Главная - О самом главном - Росметод напоминает о применении с 1 января 2017 года профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
748
Росметод напоминает о применении с 1 января 2017 года профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

Уважаемые пользователи информационно-образовательной программы Росметод, обращаем Ваше внимание на приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», который применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом.

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» утвержден и применяется работодателями при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обязательность применения профессиональных стандартов установлена

  • для  лиц, осуществляющих педагогическую деятельность;
  • для образовательных организаций как работодателей (государственных и муниципальных организаций, организаций контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию).

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (согласно ст. 195.1 ТК РФ).

Профессиональные стандарты применяются:

  • работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, при разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда;
  • образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Профессиональные стандарты раскрывают профессиональную деятельность, при этом описание требований к специалисту в профессиональных стандартах носит комплексный характер в виде сочетания требований к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы. Эти особенности профессиональных стандартов делают их основными элементами национальной системы квалификаций, связывающими сферу труда и сферу профессионального образования. В перспективе планируется замена Единого тарифно-квалификационном справочника работ и профессий рабочих (ЕКТС) и Единого квалификационном справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами.

По мнению Минтруда, изложенному в письме № 14-0/10/13-2253, учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для обеспечения качества выполняемых работ (услуг), образовательным организациям следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год.

В документе прописаны профессиональные стандарты по следующим должностям (профессиям): мастер производственного обучения, методист, преподаватель (старший преподаватель, доцент) и др.

Например, должность (профессия) преподаватель (обобщенная трудовая функция: преподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации) предполагает соответствие работника следующим параметрам:

  • Требования к образованию и обучению: среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю); дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю); при отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства; для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года; педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года;
  • Требования к опыту практической работы: опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю);
  • Особые условия допуска к работе: отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации; прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности.

Таким образом, (согласно данному профессиональному стандарту и разъяснениям Минобрнауки России) в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. Дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства и вид ДПП не указан. Это может быть как программа повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программа профессиональной переподготовки (не менее 250 часов). В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации. Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 ТК РФ).

Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет образовательная организация как работодатель.

Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом, обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.

Согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Авторские публикации

Все работы

Учебное пособие по выполнению курсового проекта с использованием системы автоматизированного проектирования

Человек в системе объективных связей. Философия развития

Росметод 2017