8 800 550 81 19

Конкурсная работа "Планирование сестринского ухода за пациентами с зоонозными инфекциями"
Дата размещения 07.12.2014
Название работы: "Планирование сестринского ухода за пациентами с зоонозными инфекциями"
Ключевые слова:

793
0
NAN

Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области

Государственное бюджетное образовательное учреждения

Среднего профессионального образования

 «Кемеровский областной медицинский колледж»

Анжеро – Судженский филиал 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

ПМ. 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

Осуществление сестринского ухода за пациентами с инфекционными заболеваниями.

Специальность 060501 «Сестринское дело»

 

 

Занятие №2

Планирование сестринского ухода за пациентами с зоонозными инфекциями.

 

Составил преподаватель:

Голубева О.В

Анжеро – Судженск, 2014 г.

 

МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

Тема 5.6. Осуществление сестринского ухода за пациентами с инфекционными заболеваниями.

Планирование сестринского ухода за пациентами с    зоонозными инфекциями (6 ч)

Обучающая цель: С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

Иметь практический опыт:

- осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях.

Уметь:

  • готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
  • осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
  • консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
  • осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
  • проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
  • вести утвержденную медицинскую документацию.

Знать:

  • причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи;
  • пути введения лекарственных препаратов;
  • правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

Освоение профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

Развивающая цель:

Освоение общих компетенций (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных  руководителем.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять  задачи  профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Воспитательная цель:

Освоение общих компетенций (ОК):

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Тип занятия:  занятие практического применения знаний, умений.

Вид занятия: практическое занятие.

Междисциплинарные связи: основы микробиологии, гигиены, латинского языка, психологии, фармакология, Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра».

Оснащение занятия:

Раздаточный материал: методический конспект для преподавателя, тестовые задания, ситуационные задачи, алгоритмы.

Литература:

Основная:

Белоусова, А.К. Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ - инфекции и эпидемиологии [Текст]: учебник  /А.К Белоусова, В.Н. Дунайцева.– 3-е изд., испр.- Ростов н/Д :Феникс, 2012.- 410 с. : ил. - (Медицина).

Антонова, Т. В. Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии [Текст]: учебник. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2011. – 416 с. : ил.

Дополнительная:

Титаренко Р.В. Сестринское дело при инфекционных болезнях и курсе  ВИЧ - инфекции и эпидемиологии: учебник/ Р.В. Титаренко.- Ростов н/Д: Феникс, 2009.- 600 с. - (Медицина). Электронные ресурсы:

Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ - инфекции и эпидемиологии [электронный ресурс]: учебник/ Т.В. Антонова [и др.]. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2011.-416 с: ил.// ЭБС. «Консультант студента».-13.05.2013. - Заглавие с экрана.

Электронные ресурсы:

1.Информационно – методический центр «Экспертиза» – http//www.crc.ru

2.Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения – http//www.mednet.ru

Структура занятия

 

  1. Организационный момент
  2. Проверка самостоятельной работы студентов
  3. Постановка целей и задач занятия
  4. Мотивация
  5. Актуализация базовых знаний
  6. Выработка и закрепление знаний по новой теме
  7. Инструктаж к самостоятельной работе студентов
  8. Самостоятельная работа студентов
  9. Подведение итогов занятия, проверка дневников, выставление отметок
  10.  Домашнее задание

Ход занятия

 

№ п/п

 

Элементы занятия, учебные вопросы

время

(мин)

Формы и методы обучения

  1.  

 

 

Организационный момент

1. Приветствие студентов, проверка отсутствующих

2. Освещение плана занятия

3. Заполнение дневников

 

5

 

  1.  

Проверка самостоятельной работы студентов

Кроссворд на тему: «Зоонозные инфекции».

10

Устный, индивидуальный опрос

  1.  

Постановка целей и задач  занятия

5

 

  1.  

Мотивация:Данные по заболеваемости инфекционной патологией показывают, что распространенность заболеваний, вызываемых возбудителями зоонозной природы, циркулирующими в природе, значительно меньше, чем социально значимых. Но говорит ли это о том, не стоит уделять особое внимание таким инфекциям. Не только стоит, но и необходимо усилить внимание к инфекциям зоонозной природы, отдельные из которых, включая тот же лептоспироз, по терминологии ВОЗ, порой относят к забытым, не замечаемым. Однако многие зоонозы включены в категорию особо опасных, так как вызывают тяжелейшие заболевания с высокой летальностью (чума, бешенство, вирусные геморрагические лихорадки, некоторые формы лептоспирозов) или переходят в хронические формы, нередко с инвалидизацией больных (бруцеллез,  токсоплазмоз). Человек является эпидемиологическим тупиком для возбудителей зоонозных инфекций, поэтому заражение от человека к человеку за редким исключением (например, легочная чума) не происходит. Только от этого возбудители инфекций не перестают циркулировать в среде обитания. И переносчики зоонозов никуда не исчезают. Поэтому очень важно знать источники, пути передачи и противоэпидемические мероприятия при возникновении зоонозных  инфекций для  того чтобы снизить риск заболеваемости данными инфекциями.

5

 

  1.  

Актуализация базовых знаний или контроль знаний  по  теме: «Планирование сестринского ухода за пациентами с зоонозными инфекциями»

1.Вопросы для индивидуального опроса (Приложение 1)

2. Тестовые задания (Приложение 2)

Физкультминутка (Приложение 3)

 

 

 

30

 

20

 

10

 

 

 

Индивидуальный устный опрос

Индивидуальный письменный опрос

здровьесбережение

  1.  

Изучение нового материала по теме: «Планирование сестринского ухода за пациентами с зоонозными инфекциями»

1. Дератизация.

2.Изучение алгоритма забора крови для бактериологического, серологического исследования.

3. Изучение СП 3.1.7.2613 -10   Профилактика бруцеллеза (Приложение 4).

Вопросы для закрепления темы занятия (Приложение 5)

 

 

45

 

 

 

 

 

15

 

 

Беседа по теме;

-Рассказ;

-Иллюстрация.

 

 

 

Устный, фронтальный опрос

  1.  

Инструктаж к самостоятельной практической работестудентов включает вопросы охраны труда, техники безопасности, методику заполнения меди­цинской документации

 

10

 

 

  1.  

Выполнение самостоятельной работы. Во время самостоятельной работы преподаватель контролирует работу студентов, исправляет ошибки, неточности, дает рекомендации, советы.

1. Решение ситуационных задач по теме «Планирование сестринского ухода за пациентами с зоонозными инфекциями» с выполнением практических манипуляций (Приложение 6)

Физкультминутка (Приложение 3).

Проводится дважды с интервалом 30 минут.

 

90

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

Работа малыми группами

 

 

здоровьесбережение

9.

Подведение итогов занятия, проверка дневников, выставление отметок

10

 

10.

Домашнее задание:  1.Белоусова, А.К. Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ - инфекции и эпидемиологии [Текст]: учебник  /А.К Белоусова, В.Н. Дунайцева.– 3-е изд., испр.- Ростов н/Д :Феникс, 2012.- 410 с. : ил. - (Медицина)

2.Антонова, Т. В. Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии [Текст]: учебник. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2011. – 416 с. : ил.

5

1.335 – 340, 347 -355, 355 - 359

2.103 – 108, 109 -113, 300 - 311

 

 

 

Вопросы, выносимые на экзамен:

1. Лептоспироз: этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение, сестринская помощь, профилактика.

2. Бруцеллез: этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение, сестринская помощь, профилактика.

3. Бешенство:   этиология,   эпидемиология,   клиника,   диагностика,   лечение, сестринская помощь, профилактика.

Практические манипуляции, выносимые на экзамен:

  1. Продемонстрировать  технику выполнения подкожной инъекции на фантоме (согласно ТПМУ).
  2. Продемонстрировать  алгоритм забора крови для бактериологического исследования при бруцеллезе (на фантоме).

Приложение 1

Вопросы для индивидуального опроса по теме:

«Планирование сестринского ухода за пациентами с зоонозными инфекциями»

 

  1. Дать определение бруцеллезу.
  2. Этиология, эпидемиология бруцеллеза.
  3. Срок инкубационного периода бруцеллеза
  4. Перечислить классификацию бруцеллеза по Рудневу.
  5. Проблемы пациента при бруцеллезе.
  6. Диагностика бруцеллеза.
  7. Сестринский уход, лечение при бруцеллезе.
  8. Дать определение лептоспирозу.
  9. Этиология, эпидемиология лептоспироза.
  10. Проблемы пациента при лептоспирозе.
  11. Что следует брать от больного для исследования при лептоспирозе.
  12. Особенности сестринского ухода.
  13. Этиология, эпидемиология бешенства.
  14. Перечислите стадии бешенства.
  15. Проблемы пациента при бешенстве.
  16. Принципы лечения и ухода.
  17. Профилактические мероприятия при зоонозных инфекциях
  18. Противоэпидемические мероприятия при зоонозных инфекциях.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Тестовые задания по теме:

«Планирование сестринского ухода за пациентами с зоонозными инфекциями»

Дополните ответ, выберите правильный вариант ответа.

