Главная - О самом главном - Минпросвещения России направило методические рекомендации об оснащении материально-технической базой организаций СПО
929
Минпросвещения России направило методические рекомендации об оснащении материально-технической базой организаций СПО

Уважаемые пользователи информационно-образовательной программы Росметод, обращаем ваше внимание на Методические рекомендации об оснащении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам СПО, материально-технической базой по приоритетным группам компетенций, утвержденные Минпросвещения России 31 января 2019 года.

Данные методические рекомендации разработаны:

  • во исполнение Плана мероприятий по реализации федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)»,
  • в целях реализации мер по обеспечению использования в системе среднего профессионального образования стандартов «Ворлдскиллс»,
  • для определения организационно-правовой, финансово-экономической и методологической основы по созданию и функционированию мастерских, оснащённых современной материально-технической базой, в субъектах Российской Федерации.

 

В соответствии с федеральным проектом к 2024 году планируется создание не менее 5000 мастерских, что позволит:

  • выстроить систему эффективного дополнительного профессионального образования и профессионального обучения по профессиям, в том числе для сдачи демонстрационного экзамена;
  • обеспечить подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе стандартами Ворлдскиллс Россия;
  • оказать влияние на рост конкурентоспособности среднего профессионального образования Российской Федерации на международном уровне.

 

В методических рекомендациях используются следующие термины и определения:

Мастерская – структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования (далее - программам СПО), оснащённое современной материально-технической базой по одной из компетенций для обеспечения практической подготовки обучающихся в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе стандартами Ворлдскиллс Россия.

Мастерские создаются по следующим направлениям: промышленные и инженерные технологии, информационные и коммуникационные технологии, строительство, обслуживание транспорта и логистика, искусство и дизайн, сфера услуг, сельское хозяйство, социальная сфера.

Решение о том, по каким направлениям и при каких образовательных организациях будут созданы мастерские, принимается субъектом Российской Федерации в зависимости от приоритетов социально-экономического развития территории.

Перечень компетенций Ворлдскиллс Россия – перечень областей профессиональной деятельности, ежегодно утверждаемый Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» (далее – Союз), по которым проводятся мероприятия по проверке и оценке умений, знаний и практического опыта (соревнования профессионального мастерства, демонстрационный экзамен и другие).

Перечень компетенций на текущий год приведен в приложении № 2 к данным методическим рекомендациям.

Техническое описание компетенции – документ, который обязательно включает:

1) перечень знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности и выполнения практических работ и заданий (спецификация стандарта компетенции Ворлдскиллс Россия);

2) описание практических работ и заданий, на основании которых проводится оценивание владения компетенцией;

3) критерии, аспекты и правила оценивания выполнения практических работ и заданий;

4) инфраструктурный лист Ворлдскиллс Россия по компетенции - включает перечень необходимого оборудования, инструментов, расходных материалов, мебели, вычислительной техники и лицензионного программного обеспечения, интерактивного и презентационного оборудования, офисных принадлежностей и других предметов, необходимых для оснащения рабочего места и проведения практической подготовки;

5) требования к организации рабочего места и технике безопасности при выполнении практических работ и заданий.

План застройки мастерской – документ, отражающий расположение оборудования, ограждений, а также требования по подключению к информационным, энергетическим и иным системам обеспечения функционирования рабочих мест.

Приоритетная группа компетенций – группа компетенций, соответствующая одному из направлений создания мастерских и определённая в качестве приоритетной  с точки зрения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Демонстрационный экзамен – форма аттестации по программам СПО в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО), которая предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения практических задач профессиональной деятельности. Задания демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных стандартов (при наличии) и с учетом оценочных материалов (при наличии), разработанных Союзом, проводится на базе центра проведения демонстрационного экзамена.

Центр проведения демонстрационного экзамена (ЦПДЭ) – организация, располагающая площадкой (мастерской), аккредитованной для проведения демонстрационного экзамена по соответствующей компетенции, материально-техническое оснащение, которой соответствует мировым стандартам, в том числе стандартам Ворлдскиллс Россия.

В приложении № 1 к данным рекомендациям «Применение стандартов Ворлдскиллс как базовых принципов объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров в системе среднего профессионального образования» приведены требования к процедуре демонстрационного экзамена, ЦПДЭ и экспертной оценке его результатов.

 

Мастерские создаются для реализации следующих функций:

  • образовательная деятельность по программам СПО, и дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки);
  • обеспечение условий  для оценки компетенций и квалификаций обучающихся и слушателей;
  • сопровождение профориентационных мероприятий обучающихся образовательных организаций, в том числе обучение первой профессии.

 

Материально-техническая база мастерской должна соответствовать требованиям инфраструктурных листов Ворлдскиллс Россия по соответствующей компетенции, размещенным на сайте Союза на момент формирования заявки на получение гранта. Инфраструктурные листы Ворлдскиллс Россия по компетенциям и планы застройки мастерских ежегодно актуализируются Союзом и размещаются на ресурсе «Единая система актуальных требований – ЕСАТ», расположенном по адресу esat.worldskills.ru. В случае отсутствия инфраструктурных листов применяются требования ФГОС СПО и примерных основных образовательных программ.

