8 800 550 81 19

Главная - СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Задания и методические рекомендации к контрольным работам по дисциплине "Стилистика научного текста" для студентов всех форм обучения специальности 050501.65
Конкурсная работа "Задания и методические рекомендации к контрольным работам по дисциплине "Стилистика научного текста" для студентов всех форм обучения специальности 050501.65"
Дата размещения 22.11.2014
Название работы: "Задания и методические рекомендации к контрольным работам по дисциплине "Стилистика научного текста" для студентов всех форм обучения специальности 050501.65"
Ключевые слова:

286
0
NAN

Федеральное агентство по  образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт лингвистики

Кафедра русского и иностранного языков

 

 

 

Задания и  методические рекомендации

к контрольным работам

по дисциплине

 «Стилистика научного текста»

 

для студентов всех форм обучения специальности 050501.65 Профессиональное обучение (по отраслям): «Машиностроение и технологическое оборудование» (030500.08), «Металлургические производства» (030500.09), «Строительство, монтажные и ремонтно-строительные технологии» (030500.14), «Автомобили и автомобильное хозяйство» (030500.15)

 

 

 

 

Екатеринбург

2014

 

Задания и методические рекомендации к контрольным работам по дисциплине «Стилистика научного текста» для студентов всех форм обучения специальности 050501.65 Профессиональное обучение (по отраслям): «Машиностроение и технологическое оборудование» (030500.08), «Металлургические производства» (030500.09), «Строительство, монтажные и ремонтно-строительные технологии» (030500.14), «Автомобили и автомобильное хозяйство» (030500.15) / Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»,  2014.  44с.

 

Составитель: ст. преподаватель М.В. Стурикова

 

Рецензент: доцент, канд. фил. наук А.В. Щетинина

 

         Данные методические рекомендации к контрольным работам по дисциплине «Стилистика научного текста» содержат практические задания  и методические указания по их выполнению.

 

Одобрены на заседании кафедры русского и иностранного языков РГППУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© ГОУ ВПО «Российский  государственный 

                                             профессионально-педагогический

                                             университет», 2014

Введение

Стилистка научного текста – одна из коммуникативных дисциплин, которая преподается в профессиональном вузе. Перед студентами стоит серьезная задача, которая заключается в развитии коммуникативной компетенции на дисциплине «Стилистика научного текста». В результате освоения дисциплины студент должен уметь анализировать чужой научный текст и создавать свой: устный доклад по теме исследования, научную статью для сборника, реферат, курсовую или дипломную работу, а также задавать вопросы по теме или проблеме, вести научную дискуссию и др. Целью курса является развитие у студентов умений и навыков эффективного речевого поведения в научной и профессиональной сферах.

Контрольные работы включают 3 варианта, в каждом из которых одно теоретическое задание и 18 - практических. Прежде, чем приступить к выполнению этих заданий, необходимо изучить методические рекомендации, по их выполнению. Выбор варианта задания зависит от  последней цифры зачетной книжки студента. Если последняя цифра 1, 2, 3, 4, – студенту необходимо выполнить 1 вариант контрольной работы; 5, 6, 7, - 2 вариант; 8, 9, 10, - 3 вариант.

Задания по предмету помогут расширить знания студентов по следующим темам: «Общая характеристика научного стиля», «Основные содержательные единицы научной речи», «Языковые особенности лексики научного стиля», «Особенности грамматики в научном стиле», «Орфография и пунктуация», «Чтение научного текста. Составление конспекта», «Виды работы с первичным текстом: составление плана», «Оформление справочно-научного аппарата», «Вторичные жанры научного текста: аннотация, реферат», «Первичные жанры: курсовая работа, дипломная работ», «Устное научное выступление», «Научная полемика».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы

Образец выполнения контрольной работы

 

I Теоретическое задание

Необходимо дать полный ответ на теоретический вопрос, объем ответа – 1-1,5 стр.

 

II Практические задания

1. Общая характеристика научного стиля

Задание 1. Установите соответствие…

Ответ: 1Б, 2Г, 3В и т.д.