  1. Бруцеллыустойчивы во внешней среде:
  1. Нет
  2. Да
  1. Источник инфекции при бруцеллезе:
  1. Коровы
  2. Человек
  3. собаки
  4. грызуны
  1. Инкубационный период при бруцеллезе может удлиняться дополтора месяца:
  1. Да
  2. Нет
  1. Лихорадка при бруцеллезе длится:
  1. 1-2 дня
  2. 10-12 дней
  3. 3-7 дней
  4. 2 недели
  1. При бруцеллезе нет синдрома лимфоаденопатии:
  1. Да, согласен
  2. Нет, не согласен
  1. Назовите классификацию бруцеллеза по Рудневу:
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  

     7. Очаговые поражения при бруцеллезе:

          1) орхит

          2) аднексит

          3) бурсит

          4) все перечисленное

  1. Назовите осложнения при бруцеллезе:

1)

2)

3)

  1. При бруцеллезе проводят вакцинацию групп риска:
  1. Да
  2. Нет
  1.  Источник инфекции при лептоспирозе_____________
  2. Пути заражения при лептоспирозе:
  1. Водный
  2. Пищевой
  3. Контактный
  4. Все перечисленное
  1. Характерная  жалоба при лептоспирозе:
  1. Боль в области шеи
  2. Боль в суставах
  3. Боль при мочеиспускании
  4. Боль в икроножных мышцах
  1. На какие формы делится тяжелая форма лептоспироза:
  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  1. От больного лептоспирозом для исследования можно взять все материалы, кроме одного:
  1. Кровь
  2. Кал
  3. Моча
  4. Ликвор

   15.Основное лечение при лептоспирозе:

    1) Противовирусные препараты

    2) Лептоспирозныйгаммоглобулин

    3) гкс

    4) Антикоагулянты

16. Возбудитель бешенства:

  1. ДНК- вирус
  2. РНК – вирус
  1.  Сколько периодов выделяют в клинике бешенства:
  1. Два
  2. Три
  3. Четыре
  4. Пять

18.Гидрофобия при бешенстве появляется в:

  1. Первый период
  2. Второй период
  3. Не появляется

19. Проблемы пациента при бешенстве:

  1. Слюнотечение
  2. Лихорадка
  3. Затрудненное глотание
  4. Все перечисленное

20.Для пассивной иммунизации бешенства используется    ---------------------

 

Эталон ответов к тестовым заданиям

 по теме: «Планирование сестринского ухода за пациентами с зоонозными инфекциями»

  1. 2
  2. 1
  3. 1
  4. 3
  5. 2
  6. Острый, подострый, хронический, резидуальный.
  7. 4
  8. Менингит, гепатит, миокардит
  9. 1
  10. Грызуны
  11. 4
  12. 4
  13. Желтушная, опн, смешанная, геморрагическая.
  14. 2
  15. 2
  16. 2
  17. 2
  18. 2
  19. 4
  20. Антирабический иммуноглобулин

 

Приложение 3

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

в положении сидя

Проводится между физкультурными паузами на рабочем месте через 60 -90 минут после начала работы или занятия, в течение 3-5 минут. Оказывает местное (локальное) воздействие на организм.

Цель:

  1. Профилактика утомления наиболее нагруженных мышечных групп.
  2. Улучшение кровообращения   и профилактика   застойных   явлений кровообращения.
  3. Повышение внимания и умственной работоспособности.

 

Примерный комплекс упражнений

Упражнение 1. И. п. - сидя; Круговые вращения головой. Повторить 3-4 раза в
каждую сторону.                                    

Упражнение 2.И. п. - сидя. Медленно закрыть глаза, зажмуриться на 1-2 сек., открыть глаза. Повторить 3-4 раза

Упражнение 3.И. п. - сидя, руки на поясничной области. Отвести локти назад,  медленно прогнуться в пояснице, посмотреть вверх (зафиксировать положение на 2-3 сек.), вернуться в И.п. Повторить 2-3 раза.

Упражнение 4.И. п. - сидя. Растирание поясницы кулаками, 10-15 секунд.

Упражнение 5. И. п. - сидя, руки на затылок. Пружинящие поворот туловища вправо и влево по 4-6 раз.

Упражнение 6. И. п. - сидя. Энергичное сгибание и разгибание пальцев кистей, 8-10 раз.

Упражнение 7. И, п. - сидя. Напряжение мышц бедер и ягодиц на 2-3 сек. Повторить 8-10 раз.

Упражнение 8. И. п. — сидя, ноги по возможности выпрямлены. Медленное сгибание и разгибание стоп с напряжением и расслаблением икроножных мышц.

Упражнение 9. И. П. - сидя. Диафрагмальное дыхание (вдох - живот вперед, выдох - живот втянуть). Повторить 4-5 раз.

 

                                         ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА

                                           в положении стоя

Проводится между физкультурными паузами на рабочем месте через 60 - 90 минут после начала работы или занятия, в течение 3-5 минут. Оказывает местное (локальное) воздействие на организм.

Цель:

  1. Профилактика утомления наиболее нагруженных мышечных групп.
  2. Улучшение   кровообращения   и   профилактика   застойных   явлений кровообращения.
  3. Коррекция сутулой осанки.

 

Примерный комплекс упражнений

Упражнение 1. И. п. - стоя, ноги врозь, руки на пояс. Наклоны головы вперед, назад, влево, вправо. Повторить по 2-3 раза.

Упражнение 2. И. п. - стоя, ноги врозь. Руки через стороны вверх, потянуться за руками - вдох, И.п. - выдох. Повторить 2-3 раза.

Упражнение 3. И. п. - о.с. Энергичное встряхивание кистей, 5-10 секунд.

Упражнение 4И. п. - стоя, руки на затылок. Отвести локти назад, прогнуться - вдох (пауза 2 сек.), локти вперед — выдох. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 5 И. п. - стоя ноги врозь, руки на пояс. Пружинящие наклоны
туловища в стороны, 6-8 раз.                                                                              .

Упражнение6.И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в «замок» за спиной. Отвести руки назад, прогнуться, посмотреть вверх. Вернуться в И.п. Повторить 3-4 раза.

Упражнение7. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в «замок» за спиной. Наклон вперед, руки вверх - выдох, И.п. — вдох. Повторить 3-4 раза.

Упражнение8. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс. Круговые вращения тазом, 3-4 раза в каждую сторону.

Упражнение9. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс. Полуприседы с прогибанием в спине. Повторить 8-10 раз.

Упражнение 10. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс. Развести руки в стороны, прогнуться - вдох, обхватить грудную клетку - выдох. Повторить 3-4 раза.

 

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ

Продолжительность 3-5 мин. Сядьте поудобнее, спина прямая, глаза открыты, взгляд устремлен вперед.                                              '                             :

Упражнение 1. Взгляд направьте влево, затем опять - прямо, вправо - прямо, вверх - прямо,  вниз - прямо (без задержки). 10 раз.

Упражнение 2. Взгляд смещайте по диагонали: влево - вниз - прямо, вправо -вверх — прямо, вправо - вниз — прямо, влево — вверх — прямо — и постепенно увеличивайте задержки в отведенном положении. 3 - 10 раз. Дыхание произвольное.

Упражнение 3. Круговые движения глаз влево и вправо. Сначала быстро, потом как можно медленнее. 1-10 кругов в каждую сторону.

Упражнение  4. Посмотрите на кончик носа, затем  - вдаль. 5 - 7 раз.

Упражнение 5. Посмотрите на кончик пальца или карандаша, удерживая его на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль. 5 — 7 раз.

Упражнение 6. Посмотрите прямо перед собой пристально и неподвижно, стараясь видеть более ясно, затем моргните 5-7 раз. Сожмите веки, затем снова моргните 5-7 раз.

Упражнение 7. Помассируйте веки глаз, мягко поглаживая их указательным и средним пальцами в направлении от носа к векам. Или: закройте глаза и подушечками ладони, касаясь очень нежно, проводите по верхним векам от висков к переносице и обратно. 10 раз в среднем темпе.

