«Школа должна опережать запросы времени» — Наталья Кравченко

6 апреля в Общественной палате РФ прошли общественные слушания проекта «Школа Министерства просвещения России». Главная цель проекта — создание равных условий для реализации идеологии единого образовательного пространства для каждого школьника, независимо от социальных и экономических факторов, укомплектованности образовательной организации.

«Сегодня, когда многое изменилось в стране и в мире, система образования должна стать базисом, на котором строится российская государственность, патриотизм, сохраняются и распространяются наши традиционные духовно-нравственные ценности. Она должна стать основой для благополучия граждан, развития экономики, науки и технологий, способствовать формированию человеческого капитала и обеспечению глобальной конкурентоспособности нашей страны», — сказала Наталья Кравченко, председатель Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности.

Она напомнила, что Президент России Владимир Путин поставил задачу обеспечить технологический и экономический суверенитет России, и это становится серьезным вызовом для системы образования. Необходимо связать все уровни образования с существующими запросами со стороны власти, общества и бизнеса и разработать и реализовать образовательную стратегию, которая решит задачу быстрой перестройки и адаптации образовательных программ под новые запросы и потребности государства.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов отметил, что суть проекта — прописать модель идеальной школы, обобщив лучшие образовательный практики.

«Это не дополнительные задачи для школ. Это систематизация всех методических материалов в единый документ и наша позиция в отношении расписания, питания, здоровья школьников. По сути, мы создаем настольную книгу для директора школы. Документ носит рекомендательный характер, поэтому каждая школа в зависимости от своей специфики может выбирать ту или иную рекомендацию. Эта рекомендация — некий ориентир. Если школа ей соответствует, то в ней высокий уровень образования», — сказал он.

Концепцию проекта представил врио директора департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Максим Костенко. По его словам, с сентября 2022 года реализацию проекта «Школа Минпросвещения России» планируется запустить в тех российских школах, которые сами изъявят желание присоединиться к нему. После этого уже в 2023 году новая модель может применяться во всех школах страны.

В соответствии с концепцией в развитии единого образовательного пространства выделяются пять магистральных направлений, в центре которых стоит ученик: знание, здоровье, творчество, воспитание, профориентация. Эти направления дополняются еще тремя составляющими, такими как учитель, школьный климат и образовательная среда.

«Мы попытались операционализировать единое образовательное пространство под каждое из направлений, подготовив конкретные виды активности, необходимые для реализации в каждой образовательной организации. Наш принцип звучал следующим образом: единое образовательное пространство для каждого ребенка. В центре находится ребенок, его интересы, возможности развития, его мотивация. Это позволяет ему развиваться в его уникальном темпе. И для этого действительно стоит поработать над созданием всех условий в каждой отдельной школе», — отметил Максим Костенко.

Кратко резюмировал результаты общественно-профессионального обсуждения проекта «Школа Министерства просвещения» и. о. директора Института управления образованием РАН Владимир Абрамов. По его словам, в обсуждении участвовали более пяти тысяч респондентов: управленцы, педагоги, родители. Более 80 процентов участников поддержали проект. Они отметили, что в основном все значимые критерии единого образовательного пространства были учтены и представлены.

Поддержала проект и Майя Пильдес, председатель совета Академической гимназии № 56 Санкт-Петербурга, заместитель председателя Общественного совета при Минпросвещения России. Она обратила особое внимание коллег на необходимость модернизации и совершенствования современной системы подготовки педагогических кадров.

Дмитрий Земцов, проректор Высшей школы экономики (ВШЭ) и лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение», подчеркнул, что в новой модели важно сделать акцент на развитии технологического образования школьников. По его словам, наша страна вступила в период, когда многое приходится переосмыслять, в том числе в образовательной сфере. Это одновременно и непростое время, и время больших возможностей.

«Если мы сможем опереться на новую модель школ Министерства просвещения в части развития технологического образования школьников, то сделаем очень важный ход в подготовке следующего поколения технологических лидеров — ученых, разработчиков, инженеров, предпринимателей, которые будут активно участвовать в перевооружении российской экономики. Мне кажется, для наших школ это окно возможностей, и его необходимо использовать», — отметил Дмитрий Земцов.