 

Задание 2. Прочитайте текст. Докажите его принадлежность к научному стилю. Выделите лексические, морфологические и синтаксические средства, присущие научной речи.

Ответ: Данный текст относится к научному стилю, потому что в нем используются: термины (привести примеры из текста); абстрактные существительные, не являющиеся терминами: (привести примеры из текста); отглагольные существительные: (привести примеры из текста); причастный оборот: (привести пример из текста); вводные слова или словосочетания: (привести примеры из текста); цепочки слов в родительном падеже: (привести примеры из текста).

Лексический уровень

– узкоспециальная терминология (специфические термины данной науки), например, процессор, карбюратор, карданный вал и т.п.;

– общенаучная лексика (термины, употребляющиеся в разных  областях науки), например, фактор, цель, эксперимент и т.п.;

– абстрактные существительные (не являющиеся терминами), например, возможность, обстоятельство, интерес и т.п.

Морфологический уровень

– глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени (отвечают на вопросы:  что делаем? что делаете? что делает? что делают?), например, восстанавливаем, решаем, использует, объясняют и т.п.;

– глаголы в страдательной форме (глаголы с – СЯ), например, используются, усложняются, рассматриваются и т.п.;

– отглагольные существительные (слова отвечают на вопросы: кто? что? –  и образованы от глаголов), например, расширение, усложнение, описание и т.п.;

– причастия (слова отвечают на вопрос какой? и называют признак по совершаемому действию), например, находящийся, решаемый, рассмотренный и т.п.);

– деепричастия (слова отвечают на вопросы: что делая? что сделав? – и обозначают дополнительное действие), например,  изучая, уменьшая, характеризуя и т.п.

Синтаксический уровень

– авторское «МЫ» (личная конструкция: мы + глагол в личной форме, автор (о себе) + глагол в личной форме;  безличная конструкция, страдательная конструкция), например, Далее мы представим классификацию затрат; Автор занимается данной проблемой долгое время (личные формы); На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод (безличная форма); В процессе проведения анализа принимаются следующие допущения (страдательная форма);

– сложные предложения с союзным словом который (в такой конструкции не меньше двух основ (подлежащее + сказуемое), например, Статьи затрат, которые мы не можем учесть отдельно, будут отражены в статье «прочие затраты» (в данном предложении две основы: статьи будут отражены и мы не можем учесть);

– причастные и деепричастные обороты (причастия и деепричастия с зависимыми словами), например, затраты, связанные с работой подразделения; уровень можно определить, оценив возможные затраты;

– однородные члены предложения (слова отвечают на один вопрос и являются одним членом предложения), например, Интонация перечисления, пояснения и противопоставления оформляет речь в текстовое единство;

– цепочки слов в форме родительного падежа (существительные связаны вопросами родительного падежа: кого? чего?), например, В данной работе рассматриваются проблемы доказательства (р.п.)  вины (р.п.) предполагаемого загрязнителя (р.п.) и установления (р.п.) причинной связи (р.п.) между фактом экологического воздействия и ущербом;

– вводные слова и словосочетания (слова, грамматически не связанные с другими членами предложения), например, во-первых, таким образом, конечно и т.п.

 

Задание 3. Определите подстиль и жанр следующих текстовых фрагментов:

1. Напряжения и деформации при кручении стержней кругового поперечного сечения.

Кручением называется такой вид деформации, при котором в поперечном сечении стержня возникает лишь один силовой фактор — крутящий момент Мz. Крутящий момент по определению равен сумме моментов внутренних сил относительно продольной оси стержня Oz. Нормальные силы, параллельные оси Oz, вклада в крутящий момент не вносят. С силами, лежащими в плоскости поперечного сечения стержня (интенсивности этих сил — касательные напряжения и ) Мz связывает вытекающее из его определения уравнение равновесия статики (рис. 1)

2. Циркуляция - (от лат. circulatio круговращение) 1) Круговорот, круговращение, напр. циркуляция атмосферы, циркуляция крови. 2) Движение жидкости или газа по замкнутой траектории, напр. воды и пароводяной смеси по трубам парового котла. 3) Траектория перемещения центра масс судна во время поворота (одна из характеристик мореходных качеств судна).