Упражнение 8. Потрите ладони друг о друга и легко, без усилий прикройте ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на 1 мин). Представьте, что вы погружены в полную темноту. Откройте глаза. Повторите 5-7 раз.

 

 

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА

Проводится через 3-4 часа умственной работы в первой и второй половине дня, в течение 5-10 минут (в зависимости от количества выполняемых упражнений). Оказывает общетонизирующее воздействие на организм.

Цель:

  1. Профилактика утомления и застойных явлений в органах брюшной, тазовой областей, нижних конечностях.
  2. Активизация кровообращения периферического кровообращения.
  3. Поддержание общей работоспособности организма.
  4. Повышение эмоционального состояния.

 

Примерный комплекс упражнений

Упражнение 1. И. п. - Основная стойка (о. с. — стоя ноги вместе, руки вдоль тела). Руки вверх кисти в "замок", потянуться на носках - вдох; вернуться в и. п. - выдох. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 2.И. п. - о. с. Повороты головы влево, вправо. Темп средний, повторить 6-8 раз.

Упражнение 3. И. п. - О. с. Сильно зажмурить глаза на 3-5 секунд, открыть на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. И. п. - стоя, кисти к плечам. Круговые вращения рук назад - 4 раза; вперед - 4 раза. Повторить по 2-3 серии.

Упражнение 5. И. п. - стоя, руки на поясе. Поднять голову вверх - глубокий вдох; опустить подбородок на грудь - выдох. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 6. И. п. - стоя, руки вперед. Энергичное сгибание и разгибание пальцев кистей,  10-12 раз.

Упражнение 7. И. п. - о. с. Потряхивание рук. 15-25 секунд.

Упражнение 8. И. п. - стоя, ноги врозь, руки на пояс. Поворот туловища влево - выдох, вернуться в и. п. - вдох; тоже в правую сторону. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 9. И. п. - стоя, ноги врозь, руки на пояс. Наклон туловища вперед, прогнуться в спине - выдох; вернуться в и. п. - вдох. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 10.И. п. - стоя, ноги врозь, руки на пояс. Прогнуться назад, посмотреть вверх — вдох; вернуться в и. п. — выдох. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 11. И. п. - о. с. Ходьба на месте, 30 секунд или И. п. - стоя, руки на пояс. Полуприседания в сочетании с дыханием (выдох при полуприседании) 8-10 раз.

Упражнение 12.И. п. - стоя, руки на пояс. Локти отвести назад, прогнуться - вдох; свести локти вперед - выдох. Повторить 4-5 раз.

Упражнение 13. И. п. - стоя, ноги вместе, руки на пояс. Перекаты с пятки на носок с напряжением икроножных мышц. Повторить 10-12 раз.

Упражнение 14. И. п. - ноги врозь, руки на пояс. Руки вверх, потянуться за руками - вдох,

И.п. - выдох. Повторить 3-4 раза.

 

Приложение 4

Дератизация

Понятие, виды и методы дератизации.

Грызуны являются источником разного рода проблем – как экономических, так и эпидемиологических, на протяжении многих тысяч лет. Научные исследования конца XIX – начала XX века показали, что грызуны – это своеобразные резервуары для возбудителей множества заболеваний, а блохи, которые обитают на грызунах – их переносчики. Примерно в это же время выведены основные принципы дератизации – научно обоснованного истребления грызунов.

Слово «дератизация» происходит от французского deratisation, что дословно переводится как «уничтожение крыс». Сегодня так называется комплекс мер по уничтожению грызунов. К числу грызунов относятся крысы, мыши, полевки, кроты и другие мелкие млекопитающие.

Отдельные виды грызунов всё время живут рядом с человеком и, являясь переносчиками смертельных заболеваний, опасны для людей. Больше 60 видов грызунов образовывают очаги инфекционных болезней, некоторые из них смертельны для человека и домашних животных. Помимо того, грызуны причиняют огромный экономический ущерб.

Под дератизацией понимается система организационных, санитарно – технических, санитарно – гигиенических и истребительных мероприятий, направленных на регулирование численности грызунов, осуществляемых с целью обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека путем устранения или уменьшения вредного воздействия грызунов на человека.
В противоположность дезинфекции и дезинсекции, дератизация воздействует не на пути передачи или переносчиков, а непосредственно на источник инфекции.
Отряд грызунов является наиболее многочисленным из класса млекопитающих. К нему относится около трех тысяч видов, что составляет одну треть класса млекопитающих. Каждый из свободно живущих видов имеет определенные границы распространения, или, как принято говорить в биологии, свой ареал. Среди грызунов имеются виды, обитающие только на суше, есть полуводные, то есть часть времени проводящие на суше и часть на воде, и, наконец, есть виды, обитающие на деревьях.

 

Меры борьбы с грызунами

Комплекс мероприятий по борьбе с грызунами (дератизация) должен строиться на основе данных по экологии и поведению грызунов, с учетом конкретной обстановки на определенном объекте или в населенном пункте и предусматривать использование различных организационно – методических форм работы.
Дератизация, так же как дезинфекция и дезинсекция, является составной частью комплекса мероприятий, входящих в систему мер неспецифической профилактики инфекционных болезней и улучшения санитарно – гигиенических условий жизни населения. Мероприятия, проводимые при дератизации, подразделяют на две группы: профилактическая дератизация и истребительная дератизация.


Профилактические дератизационные мероприятия

Профилактические мероприятия по дератизации предусматривают создание таких условий, при которых затрудняется или полностью ликвидируется проникновение и поселение грызунов в различных постройках или вблизи них, а также исключается доступ грызунов к продуктам питания и другим объектам, которым может быть нанесен ущерб. С этой целью проводятся самые разнообразные и специфические для каждого вида грызунов дератизационные мероприятия, в результате которых создаются неблагоприятные условия для питания, гнездования или размножения. Этот путь борьбы направлен на изменение условий внешней среды в неблагоприятную для существования грызунов сторону.
Профилактические меры борьбы с грызунами включают следующие направления: общесанитарные, санитарно - технические и агротехнические. Общесанитарные мероприятия сводятся к систематическому поддержанию чистоты в жилых, торговых и производственных помещениях, на дворовых территориях, строительных площадках. Пищевые продукты должны храниться в недоступном для грызунов месте или в соответствующей таре. Одной из важнейших санитарных мер борьбы с грызунами является применение рациональных способов обеззараживания отбросов и мусора (сжигание, компостирование), а также правильное размещение, эксплуатация и содержание свалок. Санитарно – технические мероприятия проводятся при капитальном строительстве или текущем ремонте зданий (помещений) и предусматривают специальные меры, которые не позволяют грызунам проникать в здания различного назначения.


Истребительныедератизационные мероприятия

Истребительные мероприятия по дератизации предусматривают постоянную работу по истреблению различных видов грызунов, и в первую очередь имеющих эпидемиологическое значение. Как это ясно из самого названия, преследуемая цель – уничтожение грызунов.
Истребительные дератизационные мероприятия являются весьма дорогими и трудоемкими. Тем не менее, при помощи их (при достаточном объеме работ, рациональном их проведении и правильно выбранных способах истребления) удается в течение сравнительно короткого времени резко снизить численность грызунов. К сожалению, современные способы истребления не позволяют полностью уничтожить грызунов, в какой – либо местности. Истребительные мероприятия по дератизации предусматривают четыре метода воздействия: физический, химический, биологический и комбинированный.
Биологический метод дератизации предусматривает использование животных и птиц – естественных врагов грызунов и бактериологических культур, патогенных для грызунов и безопасных для людей. Естественными врагами грызунов в условиях города и сельской местности являются кошки и собаками. В полевых условиях в снижении численности грызунов важную роль играют хищные звери (лисицы, ласки, хорьки) и хищные птицы (совы, коршуны, канюки и др.), которые уничтожают грызунов в больших количествах.

Бактериальные культуры, применяемые для истребления грызунов, относятся к группе возбудителей пищевых токсикоинфекций. Высушенные или жидкие культуры микроорганизмов добавляют к пищевой приманке. Гибель грызунов наступает через 7-21 день. Данный метод в настоящее время используется очень редко.

