Валерий Фальков обсудил с ректорским корпусом Северо-Кавказского федерального округа вопросы перехода на новую модель высшего образования

В центре знаний «Машук» собрались ректоры и проректоры всех университетов СКФО разной ведомственной принадлежности, а также частных вузов.
«Президент России Владимир Путин сказал, что в высшей школе назрели существенные изменения с учетом новых требований к специалистам в экономике, социальных отраслях, во всех сферах нашей жизни. Новая модель высшего образования включит в себя лучшие практики советской системы образования и опыта последних десятилетний», – сказал глава Минобрнауки и подчеркнул, что переход на новую модель должен быть плавным и вдумчивым.
Ключевые задачи перехода на новую модель:
- Повышение качества высшего образования.
- Сбалансированная подготовка кадров в интересах экономики.
- Обеспечение технологической независимости и технологического лидерства.
Валерий Фальков заметил, что высокий уровень вовлеченности в образовательный процесс бизнеса и высокая степень практикоориентированности программ, заложенная в новую модель, будут способствовать реальной востребованности выпускников на рынке труда.
Ключевые изменения в системе высшего образования носят комплексный характер. Так, вводится единый уровень – высшее образование (новая модель обеспечит подготовку полноценных специалистов в один такт).
Срок получения образования будет разным и достаточным для завершенной подготовки. Например, для инженеров, врачей, учителей срок обучения составит 5 лет. Более короткие программы запрашивают работодатели из сферы туризма и информационных технологий. Шестилетнее образование будет предусмотрено по более сложным наукоемким видам деятельности.
Магистратура становится специализированным высшим образованием. Ее предлагается поделить на три трека: профессиональную, управленческую и исследовательскую.
Обновятся государственные образовательные стандарты. В их основе будет единое ядро, состоящее из социогуманитарной и фундаментальной частей. Принципы, которые положены в разработку стандартов, – это обязательное увеличение практической подготовки и фундаментальность.
Изменится назначение и функционал федеральных учебно-методических объединений (ФУМО). Они будут работать на сближение вузов и реального сектора. Таким образом, совместная деятельность университетов и бизнеса создаст условия для качественного и постоянного трансфера передовых знаний в систему образования.
Минобрнауки вместе с университетами и работодателями разрабатывает новый перечень специальностей. В частности, планируется ввод новых перспективных специальностей, среди которых, например, «Проектирование и эксплуатация беспилотных мобильных систем», «Проектирование и эксплуатация систем высокоскоростного движения».
«Новая модель представляет собой комплекс изменений, которые коснутся всей высшей школы во всех ее проявлениях. Нельзя внедрить только часть элементов системы и ждать хороший результат – например, внедрить только новые образовательные программы. Все работает в совокупности – и новые стандарты, и новый перечень специальностей, и новая нормативная база, другой уровень материально-технической базы», – отметил Министр.