8 800 550 81 19

Главная - СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Разработка учебного занятия по русскому языку и культуре речи "Употребление числительных в речи"
Конкурсная работа "Разработка учебного занятия по русскому языку и культуре речи "Употребление числительных в речи""
Дата размещения 07.12.2014
Название работы: "Разработка учебного занятия по русскому языку и культуре речи "Употребление числительных в речи""
Ключевые слова:

295
0
NAN

План-конспект учебного занятия по русскому языку и культуре речи

Поперина И.Д., преподаватель  ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЗлатИК им.П.П.Аносова»

Тема - Употребление числительных в речи

Цель занятия -

формирование языковых и речевых знаний, умений и навыков (расширение представлений о числительном, формирование умений и навыков его употребления в устной и письменной речи);

 развитие умений работать с информацией, развитие логического мышления;

 воспитание языкового чутья, языкового эстетического чувства и потребности в эстетическом совершенствовании собственной речи

Ожидаемые результаты занятия - овладение в совершенстве умением правильно образовывать формы числительного и употреблять их в собственной речи

Тип занятия – комбинированное, продолжительность занятия – 80 мин.

Методы обучения (по характеру и степени участия студентов) - объяснительно-иллюстративный,  репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации работы учащихся - фронтальная, индивидуальная

Оборудование - АРМ преподавателя, компьютер (интерактивная доска), документ-камера, учебная аудитория

Программное обеспечение - MS Power Point

Дидактический материал - сборник упражнений по русскому языку и культуре речи (сост.И.Поперина) – ЗлатИК, 2011.

 

 

 

 

 

Ход занятия:

1. Организационный момент (деятельность преподавателя – проверка готовности к учебному занятию)

2. Повторение ранее изученного материала:

2.1 Словарно-орфоэпические упражнения: постановка ударения в словах (цель - закрепление навыков произношения слов в соответствии с нормами современного русского языка)

         Задание - расставить ударение в словах (индивидуальная работа - 4 учащихся, проверка – устный ответ, остальная аудитория – рецензирование ответов):

- новорожденный, портфель, баловать, она смешна, красивее, оптовый, сказать остроту, свекла, приданое, звонит, за тортами, щавель;

- арахис, каталог, договор, статуя, ходатайство, трусить рысцой, украинский, диспансер, дефис, эксперт, танцовщица, она весела;

- вкусный ирис, алфавит, августовский, квартал, средства, нет бантов, добыча, христианин, нефтепровод, они легки, ракушка, кухонный;

- атлас по истории, перезвонит, досуг, обеспечение, броня на билеты, феномен, избалованный, процент, километр, вы правы, начала работу.

        

         2.2 Лексическая работа: редактирование предложений (цель - совершенствование навыков в определении и устранении речевых недочетов)

         Задание – найти и квалифицировать лексические ошибки и стилистические недочеты, исправить предложение (индивидуальная работа - 1 учащийся, проверка – устный ответ, остальная аудитория – рецензирование ответа)

- Он тер морковный сок (нарушение лексической сочетаемости, правильно – выжимал сок)

- Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными ладонями рук (плеоназм, правильно – ладонями)

 - В конце года сложилась сложная ситуация (тавтология, правильно – создалась ситуация)

 - Мы не успели смотаться из города (жаргонное слово, правильно – уехать)

 - Я познакомился с ужасно красивой девушкой (нарушение лексической сочетаемости, правильно – очень красивой)

 - Выпас собак запрещается (нарушение лексической сочетаемости, правильно – выгул)

 - Мы купили розы в цветастом магазине (употребление паронимов, правильно – цветочном)

 - На стене висит картина маслом (лексическая неполнота, правильно – написанная маслом)

- Маяковский стоял у источников нашей новой поэзии (смешение слов с абстрактным и конкретным значением, правильно – у истоков)

-  Врач обошел 2-ю палату (многозначное слово, правильно – осмотрел больных)

- Его кратенькие рассказы – целая энциклопедия (разговорно-просторечное слово, правильно – короткие, краткие)

- Эти расчеты надобно производить ежемесячно (устаревшее слово, правильно – нужно, следует)

