. Утверждены на федеральном уровне перечни обязательной документации, которые заполняют воспитатели в детских садах, учителя в школах, преподаватели в СПО и вузах. Образовательные организации на законодательном уровне наделены правом не отвечать на запросы, направленные им без законных оснований. Сокращено количество оценочных процедур и количество контрольных работ от всего объема учебного времени в школах. Запущен и успешно функционирует чат-бот «Помощник Рособрнадзора», с помощью которого учителя могут получить разъяснения, должны ли они готовить те или иные документы, а также подать жалобу на нарушение их прав.

Между тем с правоприменительной практикой этих решений на местах наблюдаются существенные проблемы. «Многие руководители образовательных организаций продолжают работать по старинке, заготавливая различные документы впрок для проверяющих инстанций и боясь не отвечать на поступающие запросы», – констатировал Анзор Музаев.

Руководитель Рособрнадзора рассказал о результатах опроса педагогов, проведенного в октябре-ноябре на платформе «Сферум» в национальном мессенджере Max. Опрос проводился анонимно на добровольной основе. В нем приняли участи 68 702 учителей школ, 15 911 воспитателей детских садов, 4 078 педагогов СПО. Еще продолжается опрос преподавателей вузов, к настоящему времени его прошли 4 048 человек. Всего в опросе к настоящему моменту поучаствовали 92 739 педагогов разных уровней образования. Анзор Музаев подчеркнул, что полученные результаты говорят о наличии проблем в работе на местах.

Так от 18 до 29% педагогов по трем уровням образования (детские сады, школы, СПО) не в курсе вступивших в силу ограничений по количеству обязательных для ведения ими документов – они ответили, что не были проинформированы об этих приказах. От 48 до 65% учителей приходится готовить иные документы за пределами утвержденных перечней, а от 45 до 56% сообщили, что в их должностные инструкции не было внесено изменений. Знают о чат-боте «Помощник Рособрнадзора» от 27 до 32% преподавателей по разным уровням образования, остальные о его существовании не осведомлены.

От 89 до 92% опрошенных ответили, что им приходится предоставлять фотоотчеты о проводимых мероприятиях. От 55 до 77% преподавателей приходится готовить информацию по запросам различных ведомств. Анзор Музаев рекомендовал всем регионам тиражировать опыт Департамента образования и науки города Москвы, который запретил школам отвечать на поступающие к ним напрямую запросы иных ведомств и организаций, а велел перенаправлять их в Департамент. «Москва поставила этот фильтр и защитила своих директоров и учителей от запросов. Этот опыт надо использовать», – заявил он.

Руководитель Рособрнадзора напомнил о необходимости формирования в каждом регионе межведомственных рабочих групп из представителей ведомств, направляющих запросы и просьбы в образовательные организации, чтобы провести анализ ситуации и оптимизировать поток этих бумаг. Также он рассказал, что Рособрнадзор и Минпросвещения РФ до 1 февраля 2026 года проводят федеральный отбор предложений, направленных на снижение бюрократической нагрузки в системе образования, чтобы тиражировать лучшие идеи и практики для всей страны.

Источник: Рособрнадзор