Главная - О самом главном - О соответствии ФГОС профессионального образования и основных профессиональных образовательных программ требованиям профессиональных стандартов
2287
О соответствии ФГОС профессионального образования и основных профессиональных образовательных программ требованиям профессиональных стандартов

С первого июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ (далее – Федеральный закон), который внес изменения в Трудовой кодекс РФ и  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 11 и 73) касаемо  требований к применению профессиональных стандартов.

Задача актуализации ФГОС и образовательных программ с учётом профессиональных стандартов сформулирована в поручениях Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов, состоявшегося 9.12.2013 года.

В соответствии с  Федеральным законом  от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

  • основные профессиональные образовательные программы разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) или образовательными стандартами (далее – ОС) и с учетом соответствующих примерных образовательных программ (часть 7 статьи 12);
  • программы профессионального обучения разрабатывается на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) (часть 8 статьи 73);
  • содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям (часть 9 статьи 76), при этом программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (часть 10 статьи 76).

Таким образом, содержание программ профессионального обучения и содержание дополнительных профессиональных программ должно быть приведено в соответствие с профессиональными стандартами.

В Трудовом Кодексе РФ указано, что  профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Описание требований к специалисту в профессиональных стандартах носит комплексный характер, так как в них используется конструкция в виде сочетания требований к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы. Эта особенность стандартов делает их основными элементами национальной системы квалификаций, связывающими сферу труда и сферу профессионального образования.

На современном этапе работа по созданию национальной системы квалификаций  идет достаточно активно.

Характеристика квалификации в профессиональном стандарте включает в себя описание обобщенных трудовых функций и  трудовых  функций, требования к образованию и обучению, опыту практической работы, особые условия допуска к работе, трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания, другие характеристики.

Однако в настоящее время наблюдается рассогласование требований к квалификации образовательных стандартов ФГОС профессионального образования (а значит и основных профессиональных образовательных программ) и профессиональных стандартов.

Тем не менее, имеется ряд документов, в которых описано обязательность устранения противоречий в требованиях к квалификации ФГОС профессионального образования и профессиональных стандартов.

Так, например, в постановлении Правительства РФ от 22.01. 2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» сказано, что профессиональные стандарты применяются:

  • работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  • образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что ФГОС профессионального образования  подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными частью 7 статьи 11.Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 июля 2016 года. Это значит, что к 1 июля 2017 году все ФГОСы должны быть приведены в соответствие с требованиями профессиональных стандартов к квалификации специалистов, рабочих, служащих. 

Согласно письму Минобрнауки России от 22.01.2015 № ДЛ-1/05вн  «Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов» использование профессиональных стандартов при разработке программ профессиональных модулей является обязательным  условием разработки программ (модулей, частей программ), обеспечивающих готовность к выполнению того или иного вида (видов) профессиональной деятельности.

В данном документе  указан алгоритм разработки основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов, который  должен осуществляться пошагово.

Например, для разработки программ среднего профессионального образования, указан следующий алгоритм:

ШАГ 1. Создание рабочей группы.

Для повышения качества разработки образовательной программы с учетом требований профессиональных стандартов в группу разработчиков наряду с педагогическими работниками и руководителями организации (структурного подразделения) рекомендуется включить представителей работодателей и (или) объединений работодателей.

ШАГ 2. Выбор профессиональных стандартов, с учетом которых будет разработана профессиональная образовательная программа.

При поиске профессионального стандарта для разработки программы необходимо учитывать, что специальности или профессии профессионального образования или профессионального обучения может соответствовать:

  • один профессиональный стандарт, имеющий одинаковое с программой или синонимичное название;
  • часть профессионального стандарта (например, одна из описанных в нем обобщенных трудовых функций);
  • несколько профессиональных стандартов, каждый из которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы.

ШАГ 3. Сопоставление ФГОС и профессиональных стандартов (выполняется при разработке или обновлении основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ – программ профессиональной переподготовки).

ШАГ 4. Формирование результатов освоения программы с учетом профессионального стандарта.

ШАГ 5. Разработка процедур и средств оценки результатов обучения по программе.

ШАГ 6. Формирование структуры и содержания программы.

ШАГ 7. Разработка учебного плана и календарного графика.

ШАГ 8. Экспертиза образовательной программы.

В методических рекомендациях содержится и алгоритм разработки основных профессиональных образовательных программ высшего образования с учетом соответствующих профессиональных стандартов.

Таким образом, к 2017 году все ФГОСы профессионального образования   должны быть приведены в соответствие с требованиями профессиональных стандартов к квалификации специалистов, рабочих, служащих. Соответственно и основные профессиональные образовательные программы также должны соответствовать их требованиям.

 

 

Авторские публикации

Все работы

Менеджмент: учебно-практическое пособие

Учебная программа элективного курса предмета "Семейное право"

Росметод 2018