8 800 550 81 19

Главная - СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Методическая разработка по теме "Проза Б. Окуджавы" с представлением конспекта занятия на основе технологии развития критического мышления
Конкурсная работа "Методическая разработка по теме "Проза Б. Окуджавы" с представлением конспекта занятия на основе технологии развития критического мышления"
Дата размещения 06.12.2014
Название работы: "Методическая разработка по теме "Проза Б. Окуджавы" с представлением конспекта занятия на основе технологии развития критического мышления"
Ключевые слова:

372
0
NAN

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования 

   «Пермский государственный профессионально-педагогический колледж»

 

 

Методическая разработка по теме: «Проза Б. Окуджавы»

 

дисциплина: литература

Преподаватель: Булдакова Ольга Ивановна

 

 

2014, Пермь

Оглавление

 

Введение                                                                                               3

Конспект занятия                                                                                 4

Методические рекомендации по проведению учебного занятия    8

Список литературы                                                                               9

 

Введение

Выбор темы обусловлен тем, что Окуджава был своего рода универсальным художником, являясь одновременно и поэтом, и прозаиком. Поэтому изучение своеобразия восприятия и освоения русской классической традиции в творчестве Окуджавы поможет понять особенности ее отражения в таком уникальном явлении, как проза поэта.

Целью работы является исследование рассказа Окуджавы как набора определенных авторских сигналов и символов.

Формируемые компетенции:

- учебно-познавательные (организация планирования, анализа, рефлексии, самооценки своей учебно-познавательной деятельности; умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений; формулировать выводы)

- коммуникативные (способность вступать в общение с целью быть понятым; умение выражать свои мысли, выступать перед аудиторией; умение вести дискуссию, аргументировать, доказывать)

- ценностно-смысловые (умение формулировать собственные ценностные ориентиры для своих действий и поступков; владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций)

- личностного совершенствования (освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития; формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения)

Учебное занятие разработано на основе  технологии развития критического мышления.

Приемы технологии РКМ, используемые на разных этапах данного занятия:

- «предположение по названию» - подготовка к основному этапу занятия

- «чтение с остановками» - усвоение новых знаний

- «реставрация текста» - первичная проверка понимания

- «шесть шляп мышления» - рефлексия

 

 

 

 

«Проза Б. Окуджавы»

Цели урока:

Развивающие:

Развитие критического мышления, интеллектуальных и творческих способностей студентов на основе анализа рассказа «Мышка».

Воспитательные:

Совершенствование духовно – нравственных качеств личности.

Образовательные:

Формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать литературное произведение.


          Оборудование:

Мультимедийная аппаратура, презентация к уроку, 6 разноцветных шляп.

Ход занятия.

Оргмомент.

Мы продолжаем наши занятия по разделу «Творчество писателей и поэтов II половины XX века». Сегодня мы обратимся к творчеству Булата Окуджавы.

Подготовка к основному этапу занятия.

Слово педагога. (Слайды1-2)

Вы, наверно, слышали о Б.Окуджава как об основоположнике авторской песни. Но за годы творческой деятельности  Окуджава ярко проявил себя не только как самобытный поэт, но  и как прозаик.

Он автор ряда поэтических книг: «Арбат, мой Арбат»(1976), «Стихотворения» (1984), «Песни Булата Окуджавы» (1989), «Чаепитие на Арбате» (1996) и др.

Его перу принадлежат исторические романы («Глоток свободы» «Бедный Авросимов», «Путешествие дилетантов», «Свидание с Бонапартом»); автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр» и рассказы, киносценарий «Верность», «Женя, Женечка и «катюша» и др.

Отвечая на вопросы, связанные с его обращением к прозе, поэт говорил: «Видите ли, между поэзией и прозой своей я принципиальной разницы не делаю: для меня это явления одного порядка. Потому что и там, и там я выполняю главную задачу, которая стоит передо мной, рассказывая о себе средствами, которые в моем распоряжении… Лирический герой у меня одинаковый и в стихах и в прозе».

