29 Сентября 2021, 17:30
226

Минпросвещения России рекомендует осуществлять профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций по индивидуальным планам

Уважаемые пользователи информационно-образовательной программы Росметод, обращаем ваше внимание на распоряжение Минпросвещения России от 27.08.2021 № Р-201 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана», которым утверждены методические рекомендации по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» (далее – Методические рекомендации). 

Методические рекомендации состоят из следующих разделов:

  1. общие положения;
  2. основания проведения диагностики профессиональных дефицитов;
  3. основные понятия;
  4. направления диагностики профессиональных дефицитов;
  5. формы диагностики профессиональных дефицитов;
  6. порядок диагностики профессиональных дефицитов;
  7. возможность получения индивидуального плана.

Методические рекомендации носят рекомендательный характер и разработаны в рамках внедрения единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях формирования единых подходов к обеспечению персонифицированного повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров на основе выявленных профессиональных дефицитов. Методические рекомендации предназначены для руководителей и работников организаций, функционирующих в системе дополнительного профессионального образования, а также непосредственно для педагогических работников.

Направления диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников обусловлены нормативно закрепленным перечнем профессиональных компетенций: предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных компетенций, которые связаны с трудовыми функциями профессионального стандарта «Педагог». В свою очередь, направления диагностики профессиональных дефицитов управленческих кадров обусловлены закрепленными должностными обязанностями, связанными с управлением процессами, ресурсами, кадрами, результатами и требованиями в области управления информацией.

Формами диагностики профессиональных дефицитов являются:

  • диагностика профессиональных дефицитов на основании стандартизированных оценочных процедур (производится посредством выполнения диагностической работы с использованием стандартизированного инструментария; может осуществляться как отдельное диагностическое мероприятие либо в рамках входного/итогового тестирования при обучении по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации);
  • самодиагностика профессиональных дефицитов на основании рефлексии профессиональной деятельности (рекомендуется проводить с использованием анкеты/чек-листа в качестве универсального инструмента);
  • диагностика профессиональных дефицитов на основании результатов профессиональной деятельности (осуществляется на основании экспертного анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника в области обучения, воспитания, развития обучающихся; в отношении деятельности управленческих кадров осуществляется органом, выполняющим функции и полномочия учредителя образовательной организации, в том числе в рамках аттестационных процедур на соответствие занимаемой должности);
  • диагностика профессиональных дефицитов на основании экспертной оценки практической (предметно-методической/управленческой) деятельности (в отношении педагогических работников может проводиться в форме обсуждения открытых мероприятий: открытых уроков, выступлений в профессиональных аудиториях, участия в профессиональных конкурсах и др.; в отношении управленческих кадров может производиться по итогам экспертной оценки в рамках аттестационных процедур на соответствие занимаемой должности).

Методические рекомендации предусматривают также порядок диагностики профессиональных дефицитов в зависимости от форм диагностики профессиональных дефицитов. Участие в диагностике профессиональных дефицитов – добровольное, осуществляется на основании личного заявления.

Комплексная диагностика позволяет выявить специфические профессиональные дефициты педагогических работников и управленческих кадров. Результаты диагностики являются основанием для построения индивидуального плана профессионального развития, который представляет собой комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическим работником необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагога, его личные ресурсы, педагогический контекст образовательной организации, в которой он работает, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования (федерального и регионального уровня). 

Таки образом, после прохождения диагностики работник получает рекомендацию восполнить свои дефициты как по содержанию, так и по форме. Так, эффективное восполнение профессиональных дефицитов на основе индивидуальных образовательных маршрутов профессионального развития может осуществляться посредством обучения по дополнительным профессиональным программам в сочетании с мероприятиями неформального образования (перекрестное посещение уроков, участие в семинарах/вебинарах, работа с методическими материалами, участие в профессиональных олимпиадах и конкурсах разного уровня и др.), стажировкой (индивидуальной или групповой) и т.д.