Главная - О самом главном - Минпросвещения России разработаны методические рекомендации по проведению аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена
333
Минпросвещения России разработаны методические рекомендации по проведению аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена

Уважаемые пользователи информационно-образовательной программы Росметод, обращаем ваше внимание на распоряжение Минпросвещения России от 01.04.2019 № Р-42 «Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена».

Данные методические рекомендации разработаны с целью обеспечения организации процедуры аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена при реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования (далее – программы СПО).

Методические рекомендации используют следующие основные понятия и определения:

  1. Демонстрационный экзамен – вид аттестационного испытания при государственной итоговой аттестации или промежуточной аттестации по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования или по их части, которая предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения практических задач профессиональной деятельности в соответствии с лучшими мировыми и национальными практиками, реализуемая с учетом базовых принципов.
  2. Компетенция, выносимая на демонстрационный экзамен – вид деятельности, определенный через необходимые знания и умения, проверяемые в рамках выполнения задания на чемпионатах Ворлдскиллс или на демонстрационном экзамене (далее – компетенция). Описание компетенции включает требования к оборудованию, оснащению и застройке площадки, технике безопасности. Перечень компетенций утверждается ежегодно Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» (далее – союз) и размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  3. Центр проведения демонстрационного экзамена – аккредитованная площадка, оснащенная для выполнения заданий демонстрационного экзамена в соответствии с установленными требованиями по компетенции. В качестве центров проведения демонстрационного экзамена должны использоваться мастерские, оснащаемые современной материально-технической базой по одной из компетенций, в рамках реализации федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)». Образовательная организация самостоятельно определяет площадку для проведения демонстрационного экзамена, которая может располагаться как в самой образовательной организации, так и в другой организации на основании договора о сетевом взаимодействии.
  4. Задание демонстрационного экзамена – комплексная практическая задача, моделирующая профессиональную деятельность и выполняемая в реальном времени. Задания демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных стандартов при их наличии и с учетом оценочных материалов, разработанных союзом по конкретной компетенции. Основой для разработки вариативных модулей задания могут стать корпоративные стандарты ведущих предприятий региона. Задание является частью комплекта оценочной документации по компетенции для демонстрационного экзамена.
  5. Комплект оценочной документации – комплекс требований для проведения демонстрационного экзамена по компетенции, включающий требования к оборудованию и оснащению, застройке площадки, составу экспертных групп, а также инструкцию по технике безопасности. Выбор компетенций и комплектов оценочной документации для целей проведения демонстрационного экзамена осуществляется образовательной организацией самостоятельно.
  6. Эксперт союза – лицо, прошедшее обучение и наделенное полномочиями по оценке демонстрационного экзамена по компетенции, что подтверждается электронным документом.
  7. Экспертная группа демонстрационного экзамена – группа экспертов союза, оценивающих выполнение заданий демонстрационного экзамена. Количество экспертов и персональный состав экспертной группы, определяется образовательной организацией на основе условий, указанных в комплекте оценочной документации для демонстрационного экзамена по компетенции. Не допускается участие в оценивании заданий демонстрационного экзамена экспертов, принимавших участие в обучении студентов или представляющих с ними одну образовательную организацию.
  8. Главный эксперт демонстрационного экзамена – эксперт, возглавляющий экспертную группу и координирующий проведение демонстрационного экзамена.
  9. Паспорт компетенций (Скиллс паспорт) – электронный документ, формируемый по итогам демонстрационного экзамена, отражающий уровень выполнения задания по определенной компетенции.

 

 

Аттестационные процедуры с использованием механизма демонстрационного экзамена предусматривают вариативность видов аттестации. Демонстрационный экзамен может быть использован в качестве механизма оценки результатов освоения профессиональных модулей, входящих в программы СПО, как при итоговой, так и при промежуточной аттестации.

При этом применение демонстрационного экзамена:

  • при проведении государственной итоговой аттестации обязательно, если это установлено ФГОС СПО;
  • при проведении промежуточной аттестации определяется образовательной организацией самостоятельно.

 

На демонстрационный экзамен выносятся профессиональные задачи, которые могут отражать как один основной вид деятельности в соответствии с ФГОС СПО, так и несколько основных видов деятельности. Предпочтительнее конструирование комплексных задач, наиболее полно отражающих будущую профессиональную деятельность обучающихся.