Физический метод дератизации применяется издавна и является наименее опасным для человека. Сущность его сводится к вылавливанию грызунов с помощью тех или иных механических приспособлений. Этот метод наиболее доступен для населения. Однако в основном он применяется в комплексе с химическим методом. Лишь в некоторых случаях, например в детских учреждениях, а также на пищевых предприятиях, для истребления грызунов приходится использовать только физический метод, так как химический и биологический метод неприемлемы. Трудоемкость расстановки орудий лова и необходимость систематического наблюдения за ними ограничивают его применение. Механические орудия лова применяют с целью установления численности грызунов и для определения эффективности проведенных дератизационных мероприятий. Кроме того, с помощью механических приспособлений работники противочумных учреждений проводят отлов грызунов для бактериологического исследования на территориях природных очагов зоонозов.
Для борьбы с грызунами применяют разнообразные ловушки, различные по своему устройству и принципу действия. Первые при вылове грызунов требуют обязательной перезарядки, а при использовании вторых может быть поймано последовательно несколько грызунов. Ловушки однократного действия бывают двух систем – убивающие и живоловки, а ловушки многократного действия – только живоловки. К механическим средствам истребления следует отнести и липкие массы, в частности специальные клеи для вылова грызунов.
Химический метод дератизации, истребления грызунов, является наиболее эффективным и распространенным. Сущность его сводится к использованию различных ядовитых веществ. Химические препараты, применяемые для уничтожения грызунов, объединяются одним общим термином «ратициды» или «родентициды». Яды прибавляют к пищевым веществам (приманкам), наиболее привлекательным для грызунов; опыляют воду, норы ходы, тропы и часто посещаемые грызунами места (мусорные ящики). В отдельных случаях яды применяют в газообразном состоянии путем газации помещений и нор. Данный метод дератизации при правильном его применении обеспечивает высокий и устойчивый эффект. С его помощью можно в сравнительно короткие сроки добиться существенного освобождения от грызунов обрабатываемых объектов и населенных пунктов. Этот метод дератизации в настоящее время является основным и занимает ведущее место в комплексе мер борьбы с грызунами. При уничтожении грызунов с помощью родентицидов следует учитывать их эколого-биологические особенности. Обоняние и вкус у грызунов, особенно у крыс, очень развиты, а также их отличает большая настороженность к новым предметам. Поэтому непривлекательность пищевой основы отравленной приманки, отталкивающий вкус некоторых ядов, неудачное расположение приманок (на необычных для грызунов местах и в незамаскированном виде) вызывают у животных оборонительный рефлекс, в связи с чем, приманки могут быть нетронутыми. Применение недостаточного количества отравленных приманок, содержащих недостаточную дозу яда, не может обеспечить полного освобождения объектов от грызунов. Кроме того, грызуны, оставшиеся в живых после употребления приманки с недостаточной дозой яда, делаются еще более настороженными и при повторном контакте с такими приманками полностью игнорируют их. Химические препараты, используемые для дератизации, являются весьма стабильными веществами, что позволяет не только хранить их в течение длительного срока, но и получать устойчивый и высокий результат.

 

Взятие крови для бактериологического исследования при бруцеллезе.

 

Выполнение процедуры, как при брюшном тифе:

- забрать кровь во время лихорадки до начала лечении антибиотиками в объёме 5мм шприцем из локтевой вены в стерильную пробирку или флаконы и питательной средой;

- упаковать пробирку в спецконтейнер;

- упаковать кровь в баклабораторию без промедления. Примечания:

- на один объём крови должно быть девять объёмов питательной среды:

- питательными оптимальными средствами являются: среда АДБ, эритрат-агар, среда Хоттингера, МПП с 1% глюкозы и 1% глицерина.

 

Взятие крови для серологического исследования при бруцеллезе.

-  целью исследования является определение титра антител в сыворотке к бруцеллезному антигену. Для этого ставят реакцию агглютинации Райта и Хеддельсона;

-  кровь забирается в течении всего заболевания шприцем из локтевой вены (можно из пальца, пятки, мочки уха), в объеме 5мл (у детей 0,5 - 1,0мл), в стерильную пробирку;

- выполнение процедуры, как при брюшном тифе;

-   упаковка пробирок проводится в специальном контейнере, исключающие повреждения стекла;

- доставка в лабораторию пробирок проводится без промедления.

Примечания:

- длядиагностики имеет значение только положительный результат в сочетании с положительной аллергической пробой;

-  кровь для исследования забирается в динамике на 5 - 10 дней.

 

СП 3.1.7.2613 -10 Профилактика бруцеллеза

 

Профилактические мероприятия

3.2.   На территориях субъектов Российской Федерации, где регистрируются случаи бруцеллеза среди животных должны быть разработаны целевые программы или комплексные планы по профилактике бруцеллеза, разрабатываемые при участии органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологическийнадзор, противочумными учреждениями, Россельхознадзора в субъекте Российской Федерации, ветеринарными службами субъекта Российской Федерации, органами управления здравоохранением в субъекте. Аналогичные комплексные планы разрабатываются для административных территорий субъекта Российской Федерации.

3.3.   Противочумные учреждения оказывают научно-методическую и практическую помощь органам, осуществляюпщм государственный санитарно-эпидемиологический надзор по вопросам профилактики и лабораторной диагностики бруцеллёза.

3.4.    Контроль за выполнением мероприятий по профилактике заражения людей бруцеллезом проводят органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор во взаимодействии с ветеринарными службами.

3.5.     Контроль за выполнением мероприятий по профилактике бруцеллеза у сельскохозяйственных животных обеспечивают органы Россельхознадзора.

3.6. Владельцы сельскохозяйственных животных вне зависимости от форм собственности обязаны:

3.6.1.  выполнять требования по профилактике, своевременному выявлению заражения возбудителем бруцеллеза поголовья сельскохозяйственных животных;

3.6.2.   обеспечивать работающий персонал спецодеждой, средствами индивидуальной защиты, бытовыми помещениями;

3.6.3. организовывать проведение периодических медицинских осмотров в установленном порядке.

3.7.   На неблагополучных по бруцеллезу административных территориях субъекта Российской Федерации индивидуальные владельцы сельскохозяйственных животных обязаны один раз в год проходить серологическое обследование на бруцеллез с целью раннего выявления заболевания.

4. Профилактические мероприятия по предупреждению заражения людей в эпизоотических очагах бруцеллеза.

4.1.  При выявлении случаев заболевания бруцеллезом сельскохозяйственных животных специалисты ветеринарной службы информируют органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

4.2. Противоэпизоотические мероприятия по ликвидации очагов бруцеллеза организуют и контролируют органы государственного ветеринарного надзора в установленном порядке.

-  уточняют список лиц, занимающихся уходом за животными, а также употреблявших животноводческую продукцию, полученную от больного поголовья;

- дают предписания по проведению медицинского обследования, включая серологические исследования, контактных с больным животным для раннего выявления больных бруцеллезом;

-    совместно со специалистами ветеринарной службы проводят инструктаж с индивидуальными владельцами по соблюдению мер профилактики заражения бруцеллезом при уходе за больным и положительно реагирующим на бруцеллез поголовьем животных, об опасности заражения бруцеллезом алиментарным путем: при употреблении молока и молочных продуктов (рассольные сыры), не прошедших достаточную термическую обработку.

Индивидуальным владельцам запрещается самостоятельный убой больных и положительно реагирующих на бруцеллез животных, реализация населению продуктов животноводства (молочные продукты). Для убоя животные, по согласованию с ветеринарными специалистами, должны быть доставлены на мясоперерабатьшающие предприятия, имеющие соответствующее разрешение.

 

Организация лабораторной диагностики бруцеллеза у людей

7.1. Лечебно-профилактические учреждения, выявив у больного симптомы, не исключающие заболевание бруцеллезом, осуществляют:

- взятие крови (5,0 мл.) для проведения серологических исследований на бруцеллез;

- посев крови (5,0 мл.) или иного клинического материала у больного на стерильность (до начала лечения антибиотиками) и направление материала в соответствующую бактериологическую лабораторию для проведения исследования на выделение возбудителя бруцеллеза (посев крови проводят на специальные среды по методу Кастанеда). 

7.2.  Лабораторная диагностика бруцеллёза у людей осуществляется в соответствии с действующими нормативно-методическими документами.

7.2.1.Серологические исследования проводятся в бактериологических лабораториях, имеющих лицензию на работу с возбудителями Ш- IV групп патогенности, разрешенными к использованию в установленном порядке тест-системами и диагностикумами.

7.2.2.Исследования по выделению из материала от больных возбудителя инфекции или его генома (бактериологические, ПЦР исследования) проводятся в лабораториях особо опасных инфекций, имеющих лицензию на работу с возбудителями I - II группы патогенности.

7.2.3. Во всех случаях выделения культур бруцелл от людей проводится дифференциация их до вида и биовара.