Ответ: 1. Научно-учебный, учебник

               2. Научно-справочный, словарь

 

2. Основные содержательные единицы научной речи

Задание 4. Прочитайте статью, выделите в ней идентификационные признаки научных понятий: «жидкое топливо», «нефть». Составьте на их основании квалификационную и ситуативную дефиницию к каждому термину.

К жидкому топливу относятся нефтепродукты, производящиеся путем перегонки сырой нефти; креозот, являющийся продуктом низкотемпературного коксования и возгонки угля; синтетические масла, образующиеся в результате сжижения угля; прочие виды жидкого топлива, например, производящиеся из растений (картофель, рапс и т.д.) Нефть образовалось миллионы лет назад в осадочных породах из останков животных и растений в результате воздействия высоких температур и частично бактерий. Сырая нефть обычно добывается путем бурения.  С точки зрения химического состава природная нефть представляет собой смесь различных углеводородов (парафин, олефин, ароматический углеводород и т.д.). Она обрабатывается посредством фракционной перегонки (с выделением отходов перегонки) до получения легкой, средней и тяжелой фракций  нефти или подвергается процессу крекинга, при котором более крупные молекулы углеводорода разделяются на более мелкие части при нагревании под давлением. Легкая фракция нефти, в особенности бензин, состоит преимущественно из парафина и ограниченного количества углеводородов. Средняя фракция нефти подразделяется на бензин и газойль.

Ответ: 1. Жидкое топливо

Квалификационная дефиниция: Жидкое топливо - нефтепродукты, производящиеся путем перегонки сырой нефти с целью дальнейшего использования на производстве или в быту.

Ситуативная дефиниция: К жидкому топливу относятся нефтепродукты, производящиеся путем перегонки сырой нефти; креозот, являющийся продуктом низкотемпературного коксования и возгонки угля; синтетические масла, образующиеся в результате сжижения угля; прочие виды жидкого топлива, например, производящиеся из растений (картофель, рапс и т.д.)

2. Нефть

Квалификационная дефиниция:  Нефть — горючая маслянистая жидкость, являющаяся смесью углеводородов, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли; в настоящее время одно из важнейших для человечества полезных ископаемых.

Ситуативная дефиниция: Нефть образовалось миллионы лет назад в осадочных породах из останков животных и растений в результате воздействия высоких температур и частично бактерий. Сырая нефть обычно добывается путем бурения.  С точки зрения химического состава природная нефть представляет собой смесь различных углеводородов (парафин, олефин, ароматический углеводород и т.д.).

 

3. Языковые особенности лексики научного стиля

Задание 5. Найдите в предложениях лексические ошибки и исправьте их, запишите исправленный вариант.

1. Другое исследование касалось информативных потоков в большом городе 2. Конечно, способный и талантливый человек может преодолеть ограниченность своего начального образования, если его назначили руководителем.  3. Существуют приборы, автоматически вырубающие электрооборудование, когда оно не используется.

Ответ: 1. Другое исследование касалось информационных потоков в большом городе. 2. Конечно, способный и талантливый человек может преодолеть ограниченность своего базового образования, если его назначили руководителем. 3. Существуют приборы, автоматически отключающие электрооборудование, когда оно не используется

 

Задание 6. Запишите значения фразеологизмов научного стиля, составьте с каждым из них по одному  предложению.

Ответ: Точка опоры – это место, на которое можно встать, твёрдо опереться; то, что поддерживает или удерживает что-нибудь в постоянном положении, на что опирается что-нибудь, кто-нибудь. Пример: Я не мог найти точку опоры, поэтому потерял равновесие и упал.

 

4. Особенности грамматики в научном стиле     

Задание 7. Образуйте формы именительного и родительного падежа множественного числа. Расставьте ударение в образованных формах слов.

