8 800 550 81 19

Конкурсная работа "Отечественная война 1812 г."
Дата размещения 23.10.2014
Название работы: "Отечественная война 1812 г."
Ключевые слова:

222
0
NAN

 

"Отечественная война 1812 года".

предметы гуманитарного цикла (раздел: история)

Комова Татьяна Борисовна

преподаватель истории и обществознания

БОУ СПО ВО « Вологодский строительный колледж»

отделение ПКР

 

 

Пояснительная записка.

Работа в системе профессионального образования имеет свою специфику: обучающиеся в основном покидают средние школы из нежелания сдавать ЕГЭ,  сами осознают, что не смогут осилить итоговую аттестацию, поэтому в основном контингент достаточно слабый, не нацеленный на освоение программы средней школы. Применять современные требования к  сложно особенно в плане выполнения дидактических целей  на уроке, поэтому для активизации познавательной деятельности обучающихся стараюсь применять ИКТ (кабинет оборудован компьютером, плазменным телевизором, есть доступ к Интернету). Распечатка раздаточного материала также не составляет трудности. При изучении ряда тем обучающимся интересно, когда привлекается краеведческий материал.

Урок "Отечественная война 1812 года" проходит на I курсе, при изучении раздела « Россия в ХIХ», тема « Внешняя политика Александра I и Николая I». Используется учебник под редакцией А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова « История России. ХVII- ХIХ века» (ч.2). Изучении данной темы у обучающихся вызывает достаточный интерес, хотя по плану выделяется 1 учебный час, обычно не укладываемся, так как обучающимся она интересна. Фильмы по произведению Л.Н. Толстого « Война и мир», тем более, что параллельно изучается этот роман на литературе, судьбы героев войны, особенно будущих декабристов, ну и конечно Наполеона.

 

Урок по теме: "Отечественная война 1812 года"

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

1.     Обобщить знания школьников по истории Отечественной войны 1812 года.

2.     Акцентировать их внимание на важнейших событиях, определить их значение в ходе войны.

3.     Показать народно-освободительный характер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев. Участия вологжан в Отечественной войне 1812года

4.     Рассмотреть итоги и значение победы русского народа, как для России, так и для народов Европы.

Развивающие:

1.     Формировать у учащихся умения работы с текстом учебника и историческими источниками, правильно формулировать свои мысли.

2.     Продолжить формирование  научного мировоззрения.

3.     Дальнейшее овладение учащимися художественными и выразительными свойствами языка.

4.     Уметь применять информационные технологии на уроках истории.

Воспитывающие:

1.     Воспитывать чувства гордости за русский народ, патриотизм.

2.     На примере героизма русского народа и солдат воспитывать героизм, самопожертвование, самоотверженность. Прививать чувства ответственности за свои поступки и дела.

3.     Формирование высокой гражданственности.

4.     Формирование эстетических вкусов.

 

План урока

I – Проверка домашнего задания.

II – Вторжение Наполеона в Россию:

III – Бородинское сражение:

IV – Совет в Филях и оставление Москвы

V - Партизанское движение.

VI – Отступление и гибель “Великой армии”:

VII - Выводы

VIII– Домашние задание.

Новые термины и даты (на доске): 1812, Отечественная война, 26 августа 1812г. Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, фураж, редуты.

 

Оборудование

  •  Историческая карта « Россия в первой половине ХIХ века».
  • Этапы урока на доске
  • Стенд « портретная галерея героев войны 1812 года»
  • фрагменты учебных фильмов о войне 1812 года.
  • Компьютер
  • Телевизор

Предварительная подготовка:

  • Первый ряд готовит презентацию на тему «Поэт К. Батюшков- участник войны 1812года»
  • Второй ряд на тему « Вологжане и Новгородское ополчение»
  • Третий ряд на тему « Полководцы Отечественной войны 1812 года»
  •  Подготовка к инсценировке военного совета в Филях (роли членов военного совета играют ученики)

 

Ход урока

Эпиграф урока:

“Война двенадцатого года настала.

Кто же нам помог?

Остервенение народа, Барклай, зима

Иль русский Бог?”

А.С. Пушкин

 

Организационный момент.

I этап урока: Актуализация.

Вступительное слово учителя:

“Война 1812 года оставила в истории России неизгладимый след. Это война не была первой народной, таковым уже было освобождение Москвы от поляков в 1612 году в период Смутного времени. Но эта война, как и тогда, показала дух русского народа, его готовность пожертвовать собой ради Отчизны, его стремление к свободе, даже будучи в крепостной неволе.

Сегодня мы с вами должны рассмотреть основные события этой войны, определить, почему она называется Отечественной, значение победы русского народа, как для России, так и для Европы в целом.

Предлагается следующий план работы (написан на доске):

I. Проверка домашнего задания – тестовые задания.

В-I

1. Тильзитский мир был заключен в

А) 1801
Б) 1805
В) 1807

2. Тильзитский мир был заключен между

А) Англией и Францией
Б) Францией и Пруссией
В) Францией и Россией

3. “Континентальная блокада” была направлена против

А) России
Б) Франции
В) Англии

4. 5 сентября 1809 года по мирному договору со Швецией России передавалась

А) Финляндия
Б) Польша
В) Западная Белоруссия

5. М.И. Кутузов в 1806г. был назначен

А) киевским генерал-губернатором
Б) военным министром
В) главнокомандующим армии

 

В-II

1. Тильзитский мир был заключен в

А) 1801
Б) 1805
В) 1807

2. Тильзитский мир был заключен между

А) Англией и Францией
Б) Францией и Пруссией
В) Францией и Россией

3. “Континентальная блокада” была направлена против

А) России
Б) Франции
В) Англии

4. К каким последствиям привела русско-иранская война 1804-1813 гг.?

