8 800 550 81 19

Главная - Электронная библиотека авторского методического материала - Среднее профессиональное образование - Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках общеобразовательных и профессиональных дисциплин
Конкурсная работа "Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках общеобразовательных и профессиональных дисциплин"
Дата размещения 01.01.1970
Название работы: "Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках общеобразовательных и профессиональных дисциплин"

87
0
NAN

Тема: Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках общеобразовательных и профессиональных дисциплин

Цели и задачи:
- выяснить сущность понятий «компетентность» и «компетенция»;
- познакомить с классификацией видов компетенций;
- обучить методике формирования ключевых компетенций на уроках теоретического и производственного обучения;
- научить анализу оценки уровня сформированности  ключевых компетенций.

Методы и приемы: словесный – рассказ, беседа; наглядный – мультимедийная презентация, практический – упражнения.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Ход семинара.

1.     Организационный момент.

2.     Сообщение темы и цели занятия.

3.     Мотивация.


    Стратегия модернизации содержания профессионального образования одним из оснований обновления образования называет «компетентностный подход». Предполагается, что в основу обновленного содержания профессионального образования, в качестве его основных целей, будет положено развитие или формирование у студентов так называемых "ключевых компетентностей". В мировой образовательной практике понятие компетентности, как цели образования, выступает в последние годы в качестве одного из центральных понятий, а включение в образовательные цели формирование ключевых компетенций и связанных с этим изменение методов учебной работы – как основное направление реформирования (или модернизации) образования. Основная причина - необходимость усиления ориентации образовательного учреждения на изменившиеся условия жизни современного общества и, в особенности, сферы труда. Эти изменения в свою очередь связаны с небывалыми темпами научно-технического прогресса, стремительным совершенствованием технологий практически во всех областях науки и техники. По данным учёных, количество информации каждые 15 лет удваивается. Такой темп научно – технического прогресса предъявляет очень жесткие требования к уровню персонала, использующего различные технологии. Способность «общаться с людьми, самостоятельно решать возникающие проблемы и т.д. – универсальные качества, не зависящие от сферы профессиональной деятельности, сфера образования, являясь традиционно консервативной системой, не развивает.
В конце семидесятых годов несоответствие между требованиями рынка труда и результатами школьного образования стало проявляться особенно резко. Представители бизнеса довольно активно критиковали школы за отсутствие необходимых для развития экономики качеств выпускников школ и профессиональных учебных заведений. Например, Американская ассоциация промышленников так формулировала то, что они ждут от продуктивного (эффективного) работника:

  • правильный выбор оборудования и орудий;
  • организация и ведение документации и баз данных;
  • распределение времени и денег;
  • общение с людьми с разным культурным опытом;
  • умение осваивать новые профессиональные умения.

   Таким образом, в основе новых  стандартов лежит модульно-компетентностный подход. И чтобы мы смогли работать по этим стандартам, мы должны иметь представление о компетентностном подходе в образовании, который предполагает освоение студентами умений, которые позволят им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Но прежде чем говорить об этом,  хотелось бы  задать вопрос:
- В докладе Международной комиссии по образованию для ХХI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делар сформулировал «Четыре столпа», на которых основывается образование: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить». Как Вы понимаете их в контексте нашей темы?

4. Основная часть.

А) Сущность понятий «компетентность» и «компетенция»;
Давайте рассмотрим такой вопрос, как: В чем сущность понятий «компетентность» и «компетенция»? Смотри презентацию MS POWERPOINT .

Б)  Классификация компетенций.
Мы уже видели, что нет единого определения, как понятия «компетентность», так и  понятия «компетенция». Относительно классификации компетенций тоже продолжаются дискуссии, в раздаточном  материале (приложения №1,2) Вы можете познакомиться  с примерной классификацией. Давайте прочитаем и прокомментируем.

В) Методика формирования ключевых компетенций на уроках теоретического и производственного обучения.
Вопрос: Как Вы думаете, какие условия необходимы для формирования и развития ключевых  компетенций?
В образовательном процессе ключевые компетенции   могут быть приобретены студентами, если создаются следующие условия:

  • Деятельностный характер обучения, т.е. включение студентов в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство.
  • Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности студента за результаты своей деятельности.
  • Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели.
  • Четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации.
  • Организация продуктивной групповой работы.
  • Демонстрация педагогом своего собственного компетентного поведения.

Вопрос: Какие формы обучения способствуют формированию и развитию ключевых  компетенций?
   Центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих студентов. Это различные формы открытого, проектного и проблемноориентированого обучения, т.е., это смещение акцента с односторонней активности преподавателя на самостоятельное учение, ответственность и активность самих обучающихся. При традиционных формах обучения создаются лишь ограниченные возможности для формирования ключевых компетенций. Напротив, проектные формы обучения, уроки-дискуссии, уроки-исследования и т.п. способствуют их формированию. Преимущественными формами проявления самостоятельности студента в учебной деятельности считаются следующие формы:  анализ текста и обобщение информации,  обсуждение, создание текста, выступление (презентация).
В качестве универсальной формы организации обучения может выступать блочно-модульная технология, где объективно существует возможность реализации компетентностного подхода.