7.3. Выделенные штаммы возбудителя бруцеллёза передаются в установленном порядке в Референс-центр по мониторингу за возбудителем бруцеллёза (ФГУЗ «Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт» Роспотребнадзора), в Центр Минздрава России по бруцеллезу НИИЭМ им. Н.Ф.Гамалеи РАМН и Национальный

центр верификации результатов диагностической деятельности, выполняющий функции Государственной коллекции патогенных бактерий (ГКПБ «М») (РосНИПЧИ «Микроб») для проведения окончательной идентификации и генетического типирования штаммов возбудителя бруцеллёза и пополнения национального коллекционного фонда штаммов возбудителя бруцеллёза.

8. Профилактическая иммунизация людей против бруцеллеза

8.1.  Профилактические прививки против бруцеллеза входят в Национальный календарь прививок по эпидемическим показаниям и проводятся в соответствии с действующими нормативными актами в области иммунопрофилактики.

8.2.  Решение о проведении и объеме профилактической иммунизации людей против бруцеллёза принимается органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор при согласовании с органами управления здравоохранением в субъекте с учетом эпизоотологических и эпидемиологических показаний.

8.3.  Вакцинация проводится в очагах козье-овечьего типа лицам, достигшим 18 лет и вьшолняющим следующие работы:

- по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, где регистрируются заболевания скота бруцеллезом;

- по убою скота, больного бруцеллезом, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов;

-  животноводам, ветеринарным работникам, зоотехникам в хозяйствах энзоотичных по бруцеллезу;

- работникам бактериологических лабораторий, работающим с живыми культурами.

8.4.   Вакцинацию постоянным и временным работникам, занятых в животноводстве проводят по эпидемическим показаниям до отсутствия регистрации в хозяйствах случаев бруцеллёза козье-овечьего вида среди животных - как мелкого, так и крупного рогатого скота, а персоналу предприятий по переработке сырья и продуктов животноводства - до окончания регистрации случаев бруцеллёза в хозяйствах, откуда поступает скот, сырьё и продукты животноводства.

8.5.  В районах, свободных от бруцеллёза козье-овечьего вида, иммунизация персонала хозяйств, неблагополучных по бруцеллёзу, вызванному В. abortus, В. suis, В. canis, не проводится.

8.6.  Для иммунизации людей против бруцеллеза применяется сухая живая вакцина, приготовленная из вакцинного штамма В. abortus 19-BA.

8.7. Эпидемиологическая эффективность вакцинации зависит от правильного определения показаний к её проведению, полноты отбора подлежащих иммунизации профессиональных групп, в том числе временного персонала, соблюдения сроков вакцинации и ревакцинации.

8.8. Предварительно проводится медицинский осмотр всех лиц, подлежащих вакцинации (ревакцинации), с обязательным серологическим (реакция Хеддльсона (Райта) или ИФА) и аллергическим (проба Бюрне с бруцеллезным аллергеном) обследованием.

8.9.  Вакцинации подлежат лица с четкими отрицательными серологическими и аллергическими реакциями на бруцеллез.

8.10. Прививки не проводятся лицам моложе 18 лет, женщинам в период беременности и кормящим матерям, т.к. эти контингенты не должны привлекаться к работам, связанным с риском заражения бруцеллезом, а также лицам, имевшим положительные серологические или аллергические реакции на бруцеллез на протяжении последних 2 лет. При выявлении резко положительной пробы Бюрне (5x6 см и более) повторное аллергическое обследование не следует проводить в течение 5 лет.

8.11.  К работе с инфицированными животными или сырьем люди могут допускаться не ранее чем через 1 мес. после вакцинации.

8.12.  Иммунитет сохраняет наивысшую напряженность в течение 5-6 месяцев. В связи с этим при определении сроков проведения вакцинации в животноводческих хозяйствах необходимо строго руководствоваться данными о времени окота (ранний окот, плановый, внеплановый).

8.13. Ревакцинация проводится через 12 мес. после вакцинации лицам с отрицательными серологическими и аллергическими реакциями на бруцеллез.

8.14.Прививки против бруцеллеза могут быть достаточно эффективными лишь при одновременном проведении всего комплекса санитарных и ветеринарных мероприятий.

9. Организация периодических медицинских осмотров

профессиональных контингентов

9.1.С целью своевременного выявления больных бруцеллезом людей диспансерным профилактическим осмотрам с обязательным серологическим обследованием при поступлении на работу и не реже 1 раза в год подлежат контингенты, подвергающиеся риску заражения бруцеллезом:

9.1.1.  постоянные и временные работники животноводческих, звероводческих хозяйств (ферм), как благополучных, так и неблагополучных по бруцеллезу;

9.1.2. лица, занятые обслуживанием, стрижкой, забоем животных, первичной обработкой и транспортированием сырья и продуктов животноводства из этих хозяйств;

9.1.3. постоянные и временные работники предприятий по переработке сырья и продуктов животноводства, поступающих из районов и хозяйств, неблагополучных по бруцеллезу любого вида животных;

9.1.4.  медицинский, ветеринарный, зоотехнический и другой персонал, работающий с живыми культурами бруцелл или зараженным материалом, с больными и подозрительными на заражение бруцеллезом животными.

9.2. Ответственность за организацию предварительных и периодических медицинских осмотров работников возлагается на руководителя предприятия, хозяйства.

9.3.Диспансеризацию групп риска проводят лечебно-профилактические учреждения, имеющие лицензию на соответствующую медицинскую деятельность.

9.4. Контроль полноты охвата контингентов, подлежащих периодическим медицинским осмотрам на бруцеллез и диспансерному наблюдению, проводят органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, которые составляют перечень объектов с числом работающих в них, где отмечены неблагоприятные производственные факторы.

9.5. При проведении медицинского осмотра в обязательном порядке проводится серологическое обследование работников на бруцеллез. На территориях, благополучных по бруцеллезу сельскохозяйственных животных (в течение 5 лет) серологическое обследование людей проводят один раз в два года.

9.6.Проведение медицинских осмотров осуществляет терапевт. Больные с клиническими проявлениями, характерными для бруцеллезной инфекции (поражение опорно-двигательного аппарата, нервной системы, нарушение слуха, зрения, воспалительные заболевания мочеполовой системы и др.), подлежат углубленному медицинскому осмотру с привлечением специалистов по профилю клинических проявлений (инфекционист, невропатолог, гинеколог, уролог, хирург и др.).

9.7. Лица с положительными и сомнительными результатами серологических реакций без клинических проявлений подлежат тщательному обследованию врачом-инфекционистом два раза в год с обязательным лабораторным исследованием сьшоротки крови на бруцеллез и при необходимости - специалистами по профилю выявленной патологии.

9.8. Уточнение или подтверждение диагноза проводится врачом-инфекционистом в инфекционных стационарах (отделении, больнице) или специализированных противобруцеллезных отделениях.

9.9. Профилактические медицинские осмотры животноводов следует проводить через 1-2 мес. после окончания массового окота и отела животных (обычно II квартал), работников предприятий по переработке сырья и продуктов животноводства - через 1-2 мес. после массового забоя скота (не позднее III квартала).

9.10. Лица, временно привлекаемые к уходу за животными и к переработке сырья и продуктов животноводства, обследуются через 1-2 мес. после сезонных работ. Контроль полноты охвата этих контингентов проводят органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

9.11. Во время проведения периодических медицинских осмотров и лабораторного обследования проводится информационно-разъяснительная работа среди обследуемых контингентов.

10. Мероприятия в очаге заболевания людей бруцеллезом

10.1. При получении экстренного извещения из лечебно-профилактического учреждения о выявлении случая заболевания бруцеллезом органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический    надзор    в    течение    суток    организуют    проведение

эпидемиологического обследования очага с привлечением специалистов ветеринарной службы для установления источников и факторов передачи инфекции.

10.2. При установлении факта контакта больного с животными, больными бруцеллезом, инфицированной животноводческой продукцией или сырьем при осуществлении профессиональной деятельности специалистами органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор проводятся внеплановые контрольно - надзорные мероприятия по месту работы заболевшего. Обследование объекта проводится с привлечением профильных специалистов органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор и специалистов ветеринарного надзора.

10.3. Больных бруцеллёзом людей госпитализируют по клиническим показаниям в инфекционные стационары или, в случае отсутствия такой возможности, больных помещают в отдельные терапевтические палаты. Выписка больных производится после исчезновения клинических явлений.

После выписки из стационара больные подлежат диспансерному наблюдению врача-инфекциониста 2 раза в год до угасания активности инфекционного процесса (не менее 2-х лет).

10.4.  Дополнительные дезинфекционные мероприятия по месту нахождения больного не проводятся.