- Они капля в каплю похожи друг на друга (употребление фразеологизма, правильно – как две капли воды)

        

2.3 Грамматические упражнения: выборочно-распределительное списывание, грамматический разбор (цель - закрепление навыков употребления форм имени существительного)

Задание -  распределить слова в 4 колонки: муж.р., жен.р., ср.р., общ.р.; к каждому подобрать определение (самостоятельная работа  - для всех,  1 учащийся – у доски, проверка – по записи на доске)

         знамя, кофе, здание, тихоня, метро, самоучка, рояль, домишко, юноша, библиотекарь, тополь, картофель, купе, алоэ, фрау, вермишель, салями, врач, судья, авокадо, гризли, фламинго, шампунь, тюль.

 

2.4 Творческий   диктант с грамматическим заданием: запись существительного по его лексическому значению, частичный грамматический разбор, речевое моделирование (цель - обогащение  словарного запаса, совершенствование навыков употребления в речи форм существительного).

         Задание – записать несклоняемое существительное по лексическому значению, определить род, составить словосочетания и предложения (самостоятельная работа – для всех учащихся, проверка – через документ-камеру – записи в тетради 1 учащегося)

         Напиток из молотых зерен тропического дерева (кофе), маленькая длиннокрылая птичка Центральной и Южной Америки (колибри), австралийское сумчатое животное с удлиненными задними ногами (кенгуру), разноцветные бумажные кружочки (конфетти), столица Японии (Токио), наемный автомобиль (такси), лошадь низкорослой породы (пони), род человекообразных обезьян (шимпанзе), перечень кушаний в столовой (меню), искусственно созданный язык (эсперанто).

 

2.5 Устный грамматический разбор (цель – обобщение знаний о грамматических категориях существительного, развитие навыков речевой культуры)

Задание - Укажите 4-е лишнее, обоснуйте свой выбор (устная фронтальная работа)

Слайды 1-9

         - кафель, лосось, мозоль, лебедь (мозоль – ж.р.)

- какао, кофе, рагу, пюре (кофе – м.р.)

- ЗлатИК, МГУ, НХЛ, ЮУрГУ (НХЛ – ж.р.)

- Баку, Сочи, Гоби, Тбилиси (Гоби – ж.р.)

- гель, фасоль, виолончель, ваниль (гель – м.р.)

         - лакомка, староста, старшина, забияка (старшина – м.р.)

         - ножницы, столы, ворота, каникулы (столы – имеют ед.ч. и мн.ч.)

         - молоко, сметана, сливки, соус (сливки – только мн.ч.)

         -  яблоков, носков, сапогов, валенков (носков – правильная форма)

 

3. Изучение нового материала:

3.1 Проблемная ситуация (цель - подготовка к восприятию, вывод темы занятия, определение задач)

Вопросы студентам:

? В каком году родился?

? Сколько тебе лет?

? На каком курсе вы учитесь?

? Назовите номер дома, в котором вы живете.

? Сколько у вас в семье братьев? сестер?

? Сколько человек в группе?

? Какой сейчас год?..

? Слова какой части речи звучали в ваших ответах? (числительное)

Сегодня мы говорим о числительном как о части речи;

наша задача – систематизировать имеющиеся знания о числительном, расширить их, а самое главное - научиться грамотно употреблять в речи формы числительного.

Итак, тема нашего занятия – Употребление числительных в речи (запись темы в тетрадь) Слайд 10

 

3.2 Объяснение преподавателя (с элементами беседы): числительное как часть речи, история числительного, особенности склонения числительного (цель – формирование лексико-грамматических знаний о числительном, истории его образования, особенностях употребления в речи) и попутное  закрепление при выполнении упражнений (цель – формирование речевых умений и навыков в образовании форм)

3.2.1 Числительное как часть речи (уникальность, категориальное значение, вопросы, разряды)

Числительное – очень необычная часть речи, уникальность ее заключается в следующем: во-первых,  по сравнению с существительным, прилагательным, глаголом числительное как часть речи образовалось позже на несколько веков, т.е. это практически самая молодая часть речи; во-вторых, словообразование числительных больше не происходит: если каждый день образуются новые существительные, глаголы, прилагательные и др. части речи, даже предлоги и союзы, то количество образовавшихся в языке числительных осталось почти неизменным – их можно пересчитать, примерно около 50.