Каждая создаваемая мастерская является структурным подразделением образовательной организации, реализующей программы СПО. Сотрудники, привлекаемые к работе в мастерских, проходят повышение квалификации по соответствующей компетенции, в том числе с получением сертификата эксперта с правом оценки демонстрационного экзамена

Мастерская создается по одной из компетенций из перечня и оснащается на основе требований инфраструктурного листа, а также плана застройки мастерской с учетом планируемого количества рабочих мест. Если в соответствии с приоритетами социально-экономическим развития субъекта Российской Федерации, появляется необходимость в создании мастерской по компетенции, не входящей в перечень компетенций Ворлдскиллс, образовательная организация вправе самостоятельно разработать и утвердить локальным нормативным актом описание профессиональной компетенции, осваиваемой в рамках профессии/специальности СПО по направлению создания мастерской.

Для оценки соответствия материально-технического оснащения мастерских условиям сдачи демонстрационного экзамена мастерская должна пройти аккредитацию в качестве ЦПДЭ по соответствующей компетенции.

Мастерские могут создаваться как за счет собственных (привлеченных внебюджетных) средств, так и с привлечением средств бюджета субъекта Российской Федерации, и за счет поддержки из федерального бюджета.

В случае привлечения средств федерального бюджета экономическая модель оснащения мастерских предусматривает софинансирование мероприятий регионального проекта из двух источников: средств федерального бюджета и средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Софинансирование из средств федерального бюджета осуществляется путем предоставления гранта в форме субсидии из федерального бюджета. Грант предоставляется по итогам конкурсного отбора, проводимого Министерством просвещения Российской Федерации.

Напоминаем, что уже объявлен конкурсный отбор на предоставление в 2019 году грантов из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям» федерального проекта «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Прием заявок на участие в конкурсе продолжается до 1 марта 2019 года, 10-00 по московскому времени. Обращаем внимание, что согласно условиям предоставления гранта заявителем за 2019 год должно быть создано не менее пяти мастерских по заявленным компетенциям.

Предусмотрена возможность совместного использования мастерских несколькими организациями. Основным механизмом совместного использования является сетевое взаимодействие (сетевая форма реализации образовательных программ) и/или использование по договорам аренды или безвозмездного пользования. При совместном использовании договор должен содержать сведения о характере и объеме ресурсов, используемых каждой организацией.

Ниже, в таблице приведен рекомендованный план действий образовательных организаций, реализующих программы СПО, по организации оснащения современной материально-технической базой.

 

Действие

Характеристика результата

Примерные сроки

Предоставление образовательными организациями СПО заявок в Министерство просвещения РФ на участие в конкурсном отборе на предоставление грантов

Заявки образовательных организаций, для участия в конкурсном отборе

Февраль 2019.

Привлечение партнёров для обеспечения софинасирования из внебюджетных средств

Письмо со стороны партнёра в адрес руководителя образовательной организации о сотрудничестве/ договор о сотрудничестве

Февраль 2019

Включение условий об исполнении методических рекомендаций в соглашение о реализации на территории субъекта РФ регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288

Правовой акт высшего должностного лица субъекта РФ/ высшего органа исполнительной власти субъекта РФ

Март - апрель 2019.

Подготовка проекта плана застройки мастерских по компетенциям в образовательных организациях

Проекты плана застройки мастерских

Март - апрель 2019

Утверждение перечня закупаемого оборудования для оснащения мастерской по одной из компетенций в соответствии с инфраструктурными листами Ворлдскиллс Россия / требованиями ФГОС СПО

Акт образовательной организации об утверждении перечня закупаемого оборудования для оснащения мастерской по одной из компетенций

Февраль 2019

Формирование кадрового состава сотрудников

Должностные инструкции сотрудников

Март - апрель 2019

Утверждение положения о структурном подразделении образовательной организации, реализующей программы СПО – мастерской по одной из компетенций

Локальный нормативный акт образовательной организации об утверждении положения о мастерской

Апрель - май 2019

Повышение квалификации сотрудников, сертификация на присвоения статуса эксперта с правом оценки демонстрационного экзамена

Удостоверения о повышении квалификации, сертификаты экспертов

Декабрь 2019

Создание информационного раздела о мастерской на сайте образовательной с обязательным размещением и поддержанием в актуальном состоянии графика доступности оборудования мастерской в целях организации совместного использования материально-технической базы организациями субъекта РФ

Раздел на сайте образовательной организации

Март 2019.

Аккредитация мастерской в качестве центра проведения демонстрационного экзамена

Свидетельство об аккредитации

Декабрь 2019

Внесение изменений в программу развития образовательной организации, реализующей программы СПО, предусматривающие использование мастерских

Локальный нормативный акт образовательной организации о внесении изменения в программу развития

Февраль 2019

Подготовка помещений, в которых будет размещено оборудование мастерских

Локальный нормативный акт образовательной организации о проведении ремонтных работ в мастерских

Сентябрь 2019

Брендирование мастерских

Отчет о проведении брендирования мастерских

Сентябрь 2019

 

Авторские публикации

Все работы

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Наркомания и жизнь - несовместимы"

Методическая разработка урока деловой игры "Организация деятельности службы приема и размещения с использованием АСУ "Эдельвейс"

Росметод 2019