11. Эпидемиологическое обследование очага бруцеллеза

11.1. Эпидемиологическое обследование очага бруцеллеза начинают в течение первых же суток после получения экстренного извещения (учетная форма № 58/у) из лечебно-профилактического учреждения, а также сведений от ветеринарной службы, или после получения информации от руководителей или специалистов хозяйств, от владельцев сельскохозяйственных животных о случаях выявления в хозяйствах больных бруцеллезом животных.

11.2. Целью эпидемиологического расследования случаев заболевания людей бруцеллезом является:

11.2.1.   выявление, совместно со специалистами ветеринарной службы, источника инфекции, факторов и путей заражения;

11.2.2. выявление всех лиц, имевших контакт с источником инфекции шш находившихся в очаге заболевания животных;

11.2.3.   организация медицинского наблюдения за лицами, имевшими возможность заразиться в данном очаге, с обязательным лабораторным обследованием;

11.2.4.проведение комплексных мероприятий по предупреждению дальнейшего распространения бруцеллеза среди людей и ликвидации очага.

11.3.   Проводя эпидемиологическое обследование очага, эпидемиолог выясняет возможность контактов больного с животными, с сырьем и продуктами животного происхождения:

11.3.1.   в результате профессиональной деятельности (работники животноводства; предприятий по переработке продуктов и сырья животного происхождения; ветеринарные работники, зоотехники; персонал бактериологических лабораторий, работающий с культурами бруцелл; сезонные рабочие, привлекаемые к окотной кампании, стрижке, купанию овец, к массовому убою животных общественных хозяйств; работники звероводческих ферм, клубов собаководства, зоопарков и т.д.);

11.3.2.    при уходе за животными в индивидуальных хозяйствах, употреблении инфицированной мясомолочной продукции, контакте с приобретенными шерстью, пухом, шкурами инфицированных животных и т.п.

11.4.   Дл* выявления путей и факторов заражения людей проводится обследование животноводческих хозяйств сельхозпредприятий (молокотоварных ферм, овцеводческих хозяйств, отгонных пастбищ, пунктов стрижки овец, кошар и др.), индивидуальных животноводческих хозяйств, звероводческих хозяйств, предприятий по переработке сырья и продуктов животноводства (мясокомбинатов, молокозаводов, сыроваренных предприятий, убойных пунктов, частных предприятий по переработке сырья и продуктов животноводства при фермерских хозяйствах), в которых предположительно произошло заражение людей бруцеллезом.

11.5.   Обследование животноводческих хозяйств различных форм собственности проводится совместно со специалистами органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор и Россельхознадзора в присутствии администрации (владельца) хозяйства или предприятия.

11.6. При проведении обследования по эпидемическим показаниям необходимо обратить внимание на соблюдение противобруцеллезного режима, условия труда работников, для чего следует:

11.6.1.оценить санитарно-гигиеническое состояние объекта, благоустройство территории, водоснабжение, наличие дезинфицирующих и моющих средств, обустройство бытовых помещений для работников, оборудование скотомогильников, ям Беккари или трупосжигательных печей, наличие уборочного инвентаря, в том числе для уборки абортированных и мертворожденных плодов и последов;

11.6.2. установить наличие средств индивидуальной защиты персонала (одежда, обувь, рукавицы, резиновые или клеенчатые фартуки, перчатки, защитные маски, очки и др.), их количество, пригодность для использования, порядок хранения, смены, обеспечение централизованной стирки, наличие аптечек, умывальников, мыла, дезинфицирующих средств для обработки рук, обуви и пр.;

11.6.3.  в целях выявления алиментарного пути заражения проверить соблюдение режима пастеризации молока, условия хранения и обработки молочной посуды, фильтрующего материала, установить порядок реализации молока и молочных продуктов, режима приготовления сыров из козьего и овечьего молока;

11.6.4.  выявить порядок первичной обработки шкур, шерсти, козьего пуха, а также условия и порядок транспортировки сырья и продуктов животноводства из обследуемого хозяйства;

11.6.5.   при подозрении на внутрилабораторное заражение бруцеллезом провести обследование режима работы лаборатории;

11.6.5. проверить организацию проведения профилактических диспансерных осмотров на бруцеллез персонала хозяйства или предприятия, независимо от их форм собственности.

11.7.Выявив лиц, имевших возможность заразиться в очаге, необходимо организовать и проконтролировать проведение их клинико-лабораторного обследования на бруцеллез.

11.8. Лабораторное обследование контактных лиц включает комплекс иммунологических реакций на бруцеллез (Хеддльсона, Райта, иммунноферментный анализ - ИФА). Лица с положительными реакциями на бруцеллез подлежат повторному серологическому обследованию и углубленному клиническому осмотру.

11.9. Контактные температурящие или подозрительные на заболевание бруцеллезом лица, подлежат обязательному бактериологическому обследованию на бруцеллез.

11.10.Данные эпидемиологического обследования контактных лиц заносят в Карту эпидемиологического обследования зоонозного заболевания (№ 371-у). Сведения о больном человеке, заразившимся в данном очаге, а также лицах из числа подвергшихся инфицированию, диагноз у которых был установлен позже, заносятся во Вкладыш к Карте.

11.11. Вкладыш (сведения о больном в данном очаге) хранится в Карте на данный очаг и нумеруется в соответствии с числом заболевших лиц в данном очаге.

11.12. Если эпидемиологическое обследование проводится в связи с выявлением больных бруцеллезом животных, результаты проверки оформляются актом (совместно со специалистами ветеринарной службы), в котором следует отразить результаты вьшолнения противобруцеллезного режима, состояние профилактики инфицирования бруцеллезом работающих, организацию медицинского обследования лиц, контактных с источником инфекции, а также проверку противоэпидемических мероприятий.

11.13.Составляется план-задание противоэпидемических и противоэпизоотических мероприятий по данному хозяйству (предприятию) с последующей обязательной проверкой выполнения предписаний.

11.14. В случаях выявления грубых нарушений противобруцеллезного режима в животноводческих хозяйствах и на перерабатьшающих предприятиях, повлекших за собой заболевания людей бруцеллезом (включая детей и подростков), на виновных оформляются материалы для привлечения их к административной или уголовной ответственности.

11.15.  Установление связи бруцеллеза с профессиональной деятельностью проводится в установленном порядке с обязательным участием врача эпидемиолога, проводившего эпидемиологическое обследование данного очага.

ПЛб.Основным документом, подтверждающим профессиональный характер заражения бруцеллезом, служит Карта эпидобследования с заполненным вкладным листом и заверенная руководителем органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

4.3.  При выявлении эпизоотических очагов бруцеллеза в животноводческих хозяйствах вне зависмости от форм собственности главным государственным ветеринарным инспектором административной территории совместно с главным государственным санитарным врачом территории вносятся предложения в органы муниципальной власти о наложении ограничений по оздоровлению хозяйства от бруцеллеза, в том числе по защите от заражения бруцеллезом людей.

4.4.  Руководители животноводческих хозяйств вне зависимости от форм собственности при наложении ограничений по бруцеллезу на хозяйство обязаны:

4.4.1.  организовать проведение внеочередного профилактического медицинского осмотра работников -для раннего выявления заболевших бруцеллезом, включая серологическое обследование;

4.4.2. приказом по хозяйству закрепить работников, занятых уходом за больным и положительно реагирующим на бруцеллез поголовьем сельскохозяйственных животных. При этом не допускать к работе лиц, не достигших 18 - летнего возраста, беременных и кормящих женщин, сезонных рабочих, больных острыми и хроническими (в стадии обострения) заболеваниями различной этиологии, работников с положительными серологическими реакциями на бруцеллез, больных бруцеллезом, работников не прошедших инструктаж по соблюдению требований безопасности;

4.4.3.  провести инструктаж с работниками, занятыми уходом за поголовьем животных о соблюдении требований безопасности, использовании средств индивидуальной защиты для предупреждения профессионального заражения бруцеллезом;

4.4.4. обеспечить всех работников, в т.ч. лиц, временно привлекаемых к работам, связанным с риском заражения бруцеллезом, в достаточном количестве средствами личной гигиены и индивидуальной защиты (халаты, резиновые перчатки, нарукавники, клеенчатые фартуки, специальная обувь и др.), своевременную их замену и централизованную стирку;    -

4.4.5.принять меры по обеспечению работников надлежащими условиями для соблюдения личной гигиены (туалетные комнаты, душевые, мыло, индивидуальные полотенца и др.), бытовыми помещениями для приема пищи и отдыха, отдельными шкафчиками для хранения личной, рабочей и санитарной одежды;

4.4.6. обеспечить рабочие места достаточным набором уборочного инвентаря, дезинфицирующими средствами эффективными в отношении возбудителя бруцеллеза;

4.4.7. обеспечить неукоснительное вьшолнение требований по подготовке к вьшозу за пределы неблагополучного хозяйства животноводческого сырья (молоко, мясо и т.д.) и согласование с органами Россельхознадзора и Роспотребнадзора его использования и переработки;

4.4.8 согласовать с органами ветеринарного и государственного санитарно-эпидемиологического надзора условия вывоза положительно реагирующего на бруцеллез поголовья для убоя и переработки;

4.5.    Основные требования по использованию молока и молочных продуктов из неблагополучных по бруцеллезу хозяйств.