 

При использовании демонстрационного экзамена в ходе промежуточной аттестации важно учесть следующее:

  • выбранный формат процедуры промежуточной аттестации распространяется на всех обучающихся, осваивающих образовательную программу;
  • информация о демонстрационном экзамене как форме проведения промежуточной аттестации, доводится до сведения обучающихся в начале учебного года, в котором запланированы соответствующие процедуры;
  • перевод баллов, полученных студентами за демонстрационный экзамен, в оценку по итогам промежуточной аттестации проводится в соответствии с локальными актами образовательной организации.

 

 

При включении демонстрационного экзамена в состав государственной итоговой аттестации необходимо иметь в виду:

  • по специальностям среднего профессионального образования государственная итоговая аттестация в соответствии с ФГОС СПО проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы/дипломного проекта и демонстрационного экзамена.
  • по профессиям среднего профессионального образования государственная итоговая аттестация в соответствии с ФГОС СПО проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде демонстрационного экзамена.

 

При этом:

  • требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы образовательная организация определяет самостоятельно, в т. ч – при выборе компетенций, комплектов оценочной документации, площадок проведения демонстрационного экзамена, а также требований к дипломным работам/дипломным проектам и порядку их защиты;
  • под тематикой выпускной квалификационной работы понимается наименование комплекта оценочной документации по компетенции, причем тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в программу СПО;
  • длительность проведения государственной итоговой аттестации определяется ФГОС СПО.
  • график проведения демонстрационного экзамена наряду с подготовкой и защитой дипломной работой/дипломного проекта определяется образовательной организацией самостоятельно.

 

Примерная структура программы государственной итоговой аттестации по программам СПО предложена в приложении 2 к рассматриваемым методическим рекомендациям.

 

Для проведения демонстрационного экзамена демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации:

  • состав государственной экзаменационной комиссии утверждается распорядительным актом образовательной организации;
  • при государственной экзаменационной комиссии образовательная организация создает экспертную группу, которую возглавляет главный эксперт;
  • председатель и члены государственной экзаменационной комиссии присутствуют на демонстрационном экзамене;
  • председатель государственной экзаменационной комиссии по решению образовательной организации и при условии наличия соответствующего сертификата Ворлдскиллс может быть предложен в союз для выполнения функций главного эксперта на площадке проведения демонстрационного экзамена.

 

Решения государственных экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов голос председательствующего на заседании государственной экзаменационной комиссии является решающим.

Баллы за выполнение заданий демонстрационного экзамена выставляются в соответствии со схемой начисления баллов, приведенной в комплекте оценочной документации, после чего необходимо перевести начисленные баллы в оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Максимальное количество баллов, которое возможно получить за выполнение задания демонстрационного экзамена, принимается за 100%. Перевод баллов в оценку рекомендован основе таблицы № 1.

 

Таблица № 1

Перевод баллов демонстрационного экзамена в оценку государственной итоговой аттестации

Оценка ГИА

неудовлетворительно

удовлетворительно

хорошо

отлично

Отношение полученного количества баллов к максимально возможному (в процентах)

0,00% - 19,99%

20,00% - 39,99%

40,0 0% - 69,99%

70,00% - 100,00%

 

 

 

Результаты победителей и призеров чемпионатов профессионального мастерства, проводимых союзом либо международной организацией «WorldSkills International», осваивающих программы СПО, засчитываются в качестве оценки «отлично» по демонстрационному экзамену.

Образовательная организация вправе разработать иную методику перевода или дополнить предложенную. Применяемая методика закрепляется локальными актами образовательной организации.

Окончательные результаты государственной итоговой аттестации определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний государственных экзаменационных комиссий.

 

На основании решения государственной экзаменационной комиссии лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и о квалификации.

Лицам, прошедшим процедуру демонстрационного экзамена с применением оценочных материалов, разработанных союзом, выдается паспорт компетенций (Скиллс паспорт), подтверждающий полученный результат, выраженный в баллах.

 

Дополнительно обращаем ваше внимание на приказ «Ворлдскиллс Россия» от 31.01.2019 № 31.01.2019-1 «Об утверждении методики организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия».

 

Авторские публикации

Все работы

Учебное пособие для студентов МДК 02.04 Основы технического обслуживания устройств систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ)

Организация и проведение первенства по подвижным играм

Росметод 2019