? Что обозначает числительное? Каково его категориальное значение?

В названии этой части речи уже заключена специфика значения. Какая? Значение связано с числом, поэтому к этой части речи мы обычно относим слова, обозначающие количество, какую-либо величину, число. Слайд 11

Согласно школьной классификации категориальное значение этой части речи – количество и порядок при счете. Вопросы, на которые отвечают слова этой части речи, - сколько? который при счете? В соответствии с категориальным значением выделяют разряды числительных. Вспомните, какие? Количественные и порядковые.

Количественные числительные обозначают количество предметов, отвечают на вопрос сколько? и в свою очередь делятся на целые, дробные, собирательные. Слайд 11 гиперссылка

Вспомните особенности каждого разряда  и приведите примеры (примерные ответы учащихся: целые – обозначают целые числа, дробные – соответственно дробные величины, собирательные – имеют  значение совокупности, у них особая лексическая сочетаемость) Слайд 12 гиперссылка

Слайд 11 гиперссылка на 14 А вот порядковые числительные, значение которых в школе определяют как порядок при счете, вовсе не числительные, в научной грамматике слова первый, второй и т.д. относят к другой части речи. Какой и почему? (к относительным прилагательным: обозначают отношение к числу)

Слайд 15 - устные аналитические упражнения - выделить числительные из ряда однокоренных слов, обосновать свой выбор:

единица, единство, один, единый; двойка, двойник, два, двое; пяток, пятерка, пятерня, пятак, пятеро, пять; шестеро, шестерня, шестерка, шесть; десять, десятник, десятка, десятина; сотня, сто, сотенка, сотняжка, сотый);

 

3.2.2 История числительных

Слайд 16 Одна из самых интересных страниц истории  русского языка, но, может быть, и самая слож­ная - это история  числительных. Прежде всего, такой части речи в древнерусском языке вообще не было. Это не значит, что не бы­ло счётных слов, что люди вообще не считали и в их сознании не было представления о количестве. Конечно, считали и счётные (количественные) слова в языке имелись. Правда, их было мало.  В соответствии с десятичной сис­темой счисления слова называли каждый раз­ряд этой системы. За девятью названиями единиц - одинъ, дъва, трие, четыре, пять, шесть, восмь, девять – шли слова, соответствующие следующим разрядам: десять, съто, тысяча. Ещё несколько слов обозначали очень большие для человека того времени числа, например заимствованное из тюркского языка слово тьма (оно сохранилось в значении 'множество': тьма народу). Кроме этих слов использовались их сочетания. Числу «11» соответст­вовало сочетание трёх слов: одинъ на десяте (предлог на здесь означает 'сверх', 'кроме'); числу «50» - сочетание двух слов: пять десятъ; «200» выражалось сочетанием дъве съте.

Итак, счётные слова были, но это ещё не числительные, т. е. не слова особой части речи. По­чему? Потому что у них не было общих грам­матических признаков, которые, объединяя эти слова, противопоставляли бы их остальным сло­вам в языке.

По грамматическим признакам счётные сло­ва разделялись на две неравные группы. Одна группа включала в себя слова одинъ, дъва, трие, четыре, все остальные счётные слова составля­ли вторую группу.

По  всем признакам слова первой группы - ­это прилагательные, а слова второй - существительные. Каждая из групп оставила нам в на­следство по одному слову, которые так и не стали полноценными числительными, а сохранили следы своей родословной. Первое из них ­один - обнаруживает явно «прилагательное» происхождение: изменяется по родам, числам и падежам, согласуясь с существительными. Вто­рое - тысяча - существительное: принадле­жит к женскому роду и изменяется по числам. Но это только два слова.

Остальные счётные сло­ва со временем сближались, и постепенно фор­мировались признаки, общие для обеих групп. Ни одна из групп так и «не победила». Новые счётные слова уже не похожи ни на существи­тельные, ни на прилагательные.