4.5.1.     Запрещается вывоз необеззараженного молока, полученного от коров неблагополучной фермы, хозяйства, стада в населенном пункте на молокоперерабатывающее предприятие, для продажи на рынках, использования в сети общественного питания и т.д. Такое молоко подлежит первичной обработке непосредственно на неблагополучной ферме (в хозяйстве) в течение всего времени до полной ликвидации болезни и снятия ограничений.

4.5.2. Молоко от коров, положительно реагирующих на бруцеллез, обеззараживают кипячением или переработкой на масло топленое - сырец. Выработку масла производят с соблюдением условий, отвечающих санитарным требованиям на производство пищевых продуктов.

4.5.3. Аналогично поступают с молоком коров, положительно реагирующих на бруцеллез, в благополучных хозяйствах (населенных пунктах) до установления (исключения) диагноза на эту болезнь.

4.5.4.  Кипяченое молоко разрешается использовать на пищевые цели, при этом поставка его в лечебно-профилактические, детские и школьные учреждения не допускается.

4.5.5.  Молоко (сливки) от отрицательно реагирующих на бруцеллез коров неблагополучного стада обеззараживают при температуре 70 °С в

течение 30 минут или при температуре 85 - 90 °С в течение 20 секунд или кипячением. В таком же порядке обеззараживают молоко для внутрихозяйственных нужд (в том числе, для заменителя цельного молока).

4.5.6.  Молоко (сливки) от коров неблагополучного стада (фермы) одновременно по бруцеллезу и туберкулезу обеззараживают при температурном режиме, установленном правилами для обеззараживания молока при туберкулезе.

4.5.7. Молоко и обрат (в том числе поступающие из молочного завода), предназначенные для использования на корм животным, также подлежат обеззараживанию при температуре 85 - 90 °С в течение 20 секунд или кипячением.

4.5.8.    Запрещается использование необеззараженного молока (кроме молозива), полученного от коров неблагополучного стада (фермы), и обрата для кормления молодняка животных.

4.5.9.  Молочным заводам (маслозаводам) разрешается отпускать хозяйствам обрат только после его обеззараживания путем пастеризации или термической обработки острым паром при указанных выше режимах.

4.5.10. Пахту и обрат, полученные при изготовлении топленого масла, используют в корм животным только на данной ферме, скармливание их животным благополучных ферм, хозяйств и вывоз в другие хозяйства запрещается.

4.5.11. Запрещается доение овец и коз, изготовление брынзы и сыров из овечьего (козьего) молока на фермах, неблагополучных по бруцеллезу.

4.6. При выявлении в индивидуальных хозяйствах положительно реагирующего на бруцеллез поголовья или больных животных органы и учреждения Роспотребнадзора:

 

Приложение 5

Вопросы для закрепления темы занятия:

«Планирование сестринского ухода за пациентами с зоонозными инфекциями»

 

  1. Дайте определение дератизации.
  2. Назовите методы дератизации.
  3. Назовите  особенности забора крови на серологическое исследование
  4. Назовите нормативный документ регламентирующий профилактику бруцеллеза.

 

Приложение 6

Проблемно - ситуационные задачи по теме:

«Планирование сестринского ухода за пациентами с зоонозными инфекциями»

 

Проблемно-ситуационная задача №1

Группа туристов расположилась на ночлег около небольшого водоёма. Так как было прохладно, только двое туристов решили искупаться. Через 10 дней у них появилось недомогание. Боли в мышцах, особенно викроножных, пожелтение склер, температура тела повысилась до 40 0, что  напоминало клинику липтоспироза. Больные были доставлены в инфекционное отделение. Врач назначил лечение в\вкапельно 400мл р-ра гемодеза, в\м 5мл раствора анальгина.

Задание:

  1. Определите нарушенные потребности.
  2. Выделите настоящие, приоритетные, потенциальные проблемы пациента.
  3. Какие проводятся профилактические мероприятия.
  4. Продемонстрируйте алгоритм внутримышечного введения лекарственных средств на фантоме (согласно ТПМУ).

Проблемно-ситуационная задача №2

Во время дежурства медицинской сестры на здравпункте к ней обратился пациент по поводу укуса соседкой собакой. Объективно: имеется открытая рана на правом предплечье со следами зубов. Кровотечения из раны нет. Общее состояние пациента удовлетворительно.

 

Задание:

  1. Составьте план оказания неотложной помощи пациенту.
  2. Какие меры необходимы принять в отношении покусавшего пациента животного?
  3. Что необходимо знать пострадавшим от повреждений, нанесённых животными?

Проблемно-ситуационная задача №3

В инфекционную клинику поступил больной К. с жалобами на длительную лихорадку 37,80 С озноб, боли в коленных суставах. Как выяснилось из анамнеза, больной К. работает на животноводческой ферме. На основании клинических данных и эпид. анамнеза врач поставил диагноз: «Бруцелёз».

Задание:

  1. Определите нарушенные потребности.
  2. Выделите настоящие, приоритетные, потенциальные проблемы пациента.
  3. Составьте и выполните план сестринских вмешательств.
  4. Продемонстрируйте алгоритм измерения температуры тела в подмышечной впадине (согласно ТПМУ)

Проблемно-ситуационная задача №4

Среди отдыхающих турбазы,  расположенной на берегу  водохранилища, есть случаи заболевания, сопровождающегося резким повышением температуры до 380 С, желтухой, увеличением лимфоузлов. Водохранилище заполнятся водой из набольших речек, на берегах которой находятся  животноводческие фермы, неблагополучные по заболеваемости лептоспирозом.

 Задание:

  1. Определите нарушенные потребности.
  2. Сформулируйте проблемы пациента, приоритетные, потенциальные.
  3. Составьте план сестринских вмешательств.
  4. Составьте памятку для пациентов по лептоспирозу.

 

Эталон ответов на проблемно – ситуационные задачи по теме:

«Планирование сестринского ухода за пациентами с зоонозными инфекциями»

Проблемно-ситуационная задача №1

1.Нарушенные потребности: поддерживать температуру тела, комфортное состояние.

2.Настоящие проблемы: недомогание, боли в икроножных мышцах, пожелтение склер, лихорадка

40 0С.

Приоритетные: боли в икроножных мышцах, лихорадка 40 0С.

Потенциальные: развитие осложнений.

3.Профилактические мероприятия. Основные меры профилактики заболевания заключаются в ликвидации бруцеллезасельскохозяйственных животных, что предопределяется строгим соблюдением ветеринарно-санитарных правил. В целях предупреждения бруцеллеза у людей производят обеззараживание молока кипячением и пастеризацией. Продукты, изготовленные из сырого молока, перед употреблением выдерживают необходимые сроки. Следует принимать меры, предупреждающие распространение возбудителя с мясом и мясопродуктами. Обеззараживанию подлежат шкуры и шерсть животных. К работе с инфицированными животными и на предприятиях, обрабатывающих их сырье, допускаются лица, положительно реагирующие на бруцеллин или вакцинированные против этой инфекции, при этом используются защитная одежда и дезинфицирующие вещества. Для специфической профилактики применяют живую бруцеллезную вакцину. Иммунитет сохраняется 1—2 года. Специфическую профилактику бруцеллеза у людей проводят в районах, где имеется заболеваемость животных. Вакцинации подлежат лица, обслуживающие сельскохозяйственных животных, и работники предприятий, обрабатывающих продукты животноводства

4. Алгоритм выполнения  внутримышечного введения лекарств:

1. Представиться пациенту.

2. Получить согласие на предстоящую  медицинскую процедуру.

3. Рассказать пациенту о цели и последовательности выполнения медицинской процедуры.

4. Предложить / помочь пациенту удобное положение (стоя; сидя; лёжа на спине, лёжа на животе, лёжа на боку). Выбор положения зависит от состояния пациента, выбора области проведения инъекции и вводимого препарата.

5. Обработать руки гигиеническим способом .

6. Подготовить шприц с иглой (проверить срок годности и герметичность упаковки).