А) Россия получила право свободного плавания на Каспии
Б) России пришлось отказаться от Восточной Грузии
В) Россия потеряла выход к Черному морю

5. Главный итог русско-турецкой войны 1806-1812 гг.?

А) присоединено к России герцогство Ольденбургское
Б) России пришлось отказаться от Восточной Грузии
В) Бессарабия была присоединена к России

Тесты раздаются по вариантам, затем дети меняются работами, проверяют друг у друга. Учитель спрашивает сколько “2”, “3”, “4”, “5”.

II. Вторжение Наполеона в Россию. Причины войны выясняются на устном опросе в I части урока. По ходу урока заполняется таблица.

Вопрос для сравнения

Франция

Россия

Армия

“Великая Армия”: 600 тыс.ч 1372 орудия. Вторглось 420 тыс.чел.

220 тыс ч. Разделена на 3 части: 1 армия Барклая де Толли 120000, 2 армия Багратиона 50000, 3 армия Тормасова более 44000.

Национальный состав

“Армия двунадесяти языков”: французы, поляки, пруссаки, австрийцы, итальянцы, голландцы и др.

Русские и др.

Набор

Воинская обязанность

Рекрутские наборы

Планы

Расправиться с русской армией в генеральном сражении (не дать соединиться), заключить мир, превратить Россию в своего “ послушного вассала”

Уклоняться как можно дольше от генерального сражения (устно к чему приведет) Другое мнение - дать решающее сражение вблизи границы силами 1-ой армии.

Учитель:12 июня 1812 года армия Наполеона начала свое вторжение. Могли бы солдата Наполеона переправиться через границу за 1 день? (8 дней солдаты переходили границу). Каков был характер войны для обеих сторон?

Ответы обучающихся

Учитель: Александра I убедили уехать из армии. Военный министр – Барклай де Толли – отступать, не давая сражения, до соединения с армией Багратиона (Витебск, Смоленск)

Был ли выполнен первоначальный замысел Наполеона?

Рассказ учителя о сражении.

III. Неудачи, отступление – уныние, измена. Назначение Кутузова. Найти слова Александра I о назначении Кутузова – зачитать.

Презентация на « Полководцы Отечественной войны 1812 года»

Решение Барклая де Толли верное – отступать – дать сражение недалеко от Москвы у села Бородино. Цели находят в учебнике самостоятельно – С.24

Бородино 26 августа

135 тыс. человек + 587 орудий

Цель: разгромить русскую армию и захватить Москву

Потери: 50тыс. солдат 47 генералов

132 тыс.чел + 640 орудий

Цель: подорвать наступательный порыв противника и обескровить его, сделав дальнейшее наступление невозможным.

Потери: 44 тыс. солдат 29 генералов

Включается кадр – фильм « Война и мир» С. Бондарчука.

Учитель: Наполеон утверждал, что французская армия одержала победу, Кутузов, что русская. Так кто же, по-вашему, одержал победу у Бородино? (обратите внимание на цели) На поле два памятника – французским солдатам и русским, ежегодно – в память – исторические, военные клубы 26 августа показательные выступления.

Зачитать слова Наполеона С.24.

Император – новое сражение

Кутузов – оставить Москву, сохранить армию

IV. Совет в Филях. Инсценировка военного совета в Филях (роли членов военного совета играют ученики)

 2 сентября оставили Москву, население, опустевший город, грабеж, пожар. Тарутинский маневр.

Презентация на тему «Поэт К. Батюшков- участник войны 1812года»

V. В стране разрасталось партизанское движение. Кто такие партизаны? Партизанское движение – свидетельствует о народном характере войны. Ополчение – 13 тысяч чел (до 100 тыс.).

  • Сбор средств
  • Жгли амбары, уходили в лес.
  • Партизанские отряды – организованный характер – Денис Васильевич Давыдов. Презентация на Давыдова.
  • Партизанские отряды – Герасим Курин, Василиса Кожина.
  • Потери: после Бородина 30 тыс., в Москве 1500 каждый день.

Презентация на тему « Вологжане и Новгородское ополчение»

 

VI. Месяц в Москве – трижды начать переговоры о мире (Бородино, Москва) – ответа не было. Решение – отправиться на юг России. Почему? 6 октября покинули Москву и встретили окрепшую русскую армию. Поражения под Тарутино и Малоярославцем вынудили Наполеона повернуть войска на им же разоренную Смоленскую дорогу. Преследовали – армия, партизанские отряды. Ранняя и суровая зима. Переправа через Березину стоила Наполеону – 30 тыс. солдат. Наполеон бежал в Париж. “Армии больше нет!” Кутузов доложил императору С.27.

Зачитать документ С.29 Мнение историка Е.В. Тарле.

VII. Выводы: Армия Наполеона разбита. – Какой характер носила война со стороны России? –

Домашние задание: прочитать параграф 4, причины поражения наполеоновской армии.





Авторские публикации

Все работы

Методические рекомендации по выполнению курсовых проектов (АТП)

Росметод 2020