Конкурсная работа "Операторы Ветвления"
Дата размещения 01.01.1970
Название работы: "Операторы Ветвления"

14
0
NAN

Всероссийский профессиональный конкурс методических разработок «Методический потенциал в современном профессиональном образовании»

Номинация конкурса – «Конспект учебного занятия»

Дисциплина: «Основы алгоритмизации и программирования»

Специальность: «Прикладная информатика»

Группа: 323, II курс студенты группы с ОВЗ

Преподаватель: О.В. Севрюк

Тема: «Операторы ветвления»

Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, словесный (беседа),  практическая работа

Оборудование: мультимедийный проектор, персональные компьютеры для учителя и учащихся, интерактивная доска.

Программное обеспечение: Программа PascalABC, презентация к уроку.

Цели урока:

Научить группу студентов решать задачи при помощи операторов ветвления (If…then…else) на языке программирования  Pascal

Задачи урока:

Обучающая

  • Формировать навыки и умения составления программ на языке программирования  Pascal с использованием условного оператора.

Развивающая

  • Учить строить аналогии, развитие навыков аналитического и логического мышления.

Воспитательная

  • Воспитывать внимательность, мотивацию на будущую профессию

 

План урока:

  1. Орг. момент -  приветствие, готовность группы к занятию – 1 мин.
  2. Актуализация знаний – устный опрос, у доски – 5 мин
  3. Объяснение нового материала  - Постановка цели занятия. Объяснение нового материала, с использованием учебной презентации – 12 мин.
  4. Проверка понимания - Разбор примера совместно со студентами – 10 мин.
  5. Физкультминутка – 1 мин.
  6. Подведение итогов урока – домашнее задание, выставление оценок за урок – 1 мин.

 

ХОД   ЗАНЯТИЯ

  1. Орг. момент
  2. Актуализация знаний
  • у  доски 1 ч/к решает примеры (арифметические вычисления на div/mod)

11 div 5=2                    10 mod 5=0

10 div 3=                   10 mod 3=1

17 div -5=-3                            17 mod -5=2

-17 div -5=-3                 -17 mod 5=-2

-17 div -5=3                            -17 mod -5=-2

  • задание на интерактивной доске (1 ч/к)
  1. записать данные математические выражения на языке Паскаль
  1.  =b       правильный  ответ - b:=(13+x)/(sqr (y)-4)
  2. a=        правильный    ответ -  a:=(sqrt (x)+4)/ (sqr(y)-2)
  1. записать выражение в математической записи
  1. а:=(а*2,5*sqr(x)+sqrt(x-1))+(sqr(x)/2*a))/(arctan(x)+sqr(x))

правильный ответ - y=

  • вопросы для устного опроса студентов:
  1. Структура программы на Паскале (программа на языке состоит из трех частей: «заголовок», «описательная часть», «исполнительная часть»)
  2. Что входит в «заголовок», «описательную часть» и «исполнительную часть» программы на Паскале? («заголовок»- зарезервированное слово Program и имя программы; «описательная часть» - разделы описания:Var-раздел описания переменных, Const-раздел описания постоянных величин и т.д.; «исполнительная часть» - операторные скобки Begin-End, в которых расположены операторы).
  3. Перечислите известные вам операторы (оператор присваивания :=; оператор ввода – Read(ln), оператор вывода - Write(ln))
  4. Назовите алгоритмические структуры. (линейная, ветвление и циклическая).
  1. Объяснение нового материала

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Ребята на сегодняшнем занятии мы должны научиться решать задачи при помощи операторов ветвления на языке программирования  Pascal.

Сегодня мы:

  1. познакомимся с реализацией разветвляющихся алгоритмов в Паскале с помощью условного оператора;
  2. рассмотрим полное и неполное ветвление;
  3. познакомимся с составным оператором в Паскале

Делают записи в тетради

Перед вами вид линейной алгоритмической структуры и алгоритмической структуры ветвления. Вам знакомы обе. Посмотрите внимательно и назовите то принципиальное отличия, которое важно для нас при решении задач? (слайд №2)

В структуре Ветвления добавлен блок «условия»

Давайте вместе с вами приведем примеры, которые подходят под структуру Ветвления (на презентации картинка – человек на распутье). Примеры: сравнить два числа, вычисление частного от деления двух чисел (правильность введенных пользователем данных – на ноль делить нельзя!) (слайд №3)

Приводят свои примеры

Теперь для решения задачи по структуре ВЕТВЛЕНИЯ нам необходимо знать служебные (зарезервированные) слова (команды) на Паскаль. (слайд №4) If  - если, Then – то,  Else - иначе

Записи в тетрадь

Выполнение условного оператора начинается с вычисления условия. Если условие инстино («да»), то выполняется оператор стоящий после служебного слова Then, а если условие ложно («нет»), то выполняется оператор стоящий после служебного слова Else (слайд 5). Такая организация условного оператора называется – ПОЛНАЯ ФОРМА. Часть оператора, стоящая после служебного слова Else, может отсутствовать. (слайд №6). Такая форма организации условного оператора – НЕПОЛНАЯ ФОРМА. Приведите примеры.

Приводят примеры полного и неполного ветвления

Может возникнуть такая ситуация, когда необходимо один условный оператор включить в состав другого условного оператора, в этом случае говорят о вложенности операторов. Давайте подробней остановимся на трех примерах, которые показывают общую структуру организации вложенности операторов (слайд №7).

 

А сейчас давайте запишем важные правила для реализации оператора ВЕТВЛЕНИЯ (слайд №8)

Следует знать:

  • при вложенности каждое Else соответствует тому Then, которое непосредственно ему предшествует;
  • конструкция со степенью вложенности более 2-3 необходимо избегать из-за сложности из анализа при отладке программы;
  • в условных операторах часто используют составной оператор Begin-End. Если между Begin-End находится только одна инструкция, то скобки Begin-End можно опустить;
  • в условных операторах ; не ставиться после Then и перед Else.

Записи в тетрадь

Проверка понимания - Разбор примера совместно со студентами.

Для примера решения задач с применением условного оператора разберем задачу. Необходимо записать условие и решение этого примера в тетрадь, т.к. на практическом занятии, вы должны  проверить правильность исполнения программы. Даны два числа a и b. Найти наибольшее из них (слайд №9)

var a,b: integer;

begin      

  • введи два числа’);
  •  

    if a>b then writeln (‘Число «а» больше’)

           else writeln (‘Число «b» больше’);

  •  

Записи в тетрадь

 

  1. Физкультминутка
  2. Подведение итогов урока слайд №10 – домашнее задание – задачи для самостоятельного решения. Вывод по занятию, выставление оценок

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Рапаков Г.Г. Turbo Pascal для студентов и школьников / Г.Г. Абрамов, С.Ю. Ржеуцкая. – СПб.:БХВ-Петербург, 2007. – 352с.
  2. Культин Н.Б. Turbo Pascal в задачах и примерах / Н.Б. Культин. - СПб.:БХВ-Петербург, 2006. – 256 с.




Авторские публикации

Все работы

Типовые технологические процессы обслуживания бытовых машин и приборов

Рабочая программа учебной дисциплины (РПУД). Методические указания по выполнению курсовой работы. Дисциплина "Технология инноваций"

Росметод 2019