См. образец выполнения задания в тексте контрольной работы.

 

Образуйте от глаголов деепричастия (если это возможно), сохраняя вид. Определите, от каких глаголов нельзя образовать деепричастия.

Образец: (что делать?) конструировать – (что делая?) конструируя; (что сделать?) запустить – (что сделав?) запустив; (что сделать?) остаться –  (что сделав?) оставшись; (что сделать?).

От глаголов беречь, вить, тонуть, плясать и др. деепричастия не образуются.

 

Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Образец: Двести пятьдесят четыре

Родительный (кого? чего?) – двухсот пятидесяти четырех.

Дательный (кому? чему?) – двумстам пятидесяти четырем.

Творительный (кем? чем?) – двумястами пятьюдесятью четырьмя.                 

 

Задание 8. Составьте с существительными словосочетания

См. образец выполнения задания в тексте контрольной работы.

 

Задание 9. Найдите в предложениях грамматические ошибки и исправьте их.

1. В связи с этим можно утверждать, что руководители, имеющие гуманитарное образование, более увереннее чувствуют себя в управлении. 2. В данном разделе исследуется деятельность негосударственных вузов по повышению качества образовательных услуг, обучаемых программ, используемых инноваций на примере конкретных учебных заведений. 3. Уже сегодня можно представить о некоторых промежуточных результатах.

Ответ: 1. В связи с этим можно утверждать, что руководители, имеющие гуманитарное образование, более уверенно чувствуют себя в управлении. 2. В данном разделе исследуется деятельность негосударственных вузов по повышению качества образовательных услуг, обучающих программ, используемых инноваций на примере конкретных учебных заведений. 3. Уже сегодня можно представить некоторые промежуточные результаты.

 

5. Орфография и пунктуация

Задание 10. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Пом(а,о)гают эк(а,о)номить электричество (свето)регуляторы (диммеры). Эти устройства ставя(ть,т)ся вместо обычного выключателя и регулируют ярк(а,о)сть света ламп. Когда Вы читаете обеда(и,е)те отдыха(и,е)те или развл(и,е)каетесь уровень осв(и,е)щения должен соответствовать каждому из этих занятий.

Ответ: Помогают экономить электричество светорегуляторы (диммеры). Эти устройства ставятся вместо обычного выключателя и регулируют яркость света ламп. Когда Вы читаете, обедаете, отдыхаете или развлекаетесь, уровень освещения должен соответствовать каждому из этих занятий.

 

6.  Чтение научного текста

Задание 11. Определите тему и основную мысль фрагмента книги М.И. Беляева «Периодическая система эволюции физических величин».

Под понятием физической величины подразумевают качественную характеристику того или иного из множества физических объектов или явлений материального мира, существующую само по себе (время или пространство) или встречающуюся во множестве объектов и явлений, обладающую способностью к количественной определенности.

Качественная определенность физической величины выражается посредством ее закономерной связи с другими физическими величинами. Количественная определенность физической величины устанавливается путем соотнесения ее с однородной величиной, принимаемой за единицу измерения данной величины.

Единицы измерения физических величин принимаются произволь­но лишь для ограниченного числа физических величин, которые устанавливаются в разных системах разными, но называются основными для каждой конкретной системы.

Для остальных физических величин (в каждой конкретной системе называемых производными) единицы измерения устанавливаются строго определенным образом, исходя из выявленных природных закономерностей. Поэтому любая производная физическая величина имеет строго определенную единицу измерения (и размерность), определяемые закономерной связью с единицами измерения и размером физических величин, выбранных основными.

Отмечая произвольный выбор исходных единиц измерения для основных величин во всех системах, мы не проявляем особого беспокойства, так как значения физических величин остаются неизменными из-за соответствующих изменений их числовых значений. Однако то, что в разных системах измерений определяющие уравнения и уравнения связи для ряда производных физических величин формулируются по-своему, вызывает беспокойство и недоумение.