В проекте зафиксирована неоднородность стартовых возможностей учащихся, условий в образовательных организациях и профессиональных компетенций педагогов, отметил Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени Пинского НИУ ВШЭ. Такая постановка вопроса звучит впервые за последние годы, и это очень важная отправная точка для построения будущей современной школы, сказал эксперт.

«Обобщить представления о единых ожиданиях, сформированных на основе родительского запроса, современных представлений о качестве образования и вызовов, с которыми сталкивается школа, мне кажется, чрезвычайно продуктивный ход», — подчеркнул он.

В ходе общественных слушаний звучали также критические замечания. Лидер общественно-политического движения «Объединение родителей» Инна Гориславцева отметила, что при разработке концепции проекта не были учтены ресурсы образовательных учреждений. В школах не хватает помещений и кадров, дети учатся в две смены, и в этих условиях сложно говорить о внеурочных активностях.

«Мы вынуждены признать, что разделение на три сегмента (базовый, средний и полный) — это красивая форма сегрегации детей. В городских школах будут дополнительные источники финансирования для того, чтобы обеспечить оплату дополнительных опций. Поэтому мне кажется, что рассматривать эту модель в отрыве от дополнительного финансирования было бы неверно», — сообщила она.

Эксперты отметили необходимость уточнить некоторые термины, которые описывают магистральные направления проекта. В современном образовании термин «знание» корректнее заменить на «грамотность». Знания основаны на запоминании определенного количества фактов, задача современной школы сделать так, чтобы ребенок мог эти знания применять.

Было бы целесообразно также отдельно прописать в документе блок развития надпредметных навыков и личностных качеств, которые необходимы в любой профессиональной сфере, а также обратить особое внимание на современные подходы к профессиональной ориентации. Здесь идет речь не столько о важности выбора профессии в школе, сколько о помощи ребятам в осознании своих универсальных компетенций — сильных сторон, которые человек с успехом сможет использовать в будущем в разных профессиональных областях, меняя профессию и сферу деятельности в соответствии с изменениями конъюнктуры рынка.

Отдельно участники слушаний обсудили меры по сохранению здоровья детей. Шамиль Алиев, председатель общественной палаты Каспийска, а также директор Каспийского центра образования «Школа № 15», предложил нормативно вернуться в национальную стратегию действий в интересах детей в 2012–2017 годах. Речь идет об указе Президента № 761, в котором было заключено требование о распространении здоровьесберегающих технологий обучения на все образовательные учреждения. Но это требование так и не было выполнено.

«Я предлагаю вернуться к методическим рекомендациям, утвержденным Министерством здравоохранения еще в 1989 году на базе практических сорокалетних исследований массовой первичной профилактики школьных форм патологий и развивающих здоровье принципов конструирования учебно-познавательной деятельности в школе», — сказал он.

В проекте «Школа Министерства просвещения» представлено комплексное рассмотрение всей сферы существования школы, подчеркнула Валентина Иванова, председатель Всероссийского педагогического собрания, член Общественного совета при Минпросвещения России.

«Особенность документа заключается в том, что каждая школа, составив программу, будет давать ответы по восьми позициям, указанным в проекте, с учетом критериев перехода от одного уровня к другому. Следовательно, решив эту задачу, Минпросвещения получит информацию о потребности каждой школы. А мы получаем мощнейший инструмент для обоснования потребностей в сфере образования», — пояснила она.

В рамках прошедшего обсуждения были выделены ключевые направления проекта. Было подчеркнуто его важнейшее системообразующее значение как механизма реализации государственной политики в области общего образования. Оценены возможные риски в его реализации. Даны конкретные предложения по дополнительной проработке технологий работы для школ в рамках проекта. Участники обсуждения выразили заинтересованность и готовность к совместной работе вместе с разработчиками проекта при разработке методических рекомендаций для пилотных школ — участников проекта. Участники мероприятия выразили уверенность в том, что проект «Школа Минпросвещения России» даст импульс для дальнейшего развития и повышения качества образования в нашей стране.