Российские университеты продолжают выступать на защите проектов по программе «Приоритет 2030»

Продолжается работа Комиссии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по отбору участников программы «Приоритет 2030». В пятницу на защиту своих программ вышли 19 университетов страны.

Первым выступил Поволжский государственный технологический университет — вуз, от которого ждут высокотехнологичных решений не только на уровне системы высшего образования, но и на обывательском. Особенность русской души такова, что без природы и значительной ее части — лесов самоидентификация включается не сразу. А когда лес начинает гореть или страдать от нашествия вредоносных насекомых, веского слова ученых и новых решений в спасении лесов ждут все.

«Россия по территории — масштабная страна. Кажется, климат почти не изменился, а он (на самом деле ареал распространения вредителей, того же сибирского шелкопряда) четко смещается на север. И сейчас для спасения лесов приходится реализовывать те меры, которые еще сорок лет назад в этой местности были не нужны. 

Поэтому важно поддержать сейчас науку и дать возможность ученым спрогнозировать, что будет дальше, чтобы быть максимально готовыми и научно, и технологически, и кадровым составом к защите российского леса», — отмечает президент Российского общества лесоводов Евгений Романов.

Уральский государственный университет путей сообщения — один из немногих профильных вузов, где готовят специалистов для работы в системе железнодорожного сообщения, и здесь же, в рамках университета, ведут серьезные исследования, результат которых потом ощутит на себе каждый выбравший путешествие на поезде. 

Чтобы развивать в будущем железнодорожный транспорт, безусловно, необходимо обеспечивать общесетевое развитие продукции железнодорожного машиностроения. А для этого нужны кадры, которые будут осуществлять его разработку, техническую эксплуатацию, идти в ногу со временем.

По словам руководителя федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) Игоря Коваля, железнодорожному машиностроению есть куда двигаться не только в части прокладки новых рельсов. «Для того чтобы поезд ехал, ему нужен асинхронный двигатель. Для того чтобы он ехал правильно, нужно модернизировать инфраструктуру, по которой он едет, использовать инновационные материалы и разработки с точки зрения увеличения скорости передвижения поездов. Использование инновационного подвижного состава, который перевозил бы большее количество груза с теми же операционными затратами, и т. д.», — привел он примеры того, насколько сегодня зависит стандартное движение поездного состава от работы исследователей. И если немного заглянуть в будущее, то высокоскоростной поезд Петербург — Москва, решающий за 2,5 часа вопрос транспортировки пассажиров из одной столицы в другую, — это тоже результат работы ученых, исследователей, тех новых кадров, которые готовит вуз.

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) — крупнейший и один из самых влиятельных юридических вузов страны — тоже представил свою программу развития. По словам ректора Виктора Блажеева, юридическому вузу есть куда расти и развиваться, особенно с учетом грядущих изменений в российском законодательстве.

«Создавая юриста будущего, мы должны реализовать стратегические проекты по экоправу, биоправу, геоправу, киберправу и ряду других направлений, которые обращены в грядущее. Наша первостепенная задача — подготовить таких юристов, которые смогут эффективно работать в этих сферах уже через несколько лет. Но это не отменяет качественную фундаментальную подготовку, поскольку вышеупомянутые направления — это надстройка на сильной базе, без которой внедрение инновационной юриспруденции не представляется возможным», — отметил Виктор Блажеев.

Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» к 2030 году планирует стать проектным университетом, отвечающим за инновационное развитие станкоинструментальной промышленности и цифровую трансформацию всего машиностроения.

«Будем готовить инженерные команды, которые смогут проводить цифровую трансформацию на производствах. Студенты уже сейчас занимаются практическими вопросами цифровизации и повышения эффективности процессов, разработки нового оборудования и технологий», — отмечает и. о ректора Владимир Серебренный.

О серьезности намерений трансформировать отрасль машиностроения говорит и тот факт, что в последние несколько лет команды студентов «СТАНКИНа» победили в российском чемпионате WorldSkills в номинации «Технологическое предпринимательство» и одержали 6 побед в «Цифровом прорыве».

