Главная - О самом главном - О рекомендациях для образовательных организаций, обеспечивающих создание доступной среды и условий для инклюзивного образования инвалидов
693
О рекомендациях для образовательных организаций, обеспечивающих создание доступной среды и условий для инклюзивного образования инвалидов

Уважаемые пользователи информационно-образовательной программы Росметод, обращаем Ваше внимание на Методические рекомендации по подготовке и включению в основные профессиональные образовательные программы учебных дисциплин (междисциплинарных курсов), направленных на формирование компетенций по работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее – Методические рекомендации), направленные Минобрнауки России.

Методические рекомендации разработаны ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II».

Методические рекомендации предназначены для использования руководителями профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, обеспечивающих создание доступной среды и условий для инклюзивного образования инвалидов.

Методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи в подготовке и включении в основные профессиональные образовательные программы (далее – ОПОП) учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, основная задача которых состоит в формировании общих и специальных компетенций в процессе подготовки кадров, чья профессиональная деятельность прямо или косвенно связана с работой с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и оказанием им ситуационной помощи.

В соответствии с поставленными целевыми ориентирами подготовка кадров в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования может способствовать решению следующих задач:

  • социальных (формирование параметров стандартов качества доступности услуг для категорий граждан с инвалидностью);
  • сервисных (обеспечение доступности услуг для инвалидов);
  • образовательных (формирование специальных профессиональных компетенций у студентов по оказанию ситуационной помощи лицам с инвалидностью, а также исполнение профессиональных функций с учетом возможностей и потребностей получателей услуг);
  • учебно-методических (обеспечение учебными и методическими материалами учебного процесса по подготовке специалистов, способных оказывать качественные услуги лицам с инвалидностью);
  • правовых (формирование высокого уровня правовой культуры студентов по вопросам обеспечения равных возможностей и создания недискриминационных условий получения услуг для лиц с инвалидностью в соответствии с нормами международного и национального права).

 

Согласно Методическим рекомендациям руководителям профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования рекомендуется:

  • выявить направления и профили профессиональной подготовки с целью включения в ОПОП образовательных программ учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, формирующих навыки взаимодействия с инвалидами в процессе выполнения будущей профессиональной деятельности с учетом потребностей и возможностей лиц с инвалидностью и ОВЗ;
  • адаптировать образовательные программы учебных дисциплин, междисциплинарных курсов с учетом специфики и профиля реализуемых в профессиональной образовательной организации направлений подготовки, специальностей и профессий;
  • разработать учебно-методическое обеспечение образовательных программ учебных дисциплин, междисциплинарных курсов в сфере оказания ситуационной помощи и других услуг лицам с инвалидностью;
  • установить взаимодействие с общественными организациями инвалидов и экспертным сообществом.

 

Разработанные ОПОП, включающие учебные дисциплины, междисциплинарные курсы, направленные на формирование компетенций по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ, не должны противоречить требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) СПО и ФГОС ВО.

Учебные дисциплины, междисциплинарные курсы, направленные на формирование навыков взаимодействия с лицами с инвалидностью и ОВЗ в процессе выполнения будущей профессиональной деятельности с учетом возможностей и потребностей получателей услуг, реализуются за счет вариативной части учебного плана.

При разработке программ учебных дисциплин, междисциплинарных курсов выделяются компетенции, соответствующие будущей профессиональной деятельности в аспекте взаимодействия с лицами с ОВЗ и инвалидностью с учетом их психофизических особенностей и потребностей.

Кроме того, при реализации дополнительных профессиональных программ для обеспечения доступности и повышения качества услуг в инженерной, транспортной и социальной инфраструктуре для всех категорий получателей услуг необходимо предусмотреть включение в программы дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) модули (темы), направленные на формирование соответствующих компетенций.

Разработка программ повышения квалификации в системе ДПО, связанных с формированием компетенций в аспекте обеспечения доступности и повышения качества услуг в инженерной, транспортной и социальной инфраструктуре лицам с инвалидностью, позволяет:

  • повышать культуру, осведомленность и гражданскую позицию в отношении инвалидов;
  • усвоить основные нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы обеспечения прав инвалидов на равный доступ к объектам инфраструктуры;
  • получать и использовать знания в профессиональных сферах деятельности, которые обеспечивают решение вопросов, связанных с развитием безбарьерной среды.

 

Программы ДПО разрабатываются на основании профессиональных стандартов и в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

Программы ДПО (повышения квалификации, переподготовки) ориентированы, прежде всего, на категории слушателей, которые профессионально связаны с непосредственным оказанием услуг лицам с инвалидностью.

Авторские публикации

Все работы

Рабочая тетрадь "Педагогические программные средства"

Сборник заданий для практических занятий по дисциплине "Русский язык" (для обучающихся 1-го курса профессиональных образовательных организаций)

Росметод 2017