Валерий Фальков выступил на расширенном заседании Президиума Российского Союза ректоров, посвященном подготовке медицинских кадров

Мероприятие, прошедшее 6 мая, открыл Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. Перед собравшимися выступили глава Минздрава России Михаил Мурашко, председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, председатель Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений», ректор Сеченовского университета Петр Глыбочко, заместитель губернатора Липецкой области Ольга Белоглазова, ректоры классических и медицинских вузов Севастополя, Москвы, Калининграда, Ельца, Саранска и Санкт-Петербурга.

История

Глава Минобрнауки России отметил, что становление российской системы высшего медицинского образования пошло двумя параллельными путями. С одной стороны, развивались медицинские вузы в системе Минздрава. С другой — восстановилась традиция медицинского образования в классических многопрофильных университетах.

Во многом история развития высшего медицинского образования в России началась с открытия в 1755 году Московского университета, куда вошел медицинский факультет. В XIX — начале XX века в России возникли медицинские факультеты в императорских университетах. В тридцатые годы XX века медицинские факультеты преобразуются в отдельные медицинские институты.

Уже в 1960 году медицинский факультет создан в Петрозаводском университете, в 1961 году — в РУДН, в 1966 — в Кабардино-Балкарском, в 1967 — в Мордовском университете и так далее. Новая волна создания медицинских факультетов началась в 90-е годы. Так, в 1992 году создан факультет фундаментальной медицины в МГУ имени М.В. Ломоносова.

Развитие медицинского образования в цифрах

По словам Валерия Фалькова, сегодня медицинское образование по самым востребованным специальностям можно получить в 127 вузах, в том числе в 49 вузах Минздрава России, в 56 вузах Минобрнауки России, в 3 — Минпросвещения России, в муниципальных вузах, университетах Правительства РФ, частных вузах и с недавнего времени в научных организациях.

Общий контингент студентов по медицинским направлениям составляет порядка 363 тысяч студентов, более 72% из них учатся в вузах, подведомственных Минздраву России.

Ежегодно увеличивается количество бюджетных мест по области образования «Здравоохранение и медицинские науки». За последние 7 лет общее количество «бюджета» выросло на 43% — с 38 919 мест в 2018 до 55 580 в нынешнем году. Также в семью медицинских вузов влились университеты новых регионов, которым в 2024 году установлен увеличенный объем бесплатных мест по медицине, — 1 737.

Центром ответственности за подготовку предложений об объеме и структуре бюджетных мест выступает Минздрав России.

Территориальная представленность

Сегодня в 13 регионах подготовка специалистов с высшим медицинским образованием осуществляется в вузах Минобрнауки и Минздрава. В 47 регионах программы в области медицины и здравоохранения реализуются либо только вузами Минздрава, либо Минобрнауки. Кадровые потребности 14 регионов обеспечиваются вузами и филиалами разных учредителей. В 15 регионах подготовка медиков с высшим образованием для первичного звена здравоохранения не ведется.

За последние четыре года медицинские факультеты открылись в составе нескольких классических университетов: Елецкого, Мурманского арктического, Севастопольского. Их открытие инициировано руководством регионов и продиктовано острейшим дефицитом медицинских кадров.

Шаги к повышению качества подготовки медицинских кадров

В своем выступлении Валерий Фальков подчеркнул, что эффективность подготовки медицинских кадров в целом зависит от многих факторов, где, кроме взаимоотношений учредителя с вузом, большое значение имеет уровень знаний абитуриентов, квалификация преподавательского состава в университетах, клиническая база и многое другое.

«Качество образования во многом зависит от качества приема, и университеты могут на это влиять. Опыт участия наших вузов в программе «Приоритет-2030», в том числе Дальнего Востока, показывает, что если выстроить системную линейку мероприятий, грамотную политику по привлечению талантов, заняться развитием необходимой для студентов инфраструктуры, начать активно работать со школами в своем регионе, то средний балл абитуриентов начинает расти», — заметил он.

Напомним, сейчас ряд вузов, где учат будущих медиков и врачей, участвует в уже известных программах развития Минобрнауки России — программе «Приоритет-2030» и федпроекте «Передовые инженерные школы». Так, из 44 вузов — участников Приоритета, которые готовят специалистов для системы здравоохранения, 15 — подведомственные Минздраву университеты. А среди участников проекта по созданию передовых инженерных школ — 3 вуза Минздрава. «Это вклад в обеспечение высокого качества медицинского образования, и работа по развитию медицинских университетов будет продолжена», — сказал Министр.

В завершение своего доклада, он подчеркнул, что высшее медицинское образование, несмотря на различную ведомственную принадлежность вузов, развивается как единая система и для повышения качества подготовки необходимых специалистов учредителям профильных университетов нужно действовать сообща.