Ответ:

Тема: Физическая величина

Основная мысль: Под понятием физической величины подразумевают качественную характеристику физических объектов или явлений материального мира, выраженную посредством ее закономерной связи с другими физическими величинами.

 

7. Виды работы с первичным текстом: составление плана

Задание 12. Составьте вопросный, назывной, тезисный планы предлагаемой выше статьи М.И. Беляева «Периодическая система эволюции физических величин».

Ответ: Вопросный план

1. Что вкладывается в понятие физической величины?

 2. Как выражается качественная и количественная определенность физической величины?

3. Как принимаются единицы измерения физических величин для ограниченного числа физических величин?

4. Как принимаются единицы измерения физических величин для остальных физических величин?

5. Вызывает ли беспокойство факт, что существует произвольный выбор исходных единиц измерения для основных величин во всех системах?

Назывной план

1. Определение понятия физической величины.

2. Выражение качественной и количественной определенности физической величины.

3. Единицы измерения физических величин для ограниченного числа физических величин.

4. Единицы измерения физических величин для остальных физических величин.

5. Последствия произвольного выбора исходных единиц измерения для основных величин во всех системах.

Тезисный план

1. Под понятием физической величины подразумевают качественную характеристику объектов или явлений материального мира.

2. Качественная физическая величина выражается посредством ее закономерной связи с другими физическими величинами, количественная устанавливается путем соотнесения ее с однородной величиной, принимаемой за единицу измерения данной величины.

3. Единицы измерения физических величин принимаются произволь­но для ограниченного числа физических величин.

4. Для остальных физических величин единицы измерения устанавливаются строго определенным образом.

5. Значения физических величин остаются неизменными из-за соответствующих изменений их числовых значений.

 

8. Оформление справочно-научного аппарата

Задание 13. Найдите ошибки в оформлении справочно-научного аппарата и исправьте их. Запишите правильный вариант.

1. Н.И. Данилов, А.И. Евпланов и др. Энергосбережение: Введение в проблему [Текст]: учебное пособие для учащихся общеобразовательных и средних профессиональных учреждений / Н.И Данилов, А.И. Евпланов и др. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2001. 208с.

2. Е. И. Боброва «Автоматизированные информационные технологии в деятельности вузовских библиотек (на примере методического объединения Западно–Сибирского региона)» // Информатика и образование, 2007,  № 5, С. 114–116.

Ответ:

1. Данилов, Н.И. Энергосбережение: Введение в проблему [Текст]:  учебное пособие для учащихся общеобразовательных и средних профессиональных учреждений / Н.И Данилов, А.И. Евпланов и др. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2001. – 208с.

2. Боброва Е. И. Автоматизированные информационные технологии в деятельности вузовских библиотек (на примере методического объединения Западно–Сибирского региона) // Информатика и образование. 2007. № 5. С. 114–116.

 

9. Вторичные жанры научного текста: аннотация, реферат

Задание 14. Напишите аннотацию к статье М.И. Беляева «Периодическая система эволюции физических величин» с использованием речевых клише: «Статья посвящена…», «Автор затрагивает проблемы», «Статья предназначена для…» и др.

Ответ: Статья посвящена определению понятия физической величины, под которым подразумевается качественная характеристика физического объекта или явления материального мира. Автор затрагивает проблемы качественной и количественной определенности физической величины, особая роль при этом отводится единицам измерения физических величин. Статья предназначена специалистам в области метрологии.

 

Задание 15. Составьте монографический реферат (150 – 300 слов) по статье М.И. Беляева «Периодическая система эволюции физических величин».  

Ответ: Книга М.И. Беляева «Метрология» была опубликована в … году.

Книга посвящена…

Во введении авторы пишут, что…

Авторы приводят доказательства справедливости своей точки зрения. Авторы считают, что…

На протяжении всей статьи авторы анализируют вопрос о…

Авторы приходят к выводу, что…

Оценивая работу в целом, можно утверждать, что точка зрения, высказанная ученым, интересна и заслуживает внимания.

 

10. Первичные жанры: курсовая работа, дипломная работа

Задание 16. Найдите ошибки во введении к курсовой работе, исправьте их и запишите исправленный вариант.