Первый заместитель председателя Правительства Ставропольского края Николай Великдань отмечает, что регион входит в пятерку субъектов страны по развитию сельского хозяйства, и поэтому в субъекте заинтересованы в том, чтобы регион получал компетентные кадры сельскохозяйственной направленности. Ректор Ставропольского государственного аграрного университета Александр Трухачев делает ставку в развитии вуза на геномику и биологизацию селекции животных и растений. «Мы должны выпускать к 2030 году специалистов, которые придут в высокотехнологичное сельское хозяйство и смогут его развивать с учетом вызовов времени», — отмечает он.

На развитие Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина рассчитывают в Правительстве Краснодарского края. Замглавы региона Андрей Коробка отмечает, что сельскохозяйственная отрасль не просто ведущая, а во многом определяющая экономику Кубани. А это означает прямую заинтересованность в кадрах, новейших технологиях и стабильном взаимодействии вуза и региона.

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Минздрава России — единственный профильный вуз, спасающий детей, у которых во время внутриутробного развития была выявлена сердечная патология. Здесь же этих младенцев оперируют в первые часы и дни после рождения и продолжают наблюдать в стационаре.

По словам ректора Дмитрия Иванова, чтобы дать миру высококлассного детского кардиохирурга, шести лет обучения маловато. Нужно еще столько же, прежде чем врач сможет оперировать того, кто увидел свет полчаса назад. Поэтому на участие в программе «Приоритет 2030» особые надежды в части развития уникальных лабораторий и образовательных компетенций будущих спасателей нового поколения.

Министр здравоохранения Республики Башкортостан Максим Забелин приехал в составе делегации защищать проект развития Башкирского государственного медицинского университета. К 2030 году в Башкирии ждут от вуза новых современных биотехнологических решений не только в области офтальмологии, но и в части развития медицинского туризма. Последнее — результат деятельности высококлассных специалистов, которых готовят из числа иностранных студентов в вузе. Ребята, получив образование и вернувшись на родину, становятся главным рупором достижений медицины. «Республика исконно является центром притяжения, центром Евразии, как географическим, так и по различным направлениям. Вуз входит в систему европейского НОЦ. Это тоже позволит нам осуществлять интеграцию смежных наук», — считает Максим Забелин.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации готовит свыше двухсот тысяч студентов ежегодно и может похвастаться тем, что это один из самых востребованных вузов страны: именно сюда на разные образовательные треки приходят состоявшиеся специалисты во второй, третий, а то и пятый раз, в зависимости от карьеры и амбиций.

«Ключевая задача — указ президента о подготовке кадров для всех секторов экономики, бизнеса и некоммерческого сектора. Мы должны быть привлекательными для взрослых и тех, кто видит в образовании не просто этап взросления, как это бывает на программах бакалавриата, а инвестицию в свое развитие», — подчеркнул ректор РАНХиГС Владимир Мау.

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова — кузница кадров для всей Кабардино-Балкарской Республики. По словам и.о.ректора Юрия Альтудова, на протяжении десятилетий вуз отвечает на вызовы времени и стабильно дает классическое образование тысячам молодых людей из Республики и соседних регионов.

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова представляет научные интересы сразу пяти субъектов страны и планирует вести научную деятельность на Северо-Востоке, включая сложные климатические, в том числе арктические, зоны. «Для решения задачи формирования кадров нового формата, создания новых технологий для устойчивого развития Севера мы выбрали три направления: экономику, общество и природу. Для этого будут создаваться определенные условия: финансовые, жилищные, исследовательские, образовательные. Наша программа развития тесно взаимодействует с такими проектами, как „Связность территорий“, „Новая энергетика“, „Зеленые технологии“, „Сохранение культуры Дальнего Востока“ и др.», — рассказал ректор СВФУ им. М.К. Аммосова Анатолий Николаев.

Вместе с Правительством Архангельской области Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова уже создал несколько научных коллабораций для укрепления системы образования в регионе. По словам заместителя председателя Правительства Архангельской области Виктора Иконникова, стратегическая программа развития университета совпадает с теми задачами, которые стоят сегодня перед регионом. Примеры тандема власти и науки уже есть сейчас: как только в субъекте было заявлено о старте добычи природных алмазов, университет открыл направление по подготовке специалистов этого профиля.

Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) в рамках новой программы развития сосредоточится на пяти стратегических проектах. Они обеспечат вклад как в научно-технологическое развитие Северо-Кавказского федерального округа, так и в развитие социальной сферы. «С учетом перспектив специализации округа и университетского задела будет реализован ряд инновационных междисциплинарных научно-технологических проектов. В результате мы получим новую линейку продуктов для персонализированного питания и здорового долголетия, экологичные средства защиты растений нового поколения. Будут внедрены роботизированные и цифровые технологии в АПК. В области биомедицины разработаны соединения с высокой противоопухолевой активностью и новые материалы для имплантации», — отметил ректор СКФУ Дмитрий Беспалов.

Иркутский национальный исследовательский технический университет делает ставку на два стратегических проекта: первый проект i.GeoDesign направлен на изменение принципов формирования горно-геологической отрасли за счет разработок университета в умной цифровой геологии, беспилотников в геологоразведке, а второй проект Digital Indastrial Technologies направлен на разработку передовых производственных технологий и подготовку квалифицированных кадров для промышленности России в таких отраслях, как авиамашиностроение, энергетика и строительство.

«Более 40 % выпускников вуза уже трудоустроены в компаниях из списка Forbes Global 2000», — отмечает ректор Михаил Корняков.

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) продолжит и в будущем готовить высококвалифицированные кадры для транспортной и автомобильной отрасли России и ближнего зарубежья. Сегодня опыт вуза востребован в странах СНГ, каждый десятый студент — иностранец. По словам и. о. ректора Дмитрия Ефименко, МАДИ в развитии до 2030 года сделает ставку на развитие интеллектуальных транспортных систем. Не останутся без внимания и новые технологии дорожного строительства и материалов.

Среди участников конкурса и главный строительный вуз страны — Московский государственный строительный университет, возглавивший консорциум строительных вузов России. «Перед нами стоит важнейшая задача, связанная с исследованиями развития инфраструктуры, человеческого капитала, коллаборацией с другими университетами, в том числе международными. Ученые нашего университета создали и продолжают создавать большинство научных школ в области строительства, которые получили признание не только в Российской Федерации, но и далеко за ее пределами.

Трансформация университета в рамках участия в „Приоритете 2030“ предусматривает реализацию целого комплекса стратегических проектов, направленных на инновационное, социальное, инфраструктурное развитие. Этот фактор определил необходимость создания консорциума, поддержанного Минстроем России», — рассказал ректор МГСУ Павел Акимов.

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского должен стать научной инновационной платформой для повышения производительности труда в основных отраслях республики Крым. «Житница и здравница страны должна получить к сельскохозяйственной и оздоровительной составляющей социокультурное наполнение. Геномика, биотехнологии и технологии искусственного интеллекта — это то, что даст рост нашему университету», — рассказывает о перспективах образования ректор КФУ им. В.И. Вернадского Андрей Фалалеев.

Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» (МИЭТ) уже успел внести немалый вклад в борьбу с коронавирусной инфекцией. Научная разработка вуза — беспилотное устройство по передаче лекарственных препаратов — с успехом была задействована в одной из столичных клиник. «Бесконтактно и удобно» — так оценили работу исследователей врачи. Но для того, чтобы продолжать развитие микроэлектроники, нужно наращивать силу вуза и стремиться к уровню международных площадок, уверен ректор Владимир Беспалов.

По словам заместителя министра промышленности и торговли Василия Шпака, необходимо держать перед глазами опыт зарубежных вузов, которые уже получили мировое признание в части микроэлектроники и электронных технологий, но ставить более амбициозные задачи. «Нам нужен рывок в новых технологиях, мы должны не догонять, а опережать», — резюмировал замминистра.

Об одном из стратегических проектов Тихоокеанского государственного университета специально для Минобрнауки России рассказал член-корреспондент РАН Борис Воронов. Он уверен, что «Амурский проект», представленный вузом, а также включенные в проект аспекты регламентации природопользования должны получить федеральную поддержку. По словам заслуженного эколога Российской Федерации, научное взаимодействие РАН и Тихоокеанского университета в первую очередь должно быть обеспечено кадровым составом, поэтому вузу предстоит серьезная работа по подготовке нового поколения специалистов — высокопрофессиональных и влюбленных в природу родного края.