Во-первых, они приобрели более абстракт­ный смысл: утратили значение предметности или количественного признака предмета и обо­значают теперь отвлечённые числовые понятия.

Во-вторых, у современных счётных слов нет ни рода, ни числовых форм (исключение со­ставляют родовые формы два, две - это след, который оставил древнерусский язык).

Новым стало и синтаксическое поведение этих слов, совместившее в себе особенности обе­их групп. Теперь каждое счётное слово и согласу­ется с существительным, и управляет им. Имени­тельный падеж числительного (и винительный, если он равен именительному) управляет роди­тельным падежом существительного: два (три) дома, пять домов; другие падежные формы согласуются с существительными: двум (трём, пя­ти) домам, двумя (тремя, пятью) домами.

Совокупность этих признаков и объедини­ла счётные слова в новую часть речи, которую теперь мы называем числительным. Структура современных числительных, их склонение, ор­фография таят в себе много следов их прошлой жизни. Немало интересного могут рассказать сложные числительные, возникшие из древних счётных словосочетаний. Почему в словах пять­десят, шестьдесят, семьдесят на конце твёр­дый согласный, если ясно, что в образовании слов участвует десять, где мягкий звук [т']? Ока­зывается, эти слова происходят из сочетаний, в которых пять, шесть, семь управляли сущест­вительным десять в форме родительного падежа множественного числа - десятъ" где был твёр­дый звук [т]: пять (шесть, семь) десятъ.

Скло­нение этих слов, очень необычное для русского языка (они ведь склоняются не только «концом», но и «серединой»: пятидесяти, пятьюдеся­тью ... ) - тоже следствие их происхождения из сочетаний двух слов. Буква а в слове триста пишется вопреки проверочному слову сто тоже потому, что это слово образовалось из сочетания три ста, где ста - форма множественного числа (как сё­ла, озёра). А в словах типа пятнадцать, двад­цать буква д - из слова десять, входившего в сочетания,

от которых эти слова были образо­ваны (например, пять на десяте). После yтpа­ты гласного [е] образовалось сочетание [дс], затем превратившееся в звук [ц] (он слышен, на­пример, в слове людской). Звука [д] уже не ста­ло, но буква по традиции пишется.

Слайд 17

       - устный грамматико-орфографический разбор  - определить, сколько слов надо писать в числительных 2009, 135, 220, 1754, 2964, 101, 12, 90;

- решение исторических задач (в рукописях и былинах 16-17 вв. встречаются числительные полтретьяста – 250, полшестадесять – 55, полпята – 4,5. Какие количества передавались числительными полшестаста и полтретьядесять? (550, 25) Объясните свой ответ. Есть ли ситуации, в которых мы используем ту же логику обозначения количества в современном русском языке? (обозначение времени – полседьмого, полвторого и т.д.) Есть ли в современном языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа? (полтора – полвътора, полтораста – полвътораста)

 

  1. Закрепление

4.1 Особенности склонения числительных

Практическая работа - выполнение грамматико-орфографических упражнений, наблюдение за образуемыми формами, формулировка выводов

Слайд 18  

- просклонять числительные 94, 356, 789, 582-й (полусамостоятельная работа, предварительный устный разбор – работа 1 учащ-ся  у доски,  остальная аудитория – в тетради, проверка по записи на доске);

      - образовать форму творительного падежа числительных 949, 396, 451, 988, 637, 879, 556, 7, 402, 43 (первые 3 числительных – полусамостоятельная работа с предварительным разбором и проверкой, последующие – самостоятельная работа, проверка - документ-камерой по записям нескольких учащихся;

Слайд 19 

- прочитать примеры, правильно употребляя числительное в определенной падежной форме: к 26 прибавить 789, от 531 отнять 15,  из 743 вычесть 200,  найти сумму 675 и 438,  найти разность 9666 и 5379,  какое число между 786 и 788,  какое число следует за 444,  какое число предшествует 555 (устная фронтальная работа)

- выполнить упражнение №22 (стр.13 Сборник упражнений), записать в тетрадь необходимые формы числительного (проверка – по грамотной записи на слайдах 20, 21)