Новшество результатов исследования состоит в том, что в дипломной работе я разработала показатели для оценивания энергосбережения в нефтяном хозяйстве с использованием программно- целевого подхода. Это позволяет на стадиях обоснования и внедрения программ на предприятиях нефтедобычи рационально формировать комплекс энергосберегающих мероприятий с учетом ограниченности финансовых ресурсов. В соответствии с поставленными задачами я  получила такие научные результаты:  предложила классификацию объектов, экономических результатов энергосбережения и средств их достижения, представила систему показателей эффективности энергосбережения в нефтяном хозяйстве;  определила особенности программно-целевого планирования энергосбережения на предприятии нефтедобычи.

Ответ: Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в дипломной работе разработана система показателей оценки эффективности энергосбережения в нефтяном хозяйстве с использованием программно- целевого подхода, что позволяет на стадиях обоснования и внедрения программ энергосбережения на предприятиях нефтедобычи рационально формировать комплекс энергосберегающих мероприятий с учетом ограниченности финансовых ресурсов. В соответствии с поставленными задачами нами  получены следующие научные результаты:

1) предложена классификация объектов, экономических результатов энергосбережения и средств их достижения, представлена и всесторонне обоснована система показателей эффективности энергосбережения в нефтяном хозяйстве;

2) определены особенности программно-целевого планирования энергосбережения на предприятии нефтедобычи.

 

11. Устное научное выступление. Научная полемика

Задание 17. Расставьте ударения в словах. Отметьте, какая норма действует в каждом случае (обязательная или вариантная). При выполнении задания используйте словарь.

Ответ: ВключИт (обязательная), звонИт (обязательная).

Задание 18. Сформулируйте и запишите не менее двух аргументов и примеров в защиту или опровержение тезиса «Владение коммуникативной компетенцией играет важную роль в становлении личности».

Ответ: Аргументы за: 1. Человек с развитой коммуникативной компетенцией хорошо социализирован в обществе.

2. Добивается высоких результатов как профессионал, быстро  делает карьеру.

3. Имеет много друзей.

 Аргументы против: 1. Социализация личности в обществе зависит прежде всего от человеческих качеств, таких как доброта, порядочность, честность и т.д., и профессиональных, а не от коммуникативных.

2. В специальностях типа «человек – машина», человек – природа», «человек – искусство» можно добиться высоких результатов и не владея коммуникативной компетенцией.

3. Достаточно иметь одного друга, но верного и преданного, а для этого нет необходимости владеть коммуникативной компетенцией.

 


 

ВАРИАНТ 1

I Теоретическое задание

Стили современного русского литературного языка.

 

II Практические задания

1. Общая характеристика научного стиля

Задание 1. Установите соответствие между стилем и его языковой функцией.

Стиль

Языковая функция

 

1) Разговорный

А) Воздействовать на читателя, передать чувства и мысли автора, его переживания.

2) Официально-деловой

Б) Служит для повседневного общения, когда человек делится своими чувствами или мыслями с окружающими в неофициальной обстановке.

3) Научный

В) Служит для информирования людей в средствах массовой информации.

4) Художественный

Г) Сообщение информации, фактов и доказательство их истинности.

5) Публицистический

Д) Используется для информирования людей в официальной обстановке.

 

Задание 2. Прочитайте текст. Докажите его принадлежность к научному стилю. Выделите лексические, морфологические и синтаксические средства, присущие научной речи.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горношахтного, крупноэнергетического, подъемно-транспортного оборудования, кузнечно-прессовых машин, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Тяжелое машиностроение ориентируется на сырьевую базу и районы потребления. Например, производство металлургического и горношахтного оборудования размещается, как правило, вблизи металлургических баз и в районах потребления готовой продукции. Центры тяжелого машиностроения сформировались на Урале ("Уралмаш" в Екатеринбурге), Сибири ("Сибтяжмаш" в Красноярске).

