"Важно равномерно распределить нагрузку": В ГД рассказали, как в школах и вузах будут чередовать учебу и отдых

В Госдуме рассказали, каким будет график отдыха в учебных заведениях страны

Каким будет официальный график учебы и отдыха в школах, детсадах, училищах, техникумах, вузах в 2025-2026 годах и от чего он зависит, рассказал в комментарии "РГ" заместитель председателя Комитета Госдумы по молодежной политике Александр Толмачев (фракция "Единая Россия").

По его словам, график отдыха детей привязан к производственному календарю взрослых. "Выходные у воспитанников детских садов начнутся, как и у их мам и пап, 31 декабря и завершатся 11 января. Почти две недели - время для всей семьей", - отметил депутат.

Школьники, продолжил Толмачев, тоже уйдут на каникулы в этот учебный год вместе с родителями. "Причем эти сроки установлены в школах, работающих как по системе четвертей, так и по системе триместров, - отметил он. - Следующие каникулы в первом случае - с 28 марта по 5 апреля, конец учебного года наступит 27 мая. Во втором случае каникулы будут с 21 февраля по 1 марта и с 28 марта по 4 апреля".

А вот у студентов, по его словам, - особый график. "Зимние сессии идут во время праздников, начинаются во второй половине декабря и заканчиваются обыкновенно до 25 января, перед Татьяниным днем - традиция совпадает по вектору с академической и трудовой необходимостью, - пояснил парламентарий. - Вузы сами решают, как распределить даты экзаменов, но, конечно, стараются не попадать на даты государственных праздников. Не знаю ни одного случая, чтобы оценки в зачетке появлялись 1 января. На Рождество - бывало, но все-таки экзамены непосредственно в праздник не радуют ни преподавателей, ни самих студентов".

Толмачев также уточнил, что продолжительность отдыха детей, которую устанавливает государство, подчиняется гигиеническим нормам, ведь учеба - это очень трудный процесс, который требует напряжения всех сил. "Дети занимаются в школе, потом многие идут в спортивные и творческие кружки, к репетиторам, и в сумме получается полноценный рабочий день, как у взрослого человека. К тому же ребенок растет, колоссальное количество энергии уходит на развитие организма", - заметил депутат.

Нужно ли школьникам и студентам больше каникул? Отвечая на этот вопрос, парламентарий пояснил, что важно равномерно распределить нагрузку, не допустить "перегрева" и "надрыва", которые могут навредить здоровью. "Поэтому законодательство предусматривает сбалансированное чередование учебных и каникулярных периодов. Минпросвещения рекомендует чередовать месяц - полтора уроков и неделю отдыха, - продолжил он. - Эта норма рациональна и сформулирована и с учетом огромного педагогического опыта нашей страны, и с учетом современных условий". По оценке парламентария, школьная система сегодня выстроена так, чтобы наиболее эффективно обучать ребят, при этом оставлять им время для восстановления и увлечений. Толмачев не исключил, что в будущем, при изменений условий - например, новых открытий, которые приведут к трансформации науки и вслед за ней учебной программы, - нужно будет вносить корректировки в график каникул.

Кстати, в советское время продолжительность каникул в разные десятилетия была разной. "В целом можно сказать, что наши мамы, папы, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки отдыхали меньше, чем мы, - рассказал парламентарий. - В 1970-х годах, к примеру, продолжительность летнего отдыха старшеклассников была, как у студентов: каникулы в 9‒11 классах начинались только 30 июня!"