7. Набрать  лекарственный препарат в шприц  (предварительно прочитав  название  лекарственного препарата, дозировку, срок годности; визуально оценить пригодность препарата). Надеть на шприц иглу  с колпачком, поместить  шприц с иглой на стерильный лоток (возможно, поместить шприц с иглой и салфетки инъекционные в упаковку из – под шприца).

8. Выбрать и осмотреть / пальпировать  область предполагаемой инъекции .

9.Обработать руки антисептиком.

10. Надеть перчатки.

11. Обработать инъекционное поле одной салфеткой  с кожным антисептиком, последовательно двукратно, делая движения в одном направлении.

12. Подождать  до полного испарения кожного антисептика.

13. Взять шприц и снять колпачок с иглы, свободной рукой  растянуть кожу инъекционной области между большим и указательным пальцами (что позволит обеспечить более лёгкий доступ к мышце). У пациентов со слабо выраженной мышечной массой захватить кожу и мышцу в складку (что увеличит объём мышечной массы в месте инъекции). При нормально развитой мышечной массе данные приёмы можно не использовать.

14. Придерживая канюлю иглы указательным пальцем, под углом 90 0 ввести иглу  на 2/3.

15. Руку, которой растягивали кожу (или собирали в складку), перенести  на упор штока – поршня и потянуть его на себя. Убедившись, что   игла  не попала в кровеносный сосуд, медленно ввести лекарственное средство.

16. Приложить салфетку с кожным антисептиком к  месту инъекции. Извлечь иглу.

17. Не отнимая салфетки с антисептиком от кожи, провести лёгкий массаж места инъекции.

18. Попросить пациента подержать салфетку до полной остановки кровотечения

( 3 – 7 минут). Информировать  пациента о месте сброса использованных салфеток.

19. Сбросить использованные расходные материалы, ампулы, флаконы, инструменты в маркированные  ёмкости согласно классам медицинских отходов.

20. Снять перчатки и сбросить их в контейнер согласно классу  медицинских отходов.

21. Обработать руки гигиеническим способом.

22. Сделать соответствующую запись о результатах  выполнения в медицинской документации

Проблемно-ситуационная задача №2

1.Алгоритм действия медицинской сестры:

  1. Укушенную  рану необходимо обильно прорыть с мылом (вирус бешенства чувствителен к щелочным растворам).
  2. Обработать края раны 70% этиловым спиртом.
  3. ПХО не проводят в течение трёх дней, если нет угрожающих жизни показаний, дополнительнаятравматизация тканей может способствовать более быстрому проникновению вируса по нервным волокнам в ЦНС.
  4. На рану накладывают стерильную сухую повязку.
  5. Больного отправляют для оказания специальной помощи в травматологический пункт (травматологическое отделение) для введения антирабической вакцины и экстренной профилактики.
  6. Собирают  сведения о животном, покусавшем пациента (известное или  нет, привитое от бешенства или нет, был укус спровоцирован или нет). Сведения о пострадавшем передают в ЦГСН.

2.Если животное известно, то его необходимо осмотреть   ветеринару, которому представляют документ о проведённых животному  прививках против бешенства.

За животным устанавливают наблюдение сроком в 10 дней (вирус в слюне животного появляется в последние 10 дней инкубационного периода).

3.В случае укуса, оцарапывания, ослюнения животным пострадавшему следует немедленно обратиться за медицинской помощью в любое медицинское  учреждение. Каждый случай нападения животного на человека должен расцениваться как подозрительный на бешенство. Назначенный  курс прививок нельзя преждевременно прерывать,  та как это может  отсрочить начало болезни. Бешенство до настоящего времени считается неизлечимой болезнью. Его можно только предупредить.

 

Проблемно-ситуационная задача №3

1.Нарушенные потребности: поддерживать температуру тела, комфортное состояние.

2.Настоящие проблемы: длительная  лихорадка 37,8, озноб, боли в коленных суставах.

Приоритетные: боли в коленных суставах, субфебрильная лихорадка.

Потенциальные: усиление болей, развитие осложнений.

3.План сестринских вмешательств:

План сестринских вмешательств:

-   Обеспечить пациенту постельный режим.

-   Придать удобное положение в постели.

-   Проветрить палату.

-   Проводить контроль пульса, АД, температуры.

-   Обеспечить обильным питьем.

-   Выполнить назначение врача.

3. Алгоритм измерения температуры тела в подмышечной впадине:

I. Подготовка к процедуре:

1. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

2.   Приготовить сухой чистый термометр (стеклянный ртутный): проверить его целостность.

3. Представиться пациенту, объяснить ход предстоящей процедуры.

4. Встряхнуть термометр сверху вниз, так чтобы ртуть опустилась по столбику вниз в резервуар.

II. Выполнение процедуры:

1.   Осмотреть подмышечную впадину, при необходимости - вытереть насухо салфеткой или попросить пациента сделать это.

2. Расположить термометр в подмышечной области так чтобы ртутный резервуар со всех сторон плотно соприкасался с телом пациента (прижать плечо к грудной клетки).

3. Оставить термометр не менее чем на 5 минут.

III. Окончание процедуры:

1. Извлечь термометр из подмышечной впадины, произвести считывание показаний термометра, держа его горизонтально на уровне глаз.

2. Сообщить пациенту результаты измерения.

Встряхнуть термометр сверху вниз, так чтобы ртуть опустилась по столбику вниз в резервуар, положить в контейнер с дезинфицирующим раствором.

4. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

5.   Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации.

Проблемно-ситуационная задача №4

1.Нарушенные потребности: поддерживать температуру тела, комфортное состояние.

2.Настоящие проблемы: повышением температуры, желтуха, увеличение лимфоузлов.

Приоритетные: лихорадка 380 С

Потенциальные: гипертермический криз, развитие осложнений.

3.План сестринских вмешательств:

План сестринских вмешательств:

-   Обеспечить пациенту постельный режим.

-   Придать удобное положение в постели.

-   Проветрить палату.

-   Проводить контроль пульса, АД, температуры.

-   Обеспечить обильным питьем.

-   Выполнить назначение врача.

4 Памятка для пациентов:

Лептоспироз—  острое инфекционное заболевание, относящееся к группе зоонозов, т.е. заболеваний, при которых источником заражения людей являются животные. Заболеваемость лептоспирозом характеризуется летне-осенней сезонностью. Возбудители лептоспироза – лептоспиры - бактерии спиралевидной формы. Основные источники:мелкие грызуны и насекомоядные - полевки, полевые мыши, серые крысы, ежи, собаки, а также "домашние" грызуны – крысы. Больные животные, не проявляют внешних признаков недуга, длительное время выделяют лептоспиры во внешнюю среду с мочой.

Человек заражается лептоспирозом:

- при купании в водоеме, загрязненном инфицированной мочой животных, и заглатывании воды;

- при употреблении загрязненных пищевых продуктов;

- при пользовании предметами быта, например, посудой, вымытой водой открытых водоемов;

- контактным путем, при котором возбудитель болезни проникает через слизистые оболочки и кожные покровы, особенно если имеются ссадины, потертости, царапины.

Основные признаки заболевания:

Лептоспирозом чаще болеют рыболовы; работники животноводческих ферм, ухаживающие за животными; люди, купающиеся в местах водопоя сельскохозяйственных животных и обитания серых крыс; дачники, использующие воду открытых водоемов для мытья овощей, фруктов, посуды. Первые признаки болезни появляются через 7-14 дней после заражения. Иногда эти сроки могут укорачиваться до 2-х дней или удлиняться до 30. Заболевание начинается остро, с озноба и повышения температуры до 39-40°. Часто больные называют не только день, но и час начала заболевания. Характерны головная и мышечная боль, особенно в икроножных мышцах. Лицо одутловато, гиперемировано,  с кровоизлияниями в склеры. В процессе развития болезни выявляются признаки поражения печени, почек, нервной и сосудистой систем. При тяжелом течении лептоспироза преобладание тех или иных органных нарушений может у различных больных проявляться либо желтухой, либо острой почечной недостаточностью, либо кровотечениями. Больные лептоспирозом подлежат обязательной госпитализации в инфекционный стационар. 

Меры  профилактики:

1. охрана источников водоснабжения от загрязнения, защита продуктов от грызунов;

2. вакцинация животных, а также иммунизация лиц, входящих в группу риска и выполняющих следующие работы:  

- по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, на энзоотичных по лептоспирозу территориях;

- по убою скота, больного лептоспирозом, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов;  

- по отлову и содержанию безнадзорных животных.





Авторские публикации

Все работы

Лучший по профессии "Оператор ЭВМ"

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Статистика" для студентов спец. 1080114 51 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

Росметод 2020