        

Формулировка вывода об особенностях склонения числительного:

? Как склоняется числительное  один? (как прилагательное)

? Что можно сказать о склонении числительных два, три, четыре? (особое склонение)

? В чем особенности склонения слов  5-20, 30? (как сущ. 3 склонения: в Р.п, Д.п, П.п. – окончание -и)

? Как склоняются числительные сорок, девяносто, сто? (имеют только две формы: 1-я -И., В., 2-я - Р., Д., Т., П. с окончанием –а)

? Как склоняются числительные 50-80, 200-900? (при склонении изменяются  обе части)

? Как склоняются составные числительные? (У составных количественных изменяются все компоненты, у составных порядковых – только последний компонент как прилагательное)

? Как склоняются собирательные числительные? ( как прилагательные во мн.числе)

 

  1. Употребление в речи

Лексико-фразеологические упражнения: подбор фразеологических оборотов с компонентом-числительным, лексическая работа, создание текста (цель – совершенствование  речевых умений и навыков, развитие связной речи)

       - синтетические упражнения - назвать ФЕ, в состав которых входят числительные, объяснить фразеологическое значение данных оборотов (в один голос, в один присест, один к одному, один на один, одна нога здесь другая там, хоть одним глазком, одним словом, на одно лицо, все до одного, одного поля ягоды; как 2 капли воды, от горшка 2 вершка, в 2 счета, 2 сапога пара, на 2 слова, на 2 фронта, раз-два и готово, раз-два и обчелся, черта с 2; с 3 короба, за тридевять земель; на все 4 стороны, в 4-х стенах; без 5 минут, как собаке 5-я нога, с 5-го на 10-е, по 5-е число, как свои 5 пальцев, опять 25; 7 пятниц на неделе, семеро одного не ждут, семи пядей во лбу, 7 раз отмерь  один раз отрежь)

- работа с текстом (запись под диктовку, выделение числительных, создание мини-рассуждение «Кого бы вы могли назвать звездой первой величины и почему?», чтение сочинений)

Еще в глубокой древности астрономы разделили звезды, видимые простым глазом, на 6 разрядов, назвав самые яркие звездами первой величины. Мы употребляем это выражение, когда речь идет о человеке, крупнейшем специалисте в своей области.

 

- творческое задание «Считайте по-японски» (резервное) (цель – развитие логического мышления и исследовательских способностей, умений соотносить языковые факты и явления, расширение лексической осведомленности, привитие интереса к языку и культуре др.народов)

Учащимся предлагается проанализировать словосочетания с числительными на японском языке и сделать вывод о грамматических особенностях построения форм с числительными в этом языке:

итито-но дзо       -       1 слон

нихики-но ину  -   2 собаки

нихон-но юби       -     2 пальца

нимай-но сара       -    2 тарелки

санкэн-но иэ      -   3 дома

саннин-но гиси    -  3 инженера

симай-но тидзу    -     4 карты

гонин-но мусумэ  -  5 девочек

гохон-но каса      -  5 зонтов

рокумай-но симбун - 6 газет

рокува-но цубамэ  - 6 ласточек

ситихон-но эмпицу  -  7 ручек

хатито-но кума     -  8 медведей

кухики-но усаги   - 9 зайцев

кухон-но сао       -   9 шестов

дзюто-но уси      -   10 коров

дзюнихики-но хицудзи  - 12овец

 

Вопросы для анализа:

? Что общего во всех предложенных словосочетаниях? (частица –но, которая добавляется ко всем словосочетаниям, в состав которых входит числительное)

? В чем особенность построения  первой части словосочетаний? (числительное помещается слева, а к нему добавляется специальная частица, зависящая от значения существительных)

? В каких случаях к числительному добавляется частица –нин? Обоснуйте свой ответ.  (когда речь идет о людях: саннин-но гиси    -  3 инженера, гонин-но мусумэ  -  5 девочек)

         ? Как образуются словосочетания, если нужно сказать о каком-либо количестве животных? (добавляются частицы хики, то, ва)