Вопрос: Что меняется в деятельности преподавателя и обучающегося?
1. Многие изменения в деятельности преподавателя связаны с переориентацией его работы на развитие мотивации студента.
1. По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.
2. Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать обучающихся к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.
3. Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с обучающимися по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
4. Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.
5. Стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.
6. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности студента.
7. Предоставлять студенту право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
8.Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
9.Стараться работать с субъективным (собственным, присвоенным) учебным материалом обучающегося даже в предметной области.
2. Изменения самого характера взаимоотношений между преподавателем и обучающимся. Сюда относятся варианты «тьюторства», «наставничества», выполнения преподавателем функции координатора и партнера.

1.     Стараться увлечь студентов проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов.

2.     Проявлять терпимость к ошибкам учащихся, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда студент начинает чувствовать безнадежность своего поиска.

3.     Организовывать мероприятия для встреч с другими студентами и представителями общественности для сбора данных.

4.     Предоставлять возможность для регулярных отчетов рабочих групп и обмена мнениями в ходе классных обсуждений. Поощрять критическое отношение к исследовательским процедурам, предложения по улучшению работы и выдвижение новых направлений исследования.

5.     Заканчивать обсуждения в классе, исследования и работу по внедрению решений в практику до появления признаков потери интереса к проблеме.

6.     При сохранении мотивации разрешать отдельным студентам продолжать работать над проблемой на добровольных началах, пока другие учащиеся изыскивают пути подхода к новой проблеме.

3. Важное значение в создании позитивного контекста для формирования компетентностей имеют также:

  1. Требования, чтобы студенты брались за решение новых, незнакомых, разнообразных и сложных задач, бросающих вызов их устоявшимся предубеждениям и стереотипам.
  2. Предоставления широких возможностей для участия в новой деятельности (лидерской, инновационной, исследовательской и проч.) и оказания поддержки на время, когда они стараются выполнить работу, важную с точки зрения достижения значимых для них целей.
  3. Совместной со студентами постановки новых, значимых для них задач, которые должны быть выполнены на уровне высоких стандартов, при условии оказания им поддержки и веры в успех их деятельности. Постоянного указания на необходимость достижения высоких стандартов при выполнении самостоятельной учебной работы; сюда входит подготовка докладов, проведение семинаров и участие в оригинальных исследованиях.
  4. Избегание директивных правил, которые мешают студентам приобретать определенные виды опыта или заставляют их скрывать удовлетворение, получаемое ими от профессиональной деятельности.

Время, которое студенты должны потратить на исследования, фантазии, размышления и структурирование полученного опыта, является важнейшей частью любой эффективной образовательной программы.

Упражнения.
1. Из приведенного списка компонентов ключевых компетенций выделите компоненты информационной компетенции:

1.     способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем;

2.     умение владеть навыками работы с различными источниками информации;

3.     умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

4.     умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;

5.     умение использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации;

6.     умение слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;

7.     владение способами совместной деятельности в группе;

8.     умение ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;

9.     владение знаниями о системах социальных норм и ценностей.

2. Определите компоненты, выбранной Вами компетенции, для формирования каждого компонента подберите методы, приемы. Работа в малых группах. Смотри приложение №3.

3. Какие методы и приемы развивают компоненты информационной компетенции? Работа в малых группах: 1 группа – методы, 2 – приемы, 3 – виды занятий или формы деятельности. Смотри приложение №4.

4. Какие компетенции развиваются у студентов при проектной деятельности, если проектная деятельность способствует развитию:

  • Рефлексивных умений
  • Поисковых умений
  • Навыков оценочной самостоятельности
  • Умений и навыков работы в команде, сотрудничестве
  • Менеджерских умений и навыков
  • Коммуникативных умений
  • Презентационных умений и навыков

 5.    Какие компетенции развиваются у студентов при использовании нетрадиционных уроков, например, деловой игры, если для нее характерны следующие признаки:
1. Имитационная модель профессиональной деятельности и производственных отношений;
2. Проблемная ситуация;
3. Наличие ролей;
4. Наличие ролевых целей и общей цели всего коллектива;
5. Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
6. Коллективная деятельность;
7. Цепочка решений;
8. Система оценивания.