Прием: «Предположение по названию» (слайд 3)

• Читаем сегодня рассказ Б. Окуджавы «Мышка» (1997) из цикла «Автобиографические анекдоты», состоящем из 12 миниатюр.

- Что стоит для вас за этим названием?

-  О чем будет рассказано? Каковы ваши читательские прогнозы? (Запишите в тетрадь).

-  От чьего лица (героя-рассказчика или автора-повествователя) ведется повествование? Почему вы так решили?

Усвоение новых знаний.

Прием: «Чтение с остановками» (слайд 4-6)

«Мышка»

Однажды зимним вечером я сидел в Переделкине у телевизора. Вдруг из-под дивана вышла мышь и уселась у моей ноги. Я закричал с отвращением, и она исчезла под диваном.

      Покой рухнул. Я вспомнил прошлогоднее нашествие мышей, как я, забросив все дела, расставлял мышеловки, рассыпал отравленные зёрна, выбрасывал на снег серые трупики, прятал пищу, брезговал к ней прикасаться… А они продолжали бесчинствовать. Их становилось всё больше и больше. Они вскарабкивались по шторам, пищали, повсюду оставляли свои отвратительные следы и плодились за шкафом, и розовенькие их наследники время от времени выползали оттуда на свет божий…

      Так продолжалось с месяц. Я выдохся, опустил руки. Вдруг они исчезли. Специалисты объяснили, что это был какой-то специфический мышиный год.

      И вот теперь снова?!

      Я замер на диване, и она появилась снова и снова уселась у моей ноги. Я шевельнул ногой — она исчезла. Страх и отвращение бушевали во мне. Я вытащил из чулана мышеловку, зарядил её и поставил в тёмном углу. Покоя снова не было.

Я плохо спал. Весь следующий день она не появлялась. Но вечером, едва я уселся перед телевизором, она возникла. Она сидела у моей ноги, спиной ко мне, и не отрываясь глядела на экран. Я шевельнул ногой — она нехотя удалилась. Я замер — она вышла из-под дивана и уселась на прежнее место. Странно, но я уже не испытывал отвращения. Напротив, какой-то интерес, какое-то ненавязчивое любопытство проснулось во мне. Что это такое? Что за поза у неё? Чего она хочет?

      Я наклонился, чтобы к ней присмотреться, но она исчезла.

      В течение следующих дней всё совершалось по уже установившемуся распорядку. Я постепенно разглядел её. Она была хороша! Вдруг я понял, что она хороша. Я видел её маленькие сверкающие чёрные глазки и изысканную мордочку, и светло-серую шубку, и выразительный хвостик крендельком. Она привыкала. Она постепенно перестала исчезать под диваном, а просто чуть-чуть деликатно отодвигалась в сторону, стоило мне пошевелиться.

      Я положил на пол кусочек печенья. Она его с аппетитом погрызла, утёрлась лапкой и вновь уставилась на экран.

Прошёл месяц. Чего только не испробовала она, чем только не лакомилась: и печеньем, и салом, и колбаской… Я привык к ней, мало того — привязался. Теперь было бы странно смотреть телевизор в прежнем одиночестве. Не знаю, чем она занималась днём, но вечером зажигался экран — и она тотчас усаживалась перед ним. Мне было хорошо. Я даже перестал вспоминать прошлогоднюю стаю серых животных, эту беснующуюся толпу.

      Я вообще не любитель толп. Слава богу, что хоть у меня в доме они отбушевали. А это маленькое изящное существо в светло-серой шубке тоже, видимо, склонно к уединению и вряд ли тоскует по своим суматошным соплеменникам…

      Днём я, как всегда, работал за своим столом. Зимой темнеет рано. Я подумал, что скоро включу телевизор и мы усядемся с нею…

      Вдруг что-то громко щёлкнуло. Присмотрелся — а это сработала мышеловка, о которой я успел позабыть! Кинулся к ней — а в ней моя мышка!..

Первичная проверка понимания.

Беседа.

Прием: «Реставрация текста» (слайд 7).