         ? В каком случае они дифференцируются? Докажите (хики – мелкие звери, то – крупные, ва – летающие: нихики-но ину  -   2 собаки, итито-но дзо       -       1 слон, рокува-но цубамэ  - 6 ласточек )

         ? В каких случаях участвуют частицы  хон, май, кэн? (когда имеются в виду неодушевленные предметы, и выбор частиц снова зависит от значения –  берется во внимание форма предмета: хон – цилиндрическая форма, май – плоские предметы, кэн – строения, кухон-но сао       -   9 шестов, рокумай-но симбун - 6 газет, санкэн-но иэ      -   3 дома)

                   Задание для учащихся – зная грамматические особенности образования словосочетаний с числительными, скажите по-японски следующее:

лист бумаги, две хижины, три верблюда,  четыре кошки, пять труб, шесть тигров, семь мышей, восемь бабочек, девять бутылок, десять билетов, одиннадцать учителей

материал для справок:

лист бумаги               ками

хижина                         коя

верблюд                        ракуда

кошка                            нэко

труба                               куда

тигр                                  тора

мышь                           нэдзуми

бабочка                          тётё

бутылка                        бин

билет                              киппу

учитель                         сэнсэй

 

Слайд 23  Результат выполнения задания:

лист бумаги – итимай-но ками   

две хижины – никэн-но коя

три верблюда – санто-но ракуда 

четыре кошки – сихики-но нэко

пять труб – гохон-но куда

шесть тигров – рокуто-но тора

семь мышей – ситихики-но нэдзуми

восемь бабочек – хатива-но тётё

девять бутылок – кухон-но бин

десять билетов – дзюмай-но киппу

одиннадцать учителей – дзюитинин-но сэнсэй

 

5. Подведение итога занятия (цель – выявление степени усвоения материала и  характера сформированных умений)

? В чем особенность числительного как части речи?

? Каково значение этой части речи?

? На какие разряды делятся?

? В чем особенности склонения числительных 5-20, 30?

? В чем особенности склонения числительных 40, 90?

? Как изменяются при склонении числительные 50-80, 200-900?

 

Слайд 24

Укажите лишнее в ряду, обоснуйте свой выбор:

- двадцать пять, шестьсот семьдесят один, триста сорок восемь, две пятых (две пятых – дробное, остальные - целые);

- семеро, шесть, пятеро, двое (шесть – целое, остальные – собирательные);

- тридцать восьмой, пятьсот вторая, шестой, сорок семь (сорок семь – количественное, остальные – порядковые);

- пятисот двадцати, восьми, тридцати четырех, сорока семью (сорока семью – форма Т.п, остальные – в форме Р.п.);

- двумястами семью, шестьюдесятью одним, четыремстам одиннадцати, ста сорока четырьмя (четыремстам одиннадцати – форма Д.П., остальные – в форме Т.П.);

- трое девушек, пятеро мужчин, семеро козлят, двое детей (трое девушек – неправильная форма, собирательные числительные не сочетаются с сущ., называющих лиц женского пола)

Анализ деятельности студентов, выставление оценок.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

  1. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. – М., 2006. – 368 с.
  2. Русский язык и культура речи (п/р В.д.Черняк). – Спб., М., 2007.
  3. Сборник упражнений и тестовых заданий по культуре речи: Учебное пособие, Спб., М., 2006.

Дополнительная

  1. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации. – М., 2002.
  2. Васильева А.Н. Основы культуры речи – М., 1990.
  3. Ващенко И.В. Русский язык и культура речи. – М., 2002.
  4. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – М., 2002.
  5. Иванова В.А, Занимательно о русском языке. – Л., 1990.
  6. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М., 2002.
  7. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.
  8. Петрякова А.Г. Культура речи: практикум. – М., 1997.
  9. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987.
  10. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. – М., 1987.
  11. Русский язык: языкознание. Энциклопедия «Аванта +» – М., 1997.
  12. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.
  13. Словари (все виды лингвистических словарей)




Авторские публикации

Все работы

Методические указания по дисциплине "Возрастная психология и педагогика, семьеведение"

Конспект урока немецкого языка по теме "Перфект. Песни о любви"

Росметод 2020