 Оценка уровня сформированности  ключевых компетенций
Четкой системы оценивания уровня сформированности той или иной компетенции еще не существует. Система оценивания должна:

  • Быть многоуровневой. Предлагаются различные варианты испытаний на разные оценки. Они могут быть как различные по сложности, так и проверяющие различные виды деятельности. При этом студент сам выбирает и сложность, и вид деятельности. Одно и то же (суммарное) количество баллов может быть набрано различными способами.
  • Быть устроена по такой схеме, которая позволяет считать тройку (двойку, четверку) заработанной оценкой. Для того чтобы получить тройку надо, например, выполнить определенную, законченную (самостоятельную) часть теста;
  • Быть такой, чтобы максимально возможно исключался субъективизм.
  • Как составную часть (элемент) содержать тестирование, ориентированное на демонстрацию студентом универсальных учебных умений;
  • Содержать открытые для всех субъектов образовательного процесса критерии, по которым оценивается уровень достижений обучающихся;
  • Фиксировать и доводить до сведения обучающихся (возможно, родителя) начальный уровень развития того или иного умения.
  • Учитывать не только объективный уровень достижения студента, но и его продвижение относительно предыдущего испытания (учащиеся получают право на ошибку, оценивание ориентировано на фиксацию позитивных продвижений, а не недочетов).

Возможные варианты способов оценивания уровня сформированности компетентности.

1. Тесты «на применение». Используются при определении межпредметных компетентностей.
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание». По этому принципу построены  многие олимпиадные задания.
2. Рейтинговая модель. Основное отличие рейтинговой оценки от традиционной заключается в отсутствии негативной составляющей, т.е. все баллы считаются положительными, любой балл суммируется с предыдущими, а общая сумма определяет степень продвижения студента по лестнице успеха.
3.Мониторинговая модель. Создание «портфолио». Наблюдение за работой, описание особенностей поведения подростка. В ней фиксируется не только эффективность выполнения учебных заданий, но и то, какие качества личности и какие умения при этом развивались, и насколько они сформировались. Преимущество мониторинга в том, что вместо цифровой оценки (или вместе с цифровой оценкой) преподаватель в любой момент может обрисовать психологический портрет студента, предложить ему различные конструктивные модели его личностного роста.
Анализ уровня сформированности компетенции.

Оцениваемый параметр (компонент)

Уровень сформированности

Коммуникативная компетенция

1

Способность слушать, выделять главное в речи и тексте

 

2

Способность выстроить план выступления

 

3

…………  и т.д.

 

 

2 - компонент ярко выражен
1 – компонент имеет место быть
0 – компонент не сформирован

5. Заключительная часть.
Подведение итогов. Благодарность за плодотворную работу.

Рефлексия:
- Понравилось ли Вам занятие? Если да, то чем именно, если нет тоже.
- Как Вам работалось в группе?
- Узнали ли Вы что-то новое, важное, интересное?
- Какие пожелания, рекомендации у Вас есть?

 

Приложение №1

Ключевые компетенции – система универсальных знаний, умений, навыков, качества и способности, обеспечивающие выпускникам конкурентоспособность и успешную адаптацию на рынке труда.

Что студент-работник должен знать:

- необходимые знания для своей профессиональной деятельности;

Что студент-работник должен уметь делать:

- общаться с другими людьми;

- работать с коллегами и в команде;

- применять и использовать вычисления;

- решать проблемы;

- принимать самостоятельное решение;

- использовать информационные технологии.

Каким студент-работник должен быть:

- адаптивным (приспособленным);

- творческим;

- уверенным в себе в ситуации неопределенности;

- мотивированным;

- этичным;

- нацеленным на успех.

 

Технологическая компетентность:

- готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей;

- готовность к пониманию инструкций, описания технологии, алгоритма деятельности;

- четкое соблюдение технологии деятельности;

- освоение и грамотное применение новых технологий.

 

Готовность к разрешению проблем:

- умение планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения;

- оценивать результаты своей деятельности и принимать ответственное решение в той или иной ситуации, обеспечивать своими действиями его воплощение в жизнь.

 

Готовность к самообразованию:

- способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности.

- осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях;

- самостоятельно осваивать знания и умения для решения поставленной задачи.

 

Готовность к использованию информационных ресурсов:

- способность использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности;

- способность критически осмысливать информацию и делать аргументированные выводы.

 

Готовность  к социальному взаимодействию:

- умение соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп;

- умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу, что позволяет использовать ресурсы других людей для решения задач.

 

Коммуникативная компетентность:

- готовность получать в диалоге необходимую информацию;

- представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном  выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.

 

Приложение № 2

Ключевые компетенции:

1. Ценностно-смысловая компетенция (мировоззрение, ценностные ориентиры учащегося, механизмы самоопределения в различных ситуациях).

Компоненты:

· способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем;

· умение формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;

· способность осознавать свою роль и предназначение;

· умение владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций,

· умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

  • умение осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

От этих умений зависит программа жизнедеятельности  студента в целом.

 

2. Общекультурная компетенция означает круг вопросов, по отношению к которым обучающийся должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности.