Размещение отраслей тяжелого машиностроения обусловлено тем, что для предприятий тяжелого машиностроения характерны производства, связанные с отливкой, механической обработкой и сборкой крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов, целых секций. Одной из важнейших отраслей тяжелого машиностроения является производство оборудования для металлургической промышленности. Предприятия этого профиля специализируются на изготовлении экскаваторов для добычи руды, агломерационных машин, оборудования для доменного сталеплавильного и литейного производства. Большая металлоемкость продукции этих производств, сложность транспортировки обусловили размещение этих предприятий вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: Екатеринбург, Орск, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре.

 

Задание 3. Определите подстиль и жанр следующих текстовых фрагментов:

1. На карте России за последние годы появилось несколько десятков новых предприятий, занятых сборкой автомобилей зарубежных марок по закупленным технологиям и на чужом оборудовании. Их число, несомненно, будет расти. Но крупномодульная сборка — относительно несложный процесс, не требующий серьезного инженерного обеспечения и не позволяющий сократить ни технологическое отставание нашей промышленности, ни решить проблему занятости населения.

2. Степанов С.Т., Евдокушин С.П. Автомобильные кондиционеры. Эксплуатация. Диагностика. Заправка. Ремонт. Москва: Лигион-Автодата. 2005. 18 с.

В руководстве даются способы искусственного охлаждения воздуха в салоне автомобиля, устройство и принцип работы автомобильного кондиционера. Руководство содержит подробные сведения об оборудовании, используемом при диагностике, заправке и ремонте систем автомобильного кондиционера, а также пошаговое описание процедур по обслуживанию и ремонту автомобильного кондиционера. Приведены способы диагностики работоспособности автомобильного кондиционера. Книга предназначена для работников станций технического обслуживания автомобилей, автовладельцев и лиц, интересующихся принципами работы автомобильных кондиционеров.

 

2. Основные содержательные единицы научной речи

Задание 4. Прочитайте статью, выделите в ней идентификационные признаки научных понятий: «автомобильный парк», «легковой автомобиль». Составьте на их основании квалификационную и ситуативную дефиниции к каждому термину.

Большая насыщенность автомобильного парка и связанные с этим проблемы загруженности дорог, особенно в "часы пик", вносят значительный дискомфорт в жизнедеятельность населения больших городов. Известно, что, например, каждый московский легковой автомобиль перевозит в среднем 1,6 человека, а если его длину (при том же среднем показателе) уменьшить хотя бы на 0,5 м, то освободится полоса дороги длиной 500 км. Не меньше сложностей и с местами парковок: они не справляются с постоянно увеличивающейся автомобилизацией горожан.

 

3. Языковые особенности лексики научного стиля

Задание 5. Найдите в предложениях лексические ошибки и исправьте их, запишите исправленный вариант.

1. Резкий всплеск производства биотоплива требует больших территорий для посева растений. 2. Система проверялась на стойкость к воздействию больших и маленьких температур, электромагнитных помех. 3. Товарное производство предоставляет собой определенную организацию общественного производства, при которой экономические отношения между людьми проявляются через рынок. 4. Другое исследование касалось информативных потоков в большом городе. 5. Существуют приборы, автоматически вырубающие электрооборудование, когда оно не используется.

 

Задание 6. Запишите значения фразеологизмов научного стиля, составьте с каждым из них по одному  предложению.

Рациональное зерно, найти ключ к проблеме, центр тяжести, наклонная плоскость, десятичная дробь, точка кипения, магнитная буря, демографический взрыв.

                                 

4. Особенности грамматики в научном стиле     

Задание 7. Образуйте формы именительного и родительного падежа множественного числа. Расставьте ударение в образованных формах слов. Образец: инженер – (кто?) инженЕры, (кого?) инженЕров.

Грифель, дагестанец, директор, диспетчер, договор, кабель, казах, клапан, конструктор, тормоз.

 

Задание 8. Составьте с существительными словосочетания по образцу: молодой подмастерье (существительное + прилагательное).

