Главная - О самом главном - О создании опорных университетов в субъектах Российской Федерации
614
О создании опорных университетов в субъектах Российской Федерации

В 2016 году продолжается интенсивный  процесс реформирования системы высшего образования.

Первый этап реформы, который пришелся на 2012-2015 годы,  предполагал слияние учебных заведений в сеть крупных и сильных федеральных университетов, которые объединила в своем составе несколько вузов и колледжей.
Директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Александр Соболев отмечает, что важным в этом этапе стал «процесс санации системы высшего образования – прекращение деятельности псевдовузов. Так, например, за год примерно из 600 филиалов государственных вузов осталось около 400. Сокращается таким же образом и негосударственный  сектор».
Министр образования и науки Дмитрий Ливанов  отметил, что высшее образование перешло на второй этап реформы.

В рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы на втором этапе продолжается процесс создания опорных региональных университетов, который рассчитан  на 2016-2020 годы.

Основная цель их создания – способствовать концентрации интеллектуального потенциала и образованию научно-образовательных комплексов, нацеленных на экономическое и социальное развитие регионов России.

Процесс создания опорных региональных университетов будет проходить поэтапно. В результате реализации программы будет создано порядка 120-150 вузов нового типа, которые в связке с федеральными и национальными исследовательскими университетами будут иметь ключевое значение для промышленного и социально-экономического развития субъектов РФ.

Предполагается, что опорные региональные вузы получат от Министерства образования и науки РФ в течение трех лет финансовую помощь, а также возможность увеличить прием на бюджетные места. Будет и осуществлена помощь  при открытии новых образовательных программ и научных направлений.
По словам Александра Соболева, университетам будет дана возможность самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы в рамках образовательных стандартов четвертого поколения.

В 2015 году Министерство образования и науки РФ подготовило следующие нормативно-правовые документы: «Типовую модель опорного регионального университета (ОРУ)» в двух вариантах: классический (гуманитарный) ОРУ и технический ОРУ. 

Так, например, в Типовой модели технического опорного регионального вуза сказано, что опорные региональные технические вузы, являясь центрами инноваций и системообразующим звеном региональной инфраструктуры, должны развиваться в следующих направлениях: 

1.                Становление вузов как центров инновационного развития, а также создание инновационной среды вуза, являющейся частью экономики и инфраструктуры региона. 

2.                Создание условий для развития кооперации опорных региональных вузов и предприятий, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства.

Это может включать формирование научно-образовательных центров, организацию новых направлений подготовки, создание новых инженерно-внедренческих центров, научно-внедренческих лабораторий.

Министерством образования и науки РФ дополнительно была  разработана «Информационно-аналитическая анкета вуза» – документ, в котором описаны требования, предъявляемые  к опорным региональным вузам. 

На основании этого документа ВУЗы должны были оценить свою деятельность и  самостоятельно принять решение об участии в  конкурсе, который проходил с 20.10.2015 по 18.12.2015. Итоги конкурса были  подведены 01.02.2016 года.

По данным сайта http://опорныйуниверситет.рф для допуска к конкурсному отбору каждый участник должен был разработать  проект программы развития опорного университета на период не менее 5 лет, в  которой должны отразиться   пути достижения ряда целевых показателей, основными из которых являются:

  • общая численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по очной форме обучения должна составлять к 2010 году не менее 10 тыс. студентов;
  • доходы вуза из всех источников  так же к 2020 году должны составлять  не менее 2  млрд руб.;
  • реализация образовательных программ должна будет  осуществлять не менее чем по 20 укрупненным группам направлений подготовки и специальностей;
  • объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника  должен составить  не менее 150 тыс. руб;
  • высокий  кадровый потенциал – не менее восьми  кандидатов и докторов наук на 100 студентов. 

После  рассмотрения 15 заявок  в Минобрнауки России к участию в первом этапе конкурса на получение статуса опорного вуза было допущено 11 региональных вузов. 

В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии победителями конкурса признаны:

1. Волгоградский государственный технический университет;

2. Воронежский государственный технический университет;

3. Вятский государственный университет;

4. Донской государственный технический университет;

5. Костромской государственный технологический университет;

6. Омский государственный технический университет;

7. Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева;

8. Самарский государственный технический университет

9.Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева;

10. Тюменский государственный нефтегазовый университет;

11. Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Для получения финансовой поддержки каждый из 11 вузов-победителей должен в 3-месячный период представить и защитить свою 5-летнюю программу развития. Субсидии на поддержку программ развития вузов-победителей будут выделяться в объеме до 200 млн. рублей в год в течение трех лет. «Объемы субсидий вузам-победителям на 2017 и 2018 гг. будут определены по результатам оценки эффективности реализации мероприятий программ развития за предыдущие годы», – говорится на сайте http://опорныйуниверситет.рф.

Для эффективной работы опорных региональных университетов Министерство образования и науки РФ создается  центр управления опорными университетами. 

Таким образом, процесс создания опорных университетов еще не закончен, он рассчитан до 2020 года. Министерство образования и науки РФ планирует создать один-два опорных ВУЗа в каждом регионе, которые составят конкуренцию ведущим ВУЗам страны и будут иметь ключевое значение для промышленного и социально-экономического развития субъектов РФ.

Авторские публикации

Все работы

Здоровьесбережение в образовательном процессе

Методическая разработка практического занятия по профессиональному модулю "Выполнение работ по профессии "Младшая медицинская сестра по уходу за больными"

Росметод 2019