Главная - Новости - Кадровая политика будущего
Кадровая политика будущего

В рамках Петербургского международного экономического форума состоялась дискуссия «Кадровое обеспечение перехода к экономике будущего», одним из основных спикеров которой выступил Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков.

Ежегодные потери глобальной экономики из-за несоответствия квалификации работников актуальным требованиям бизнеса достигли 6% мирового ВВП, или 5 триллионов долларов.  Данные совместного исследования BCG, Росатома и Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» легли в основу состоявшейся дискуссионной панели.  

В разговоре также приняли участие генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Алексей Лихачев, Федеральный министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер, Президент WorldSkills International Саймон Бартли, генеральный директор «Агентства стратегических инициатив» Светлана Чупшева и другие эксперты. Основным модератором диалога выступил старший партнер, управляющий директор, председатель BCG в России Владислав Бутенко.

Говоря об имеющейся рассинхронизации рынка труда и системы подготовки кадров, Михаил Котюков отметил, что система российского высшего образования сейчас нацелена на повышение своей конкурентоспособности именно через повышение КПД для своего пользователя.

«Человек должен быть в центре образовательной системы, его интересы и ожидания. Задача университетов в быстро меняющихся условиях - быть всегда на первой линии, чтобы участвовать в разработке технологий. И в эту разработку обязательно вовлекать тех, кто учится в это время в университете. Преподаватели должны быть с крайне актуальным уровнем знаний, представлений и прогноза развития ситуации. Это отчасти уже удаётся сделать. У нас более 800 университетов. Около 50 из них сегодня - ведущие, с международным признанием. И такого рода подходы в этих университетах уже активно развиваются. Наша задача сейчас эту практику масштабировать, чтобы такие образовательные программы и экосистемы вузов были доступны не только в Москве и Санкт-Петербурге, чтобы они были доступны в регионах», - сказал Министр.

Глава Росатома Алексей Лихачев предложил провести международную дискуссию с участием крупнейших работодателей, политиков и лидеров сферы образования о практических мерах по реализации человекоцентричного подхода к решению проблемы «кадровой ямы» и дефицита талантов. Руководитель российской атомной корпорации пригласил участников к диалогу в рамках деловой программы мирового чемпионата WorldSkills в Казани в августе. 

«Новые технологии, искусственный интеллект, роботы и «интернет вещей» - все это радикально меняет рынок труда, высвобождая миллионы человек. При этом система образования и переподготовки не успевает за изменениями. Складывается парадоксальная ситуация: миллионы людей не могут найти работу, а предприятия жалуются, что работать некому, не хватает квалифицированных специалистов. Ответ на эти вызовы – смена модели подготовки и переподготовки кадров. От модели «конвейера» пора переходить к т.н. «человекоцентричной» модели. В центре системы подготовки кадров должен стоять человек с его ценностями и потенциалом. Причем человек должен иметь возможность в течение жизни не раз поменять профессию, и тем самым раскрыться с новой для себя стороны», - сказал Алексей Лихачев. 

Как звучало в ходе дискуссии, ни одна компания, ни одно государство в мире, даже самое крупное, не в состоянии решить задачи смены модели в одиночку. Участниками были озвучены принципы человекоцентричности, необходимые для трансформации рынка труда, среди которых массовое распространение навыков будущего, активная самостоятельность, безбарьерный рынок труда, мобильность компетенций и многообразие ценностей. 

Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков отметил также необходимость учитывать принцип непрерывного образования. 

«Образование должно быть доступно для людей разных возрастов. Дата рождения к этому процессу не имеет никакого отношения. Запрос на образование может исходить и от 8-летних, и от 80-летних. Мы должны слышать и тех, и других. И давать ответы на эти запросы. Вызов у нас сегодня очень серьезный. Фактически образование у нас в последние годы работает по принципу конвейера. А есть запрос на персонализацию. Это своего рода hand-made, который всегда дороже конвейера, производительные характеристики другие, но и потребительские качества, как правило, гораздо лучше. Нам нужно искать золотую середину и давать продукты разного уклада», - сказал Министр. 

Подводя итог дискуссии, глава ведомства также подчеркнул значение ответственности, как при выборе образовательной программы, так и при предложении ее на рынке, и напомнил, что говоря об образовании, нельзя забывать и о развитии инфраструктуры, которая должна сопровождать как образовательный процесс, так и трудовую деятельность специалистов. 

«Чему должна точно учить система образования – это пониманию того, что развитие происходит при выходе из зоны комфорта. И к этому нужно быть готовыми. В том числе и к перемене места. И здесь важно – как развиваются города, в которые людям нужно переехать. А ведь человек, который достиг высокого уровня компетенций, предъявляет и высокий запрос на те условия, в которых находится он и его семья», - сказал Министр.

Состоявшийся обмен мнениями назвали небольшим, но важным шагом на пути к решению кадровых задач экономики будущего.

Источник: Минобрнауки РФ

Авторские публикации

Все работы

Методические рекомендации для преподавателей ССУЗ, педагогов дополнительного образования, руководителей детских хореографических коллективов Формирование профессиональных навыков на уроках классического танца Организация самостоятельной работы

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочного отделения специальности 35.02.10 Обработка водных биоресурсов

Росметод 2019