Ректор ПГФА рассказал, какие специалисты нужны фармацевтической отрасли

Престиж высшего фармацевтического образования снижался все последние годы. Тем не менее Пермская государственная фармацевтическая академия (ПГФА) значимо нарастила контрольные цифры приема студентов, а также развивает новое для себя направление "Промышленная фармация". Кроме того, в этом году удвоено число бюджетных мест в профильном колледже. О том, за счет чего это удалось сделать и какие проблемы сегодня решает система подготовки кадров для фармацевтической отрасли, "РГ" рассказал ректор ПГФА, доктор фармакологических наук Владимир Лужанин.
Владимир Геннадьевич, какие тенденции складываются в сфере подготовки кадров для фармотрасли?
Владимир Лужанин: На протяжении ряда лет многие фармацевтические вузы сталкивались с проблемой недобора. Они не могли закрыть все выделенные бюджетные места и были вынуждены объявлять дополнительный набор абитуриентов. А когда и по его итогам желающих обучаться не находилось, нередко места перераспределялись между вузами. Благодаря этому наша академия, например, получила дополнительные места в 2024 году.
Отчасти такая ситуация связана с демографическими ямами - уменьшением числа выпускников школ. Но не буду отрицать и снижение престижа высшего фармацевтического образования, и причин этому множество. Как бы то ни было, все больше ребят стали выбирать среднее профессиональное образование (СПО). Химия, математика - сложные предметы, сдать профильный ЕГЭ по ним тяжело, тогда как для СПО этого не требуется. Да и учиться в вузе на три года дольше, чем в колледже.
Вместе с тем в аптечном звене фармацевты и провизоры работают на равных, работодатель практически никак не выделяет тех, у кого есть высшее фармобразование, платит им одинаковую зарплату.
Именно это подтолкнуло вас к открытию нового направления?
Владимир Лужанин: Да, отчасти и поэтому в 2022 году мы аккредитовали новую программу "Промышленная фармация" (факультет включает два направления подготовки - "Биотехнология" и "Химическая технология"), чтобы заинтересовать тех, кто в будущем мечтает работать не в аптеке, а на фармацевтическом производстве.
Но есть и еще одна проблема, причем актуальная, на мой взгляд, для всей высшей школы, независимо от отрасли, - приближение учебной программы к практике, требованиям рынка труда. Работодатели хотят получать готовых специалистов, знающих современное производство, стандарты GMP или аптечной практики, готовых быстро влиться в команду и приступить к выполнению своих должностных обязанностей, которых не нужно переучивать. Но открывать профильные "химические" классы в школе, отбирать из числа выпускников наиболее одаренных ребят для последующего целевого обучения в вузе, выплачивать им стипендию (при условии обязательной отработки на предприятии после окончания учебы), брать перспективных студентов на практику согласны немногие.
Хотя дефицит кадров на рынке труда сохраняется, мы не видим, что компании стали активнее заключать договоры с вузами на подготовку нужных им специалистов.
Как, по-вашему, можно решать эту проблему?
Владимир Лужанин: Убежден, с фармпроизводителями надо договариваться, создавать совместные сетевые образовательные программы, чтобы территория предприятия стала учебной базой вуза. Только в таком случае мы сможем целенаправленно готовить кадры для каждого отдельного фармзавода.
Соответствующая регуляторная поддержка в этом плане нам не помешает. Внедрение системы целевого обучения, все условия и процессы которого регулируются законами и нормативными актами, на мой взгляд, резко снизит риски всех участников рынка, поможет наладить и упорядочить процесс их взаимодействия.
Работодатели хотят получать готовых специалистов, знающих современное производство, стандарты GMP или аптечной практики, готовых влиться в команду
В ПГФА проделана большая работа, благодаря которой наши студенты проходят практику на предприятиях-партнерах не только в Пермском крае, но и других регионах. К тому же в 2024 году у нас открыт тренинг-центр с оборудованием для производства жидких и твердых лекарственных форм и упаковки. На территории академии студенты учатся отрабатывать навыки производства лекарств. Но, поверьте, такие возможности есть далеко не во всех вузах, готовящих кадры для фармотрасли. И дальнейшее расширение практического модуля в образовательных программах с привлечением работодателей - по-прежнему важнейшая задача, стоящая перед вузом.
А как для вашего вуза прошла приемная кампания этого года?
Владимир Лужанин: Контрольные цифры приема, которые увеличились по сравнению с прошлым годом, мы выполнили. В то же время, как я уже говорил, интерес абитуриентов к высшему образованию по направлению "Фармация" не такой высокий, как в предыдущие годы, и предпосылок для изменения ситуации я не вижу. Зато конкурс среди желающих получить среднее фармобразование, напротив, растет.
Мы адаптируемся к запросам общества. В 2024 году впервые получили 30 бюджетных мест под СПО. В этом году удвоили этот показатель. Получать СПО в академии будут 60 студентов, 30 из которых - квота Минздрава России, а еще 30 - от правительства Пермского края. На фармфакультет на бюджет в 2025 году поступило 160 человек - на 10 больше, чем в 2024 году. Увеличился набор на специальности "Биотехнология" - с 10 до 24 бюджетных мест и "Химическая технология" - с 50 до 60.
А есть ли спрос на платное обучение?
Владимир Лужанин: Да, в высшем образовании порядка 300, и в основном они востребованы иностранными студентами, преимущественно из Марокко. В 2024/25 учебном году в качестве пилота мы сформировали одну билингвальную группу. А в этом набрали уже две. Хотя фактически на первом курсе лекции читают (в том числе приглашенные преподаватели из арабоязычных стран) преимущественно на французском языке. Несколько иностранцев в этом году поступили и на факультет промышленной фармации.
Высшее образование в России переходит на новую систему: базовое (БВО) и специализированное (СПВО). Как это отразится на фармацевтических вузах?
Владимир Лужанин: Подготовка медицинских и фармацевтических кадров - процесс комплексный и сложный. Медики и провизоры обучаются по классической системе, дающей углубленное изучение профессии: это специалитет, ординатура, аспирантура. Так было в советской системе образования. Этот подход сохранен в российской высшей школе и доказал свою эффективность. Наибольшее значение имеет не достигнутый за несколько лет уровень базовых знаний, а возможность постоянно повышать профессиональный уровень.
В то же время в ПГФА при подготовке специалистов по направлению "Биотехнология" и "Химическая технология" мы успешно применяем двухуровневую систему высшего образования: после бакалавриата выпускники могут продолжить обучение в магистратуре.