Компоненты:

· познание и владение опытом деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;

· знание духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, отдельных народов;

· знание культурологических основ семейных, общественных традиций;

· знание роли науки и религии в жизни человека, их влияние на мир;

 

3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций обучающигося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Студент овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Компоненты:

·  умение формулировать цель, делить цель на ряд последовательных задач; подбирать альтернативные пути и средства решения задач для достижения цели;

  • умение организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
  • умение выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
  •  иметь опыт восприятия картины мира.

 

4. Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности студентов по отношению к информации, содержащейся в учебных дисциплинах, профессиональных модулях и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Компоненты:

  • умение владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;

· умение самостоятельно вести поиск, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

· умение использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации;

· владение навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, факса, принтера, модема;

·  владение современными информационными и телекоммуникационными технологиями для решения учебных задач, пониманием их применения, слабых и сильных сторон;

· умение ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое, иметь способность к критическому суждению в отношении информации, распространяемой СМИ.

 

5.Коммуникативная компетенция включает знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

         Компоненты:

  • способность представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
  • владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);

· умение вступать в контакт с любым типом собеседника (по возрасту, статусу, степени близости и знакомству и т.д.), учитывая его особенности;

· умение слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;

· умение высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать  собственное мнение;

· умение поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального общения;

· владение способами совместной деятельности в группе, приемами действия в ситуациях общения, умениями искать и находить компромиссы;

·  умение грамотно разрешать конфликты в общении.

 

6. Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности.

Компоненты:

  • владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
  • способность определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
  • владение знаниями о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
  • умение действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
  • владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.

 

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Компоненты:

  •  иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);
  •  знание и применение правил поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
  •  умение позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

· знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа;

  •  знание и применение правил личной гигиены, умение заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владение способами оказания первой медицинской помощи;
  •  владение элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
  •  иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
  •  умение подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
     

 

 

Исследовательские компетенции:

 

1. Разработка проекта:

• определение объекта и предмета исследования;

• постановка целей, формулирование задач и гипотез;

• описание материалов и методов исследования;

• выявление и постановка проблемы;

• описание планируемого результата.

2. Исследовательский процесс:

• сбор данных (накопление фактов);

• работа с первоисточниками;

• использование компьютера для поиска информации;

• работа со словарями, энциклопедиями, справочниками;

• анализ и синтез информации;

• проверка гипотез;

• построение обобщений и выводов;

• решение задач творческого и поискового характера;

• постановка опытов и проведение экспериментов.

3. Защита исследовательского проекта

 

Речевые компетенции:

 

• задавать вопросы и отвечать на них;

• логично излагать свои мысли;

• аргументировать свою позицию, точку зрения, мнение;

• пользоваться официально-деловым стилем речи (писать заявления, доверенности, составлять договоры и т.д.);

• пользоваться научным стилем речи (писать рефераты, тезисы, аннотации);

• пользоваться художественным стилем (писать сочинения);

• вести конспект (книги, лекции);

• редактировать текст.

 

Мыслительные компетенции:

1. Умение анализировать:

• выделять главное;

• сравнивать;

• сопоставлять;

• проводить диалектическое исследование (видеть плюсы и минусы).

2. Умение обобщать:

• определять теоретическое значение;

• определять практическое значение;

• делать выводы.

3. Умение систематизировать:

• строить графики и таблицы;

• классифицировать.

4. Умение абстрагировать:

• отвлекаться от частных свойств предметов и явлений;

• выделять существенные признаки.

5. Умение синтезировать:

• исследовать явление в целостности;

• исследовать взаимные связи частей.

 

 

Приложение 3

Компетенция

Формируемый компонент

Метод формирования

Прием формирования

Виды занятий

 

Коммуникативная компетенция

Способность выделять главное в речи и тексте.

Способность ставить вопросы и давать ответы, четко выражать мысли.

Способность сделать правильный выбор.

Исследовательский метод

Работа с учебником, справочной литературой, самоанализ текста, поиск общего вывода;

Формулирование вопросов по теме и их постановка;

Подбор доказательств по выводам;

Устное и письменное оформление результатов.

 

 

Приложение 4

Компоненты

Методы

Приемы

Виды занятий

1

умение владеть навыками работы с различными источниками информации;

 

 

 

2

умение анализировать, систематизировать,  отбирать необходимую информацию, обобщать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

 

 

 

3

умение использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации;

 

 

 

4

владение современными информационными и телекоммуникационными технологиями для решения учебных задач, понимание их применения, слабых и сильных сторон;

 

 

 

5

умение ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое, иметь способность к критическому суждению в отношении информации, распространяемой СМИ.

 

 

 

 





Авторские публикации

Все работы

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов МДК 02.01 Проведение сестринского ухода в терапии

Викторина по математике

Росметод 2020