Дети Арктики: проблемы образования за полярным кругом

Одна из главных задач системы образования — обеспечить для всех детей равные образовательные возможности. Россия — огромная страна, в ней много отдаленных регионов и маленьких территорий, где есть сложности с педагогическими кадрами, интернетом и внеурочной деятельностью. Председатель Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко познакомилась с этими проблемами в ходе рабочей поездки в Якутию.

Развитие кочевого образования в республике стало одной из тем расширенного заседания Комиссии по развитию науки, образованию и патриотическому воспитанию в Общественной палате Якутии.

«Включение важных для территорий вопросов в федеральную повестку — один из приоритетов для нас. Не так давно коллеги из Общественной палаты Якутии были у нас в Москве, мы плотно поработали и получили встречное предложение приехать в Якутию. Мы побывали за полярным кругом в Оленекском районе, увидели, что такое кочевая школа, обсудили проблемы и вопросы, с которыми сталкивается коренное население, в том числе связанные с обучением детей в Арктической зоне», — отметила Наталья Кравченко.

Она сообщила, что проблемы заключаются в условиях обучения, квалификации педагогов и доступе к современному оборудованию и интернету. Для их решения, по словам эксперта, крайне актуальны индивидуальные траектории развития.  Школьникам, которые живут в арктических регионах, критически важно давать возможность выезжать во всероссийские детские центры «Артек», «Орленок», «Смена», «Океан».

«Всем детям в нашей стане нужно дать шанс сформировать собственную траекторию успеха. Нужен комплексный подход к образованию детей, проживающих на отдаленных территориях. Я бы в этой связи предложила подумать над формированием отдельной федеральной программы “Дети Арктики”», — сказала Наталья Кравченко.

На встрече с вице-спикером парламента Якутии Антониной Григорьевой, председателем постоянного комитета Государственного собрания по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосией Габышевой, народным депутатом Мариной Силкиной, председателем комиссии Общественной палаты республики по развитию науки, образования и патриотического воспитания Верой Жерготовой и заведующей отделом кочевого образования филиала Федерального института родных языков народов РФ Натальей Ситниковой член ОП РФ обсудила опыт работы агрошкол региона.

В ходе обучения ребята осваивают профессиональные навыки в разных отраслях сельского хозяйства. Для развития этого направления, по мнению региональных депутатов, нужна господдержка. Чтобы сохранить уникальные и востребованные в республике компетенции, нужно специальное оборудование, перерабатывающие производства, которые будут созданы прямо на базе школ. Это поддержит народные промыслы и поможет молодым людям стать успешными на своей малой родине, что в нынешних условиях очень ценно.

Депутаты рассказали о том, что студентам — представителям коренных малочисленных народов Севера России, поступившим в высшие учебные заведения, для того чтобы поехать учиться в город, не хватает самого необходимого: одежды, обуви, денег на билет. Решить вопрос помогло бы возобновление социальных выплат для этой категории молодых людей. Власти региона готовы выступить с такой инициативой. Наталья Кравченко предложения поддержала.

Во время рабочей поездки Наталья Кравченко также побывала в Международной арктической школе. МАШ — ресурсно-методический центр Якутии, который аккумулирует лучшие образовательные практики и распространяет их по республике. Педагоги проходят дополнительную подготовку и используют в работе современные технологические решения, в школе успешно реализуются дополнительные образовательные программы. Именно запрос на высокие технологии от детей и родителей четыре года назад подтолкнул к созданию МАШ. По словам Натальи Кравченко, МАШ — это своевременный и важный проект, дающий импульс к развитию образования школьников на всей территории республики.

«Образование сегодня — одна из тех сфер, которая вынуждена стремительно развиваться. Сейчас особенно нужны новые практики, новый опыт, а для этого нужно не бояться пробовать. В России появляется все больше инновационных образовательных площадок, которые являются полигонами для апробации новых подходов в образовании и способны распространять свой успешный опыт шире — на всю систему школьного образования. Министерство просвещения обращает внимание на такие площадки и пробует предлагать их практики массовой школе. В нынешних условиях одна из задач образования в том, чтобы содействовать обеспечению экономического и технологического суверенитета страны. Будущих технологических лидеров нужно выявлять, поддерживать и развивать уже сегодня, начиная со школьной скамьи. Тогда в самом ближайшем будущем поколение инноваторов сделает нашу экономику сильной и независимой», — подчеркнула Наталья Кравченко.