Главная - Новости - Экспорт образования: ПМЭФ и новые перспективы
Экспорт образования: ПМЭФ и новые перспективы
ВЭБ.РФ и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации подписали соглашения о взаимодействии при реализации проекта создания современного многофункционального студенческого городка с Пермским краем и Томской областью. 
В Минобрнауки России сообщили, что для повышения конкурентоспособности российского высшего образования и привлечения иностранных студентов необходимо развивать образовательную инфраструктуру. Так, в рамках федерального проекта «Экспорт образования» значительное внимание уделяется развитию кампусов университетов – современных многофункциональных студенческих городков, обеспечивающих комфортные условия проживания, возможность проведения учебных занятий и организации самостоятельной работы обучающихся, проведения культурно-массовых, досуговых мероприятий и занятий спортом. Перечень организаций для проектирования, строительства и реконструкции студенческих городков будет формироваться в том числе с учетом оценки их экспортного потенциала.  
Механизмы государственно-частного партнерства дают возможность развития инфраструктуры даже в условиях ограниченного бюджетного финансирования, а также возможность университету сосредоточиться на качестве образования, предоставив непрофильную деятельность частным организациям. «Правильное сочетание бизнеса и государства может позволить не только реализовать правильно и эффективно мероприятия национального проекта, но и создать новую сущность, новую образовательную реальность, где будет креатив, иновационность, международный опыт, и очень здорово, что Министерство науки и высшего образования поддерживает эти идеи», – отметила зампред ВЭБ.РФ Светлана Ячевская, комментируя подписание соглашений. 
Современный кампус должен являться местом сосредоточения инноваций, формируя вокруг себя smart city. Большинство экспертов пришли к единодушному мнению, что университеты и их кампусы обладают множественностью каналов «импакта» на социально-экономическое развитие территорий и агломераций и могут способствовать формированию основанных на знаниях экономик инновационного типа. 
Эксперты отмечают, что новое образовательное пространство обладает существенными преимуществами и имеет ряд возможностей для того, чтобы стать центром притяжения не только для российских, но и для иностранных студентов. По мнению ректора ТГУ Эдуарда Галажинского, речь идет о создании новой среды, формировании smart city, точки роста и притяжения для инновационного бизнеса и развития технологических решений, тем самым сделан еще один из шагов к повышению спроса на российское образование на международном образовательном рынке.   
При этом уровень инновационного потенциала территории создает основу для положительной динамики экономического роста, повышения качества жизни и благосостояния населения. Лилия Кирьянова, проректор Томского политехнического университета по внешним связям, продолжает: «Томск входит в сотню лучших студенческих городов мира по версии рейтинга QS, а среди российских городов в рейтинге 2018 года впереди нас только Москва. В нашем городе комфортно учиться и жить. И все томские вузы вносят свой вклад: мы вместе ведем научные исследования, создаем сетевые образовательные программы, готовя уникальных специалистов, вместе работаем на бренд города и региона». Для томских университетов межвузовский кампус – это будет новый уровень взаимодействия. 
На реализацию мероприятий по проектированию, строительству и реконструкции студенческих городков для иностранных и иногородних обучающихся и научно-педагогических работников общей проектной мощностью не менее 77,6 тысячи мест в период с 2019 года по 2024 год в рамках федеральной программы «Экспорт образования» предусмотрены средства федерального бюджета в объеме 102,2 миллиарда рублей, заявили в пресс-службе министерства. 
«Сейчас образование, особенно высшее профессиональное образование, для нашей страны в контексте экспорта должно все больше приобретать сферу экономической деятельности. Экспортные доходы – это доходы всей страны, доходы региона, доходы города, – сообщил Министр науки и высшего образования Российской Федерации Михаил Котюков. – В города дополнительно приедут 200 тысяч иностранных студентов – постоянно живущих в городах иностранных граждан, достаточно активных и требовательных, лучшие из которых должны остаться жить и работать в нашей стране и после окончания обучения. Это вызов для всех нас, это новая экономика».  
В настоящее время в России реализуется целый комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности российского образования, отметили в ведомстве Михаила Котюкова. На развитие университетов нацелен федеральный проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» (реализуется в рамках национального проекта «Образование»), который предполагает перезапуск проекта повышения конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров. 
Как сообщили эксперты ФГАНУ «Социоцентр», для того чтобы привлечь на обучение в Россию граждан других государств, российские университеты увеличивают число англоязычных образовательных программ, проводят зимние и летние школы нового формата, получают международную аккредитацию образовательных программ, кроме того, оказывается поддержка филиалам и представительствам российских образовательных организаций за рубежом – все эти меры также призваны способствовать популяризации изучения общеобразовательных предметов (математика, биология, химия, физика, астрономия и другие) на углубленном уровне на русском языке. 
«В мире примерно 20 тысяч университетов, в публичных рейтингах сегодня примерно 1500 вузов, это очень конкурентная сфера, интересная для многих государств и университетов. Нам сегодня тоже есть чем гордиться, 48 наших университетов уже в первой тысяче так или иначе представлены. Несколько лет назад их там было существенно меньше», – отметил Михаил Котюков.  
Он также добавил: «У нас уже сегодня есть образовательные программы, которые не только в первой сотне, но уже и в первой двадцатке. И это, безусловно, внешняя независимая оценка качества наших образовательных программ». 
При этом особый акцент сегодня делается на практикоориентированный подход при обучении студентов и аспирантов: в рамках обучения студенты должны получить не только теоретические знания, но и опыт работы по специальности на предприятиях реального сектора экономики, участия в научных исследованиях, создания своих продуктов и  стартапов.  
Еще одним важным направлением развития российских университетов и повышения их конкурентоспособности на мировой арене является цифровизация образования, которая способствует повышению вовлеченности учащихся в образовательный процесс и выстраиванию индивидуальной траектории развития.  
Одним из первых среди российских университетов создавать свои и использовать онлайн-курсы других вузов в обучении стал НИУ ВШЭ. Ректор университета Ярослав Кузьминов отметил: «В ВШЭ сегодня используется 443 онлайн-курса, из них только 111 собственных курсов университета, 300 англоязычные курсы Coursera, EdX и ведущих мировых университетов, также вуз заключил сетевые договоры на использование курсов российских университетов, среди которых МГУ, СПбПУ, Университет ИТМО, ТГУ, УрФУ». В перспективе данную практику планируется расширять. Он также добавил: «Онлайн-образование является дополнением к офлайн-образованию, есть сектор, где онлайн-образование замещает традиционное, это модификация заочного образования, в России 33% студентов обучаются заочно, и, если мы переключим эти программы на онлайн-курсы ведущих университетов, мы сделаем серьезную инвестицию в качество образования этих людей». 
Кроме того, в настоящее время идет разработка комплекса мер по совершенствованию правил въезда в страну и пребывания на ее территории иностранных граждан для обучения в российских вузах и их трудоустройства. «Миграционное законодательство должно быть в контексте наших усилий по экспорту», – сказал Михаил Котюков. 

Источник: Проект 5-100

 

 

Авторские публикации

Все работы

Практические работы по математике для студентов 2 курса специальности "Документационное обеспечение управления и архивоведения"

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентами по дисциплине ОДБ.02 "Литература"

Росметод 2019