Главная - О самом главном - Минпросвещения России утвердило новый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
625
Минпросвещения России утвердило новый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

Уважаемые пользователи информационно-образовательной программы Росметод, предлагаем вашему вниманию информацию об утвержденном приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Данный документ является обязательным для организаций всех форм собственности и регулирует осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в т.ч. – для инвалидов, для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), и детей-инвалидов.

Документом определяются:

  •  цели осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам;
  • требования к содержанию и порядку разработки, утверждения и обновления дополнительных образовательных программ;
  • виды дополнительных образовательных программ;
  • требования к организации учебного процесса по дополнительным образовательным программам, в т.ч. особенности организации учебного процесса для обучающихся с ОВЗ, инвалидов и детей-инвалидов;
  • возможные формы реализации дополнительных образовательных программ;
  • требования к лицам, осуществляющим обучение по дополнительным профессиональным программам.

 

Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

  • формирование и развитие творческих способностей;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • профессиональную ориентацию;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда;
  • подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса;
  • социализацию, адаптацию и формирование общей культуры;
  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

 

Образовательная организация самостоятельно определяет:

Образовательная организация вправе:

  •  вести занятия на иностранном языке, если это соответствует  дополнительной общеобразовательной программе и не противоречит федеральному законодательству и локальным нормативным актам организации;
  • формировать расписание по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся;
  • организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей).

Свои услуги образовательные организации могут оказывать на договорной основе, в т.ч. по реализации дополнительных общеобразовательных программ, организации досуговой деятельности обучающихся педагогическим коллективам других образовательных организаций, молодежным, детским общественным объединениям и организациям.

 

Обязательным требованием является:

  • наличие у педагогов, работающих по дополнительным общеобразовательным программам,  среднего профессионального или высшего образования, в т. ч. – в соответствии с направлением этих программ;
  • соответствие  квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам;
  • при этом организация может привлекать лиц, получающих высшее или среднее педагогическое образование, в случае рекомендации  аттестационной  комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками.

 

Особое внимание документ уделяет организации образовательного процесса для лиц с ОВЗ, инвалидов и детей-инвалидов. Подчеркивается, что организации должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ этими обучающимися.

Под специальными условиями понимаются:

  • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения;
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь;
  • проведение коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в  здания организаций и др.

 

При этом образовательные организации обеспечивают специальные условия с учетом особенностей здоровья обучающихся (см. таблицу 1):

 

Таблица 1. Специальные условия с учетом особенностей здоровья обучающихся

ОВЗ по зрению

- адаптация официальных сайтов организаций;

- размещение справочной информации о расписании лекций, учебных занятий в доступных местах и в адаптированной форме;

- присутствие ассистента;

- выпуск альтернативных форматов печатных материалов крупный шрифт или аудиофайлы);

- для использующих собаку-поводыря  - доступ к месту обучения и условия для размещения собаки на время занятий.

ОВЗ по слуху

- дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной;

- предоставление надлежащих звуковых средств воспроизведения информации

для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата

- материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа  и пребывания обучающихся в учебных помещениях, столовых, туалетных и других помещениях организации;

- наличие специальных кресел и других приспособлений.

 

Сроки обучения по дополнительным программам для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом  особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии. Численность таких обучающихся в учебной группе устанавливается не более 15 человек.

Организация обеспечивает предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде с учетом особых потребностей обучающихся. Специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература услуги сурдопереводчиков  и тифлосурдопереводчиков предоставляются бесплатно.

Содержание дополнительного образования и условия организации учебного процесса лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов определяются адаптированной образовательной программой. Ее разработка, внедрение и реализация могут осуществляться с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки.

Ранее действовавший Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008) утратил силу. 

Авторские публикации

Все работы

Социально-бытовая адаптация детей и подростков с множественными нарушениями в условиях детского дома

Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине "Социальная психология"

Росметод 2019