-  Оправдались ли ваши читательские прогнозы?

-  Закончен ли рассказ? Что дало вам основание так думать?

-  Как полагаете, каков (если он есть) финал рассказа?

Придумайте свой финал и запишите его в тетрадь. (Зачитать 3-5 вариантов творческих работ студентов)

Чтение финала рассказа Окуджавы. (Слайд 8)

 «Как-то у меня сидели друзья. Я рассказал им эту историю. Все удручённо замолкли. Фазиль вскрикнул: «Неужели насмерть?!»

Беседа.(Слайд 9)

- Что меняет финал восприятия рассказа?

- Что добавляет к сложившимся представлениям о рассказчике?

- Каково отношение героя к мышам и мышке?

- Найдите в тексте рассказа авторские характеристики поведения мышиной толпы и поведения мышки.

- Рассказ входит в цикл под названием
«автобиографические анекдоты». В каком значении употребляет здесь писатель слово «анекдот»? Можно ли дать другие жанровые определения произведению Б. Окуджавы? Мотивируйте свой ответ

Рефлексия.

Прием «Шесть шляп мышления».

Группа студентов делится на 6 подгрупп. Каждая группа представляет свои впечатления и мысли от прочитанного рассказа в соответствии с методикой данного приема.

Заключение.

Выводы (Слайд 10).

Стоит прочитать рассказ Б.Окуджавы «Мышка», чтобы увидеть зарождение привязанности, доверия, любви в душе человека, привыкшего ненавидеть.

Но на страницы рассказа стоит заглянуть и для того, чтобы увидеть, что вечный человеческий эгоизм в одну секунду способен разрушить хрупкое душевное равновесие. Чтобы понять, как быстро счастье  может быть разрушено из-за человеческой невнимательности и безответственности.

Рассказ "Мышка" доказывает, что нам, людям, надо быть более человечными, чуткими и заботливыми к дорогим нам людям...Равнодушие губит истинные чувства, убивает то, что ещё не успело расцвести. Любовь - главная наука жизни, которой до сих пор полностью никто не обучен, но она очень нужна, что лишний раз доказывается в рассказе Б.Окуджавы!

Домашнее задание. Прочитать еще одну миниатюру из цикла «Автобиографические анекдоты». Написать отзыв.

Методические рекомендации по проведению учебного занятия   

- Занятие разработано в рамках программы учебной дисциплины  «Литература»  как профильного учебного предмета, предназначенного для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям 050709 «Преподавание в начальных классах», 050710 «Педагогика дополнительного образования».

- Тема урока предусмотрена разделом программы «Творчество писателей и поэтов конца 20 века».

- В данной методической разработке представлен подробный конспект занятия с сопровождающей его презентацией, что позволяет использовать данный материал другими преподавателями на уроках литературы.

- Материально-техническое обеспечение содержания занятия: мультимедийная аппаратура, презентация к уроку.

- Дополнительная работа может потребоваться при рассмотрении приемов критического мышления, в частности «Шесть шляп мышления».

- В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Мы распределяем различные способы мышления по соответствующим шляпам.

Белая шляпа: В данной ситуации принимается и обсуждается подробная и необходимая информация. Только факты.

Желтая шляпа: Исследование положительных сторон. Не просто позитивная оценка данного события, явления, факта, а поиск аргументов.

Черная шляпа: Критическое отношение к событию, явлению. Необходимо высказать сомнение в целесообразности, найти аргументы против.

Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. То есть эмоциональное восприятие увиденного, услышанного, без обоснования причин сомнений.

Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях.

Синяя шляпа: Управление мыслительными процессами. Организация мышления. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Шляпы, то есть выбор того или иного способа мышления, можно использовать в любом порядке. И вовсе не обязательно доставать все шляпы.





Авторские публикации

Все работы

Практические работы Раздела1 "Выполнение топографических съемок" МДК01.01 "Топографо-геодезические работы, обеспечивающие кадастровую деятельность"

Дрожжевые пирожки с разными начинками

Росметод 2020