Автомобиль-цистерна, алиби, ВВС, вечер-встреча, виски, вуаль, Гоби, горе-водитель, доцент, ДТП, кафе-закусочная, импресарио, кенгуру, кресло-кровать, круиз-контроль, мафиози, монпасье, НЛО, Онтарио, пенсне, рандеву, рантье, родео, салями, сирокко, табу, тюль, фланель, ФСБ, цунами.

 

Задание 9. Найдите в предложениях грамматические ошибки и исправьте их.

1. Газовое топливо более дешевле бензина, экологически чище и увеличивает срок службы автомобиля. 2. Дополнительными достоинствами гибридных автомобилей являются экологическая чистота и что возможно редко заправлять бак, а недостатками — высокая цена и что проблема утилизации аккумуляторов. 3. Из России было вывезено более двести тридцать три миллиона тонн сырой нефти.

 

5. Орфография и пунктуация

Задание 10. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

(Ремонто)пригодность одно из основных потр(и,е)бительских свойств военной автом(а,о)бильной техники от нее во многом зависит решение боевых задач войсками. Однако (а,о)нализ показывает что при со(с,з)дании новых образцов ВАТ конструкторы и т(и,е)хнологи к сожалению не всегда руководствую(т,ть)ся (осново)пол(о,а)гающими принципами разр(о,а)ботки (ремонто)пр(и,е)годных конструкций. В частности такими как об(и,е)спечение блочности (модульности) (о,а)грегатов и элементов систем, членимости и ра(с,з)крыва(и,е)мости изделия, необх(а,о)димой доступности легкос(ь,ъ)емности и (взаимо)заменяемости сборо(ч,чь)ных ед(е,и)ниц, простота и удобство поиска отказов и повр(и,е)ждений, а также в(а,о)зможность быстрой и надежной проверки (работо)сп(а,о)собности (о,а)грегатов и систем в пол(и,е)вых условиях.

(Х.Х. Латыфов. Требования к ремонтопригодности военной автомобильной техники. Журнал «Автомобильная промышленность». 2007. - №11).

 

6.  Чтение научного текста

Задание 11. Определите тему и основную мысль статьи В.В.  Сидоренко «Повышение сопротивления усталости деталей транспортных средств деформационным упрочнением статико-импульсной обработкой».

 

Повышение сопротивления усталости деталей транспортных средств деформационным упрочнением статико-импульсной обработкой

Выход из строя большого числа деталей транспортных средств связан с усталостью материала детали, возникающей в условиях циклического нагружения. Усталостное разрушение детали связано с зарождением и развитием усталостных трещин, которое может происходить в глубоких слоях поверхности.

На сопротивление усталости материала деталей машин особое влияние оказывает ряд факторов: шероховатость поверхности, параметры внутренних остаточных напряжений, глубина упрочненного слоя и твердость.

Для повышения сопротивления усталости деталей широко используются методы поверхностного пластического деформирования, так как данные методы обработки положительно влияют на все вышеуказанные факторы, в отличие от иных видов обработки.

Поверхностное пластическое деформирование обеспечивает формирование в упрочняемом поверхностном слое только сжимающих остаточных напряжений, которые могут достигать 1200 МПа. Микротвердость поверхности после поверхностного пластического деформирования достигает 6500 Мпа. Особо важным достоинством ударного поверхностного пластического деформирования является возможность получения упрочнѐнной поверхности на глубину до 30 мм с формированием сжимающих остаточных напряжений и плавным переходом от упрочненной поверхности к неупрочненной сердцевине детали, что свидетельствует о явном преимуществе и эффективности применения этого вида упрочняющей обработки для повышения сопротивления усталости материала деталей машин.

Наиболее прогрессивным и энергоэффективным методом поверхностного пластического деформирования является статико-импульсная обработка.

Статико-импульсная обработка заключается в предварительном статическом нагружении инструмента силой, имеющей постоянное значение в течение всего времени обработки, и периодическим импульсным нагружением. Инструмент монтируется на статически нагруженном волноводе. Энергия импульсного воздействия формируется посредством удара бойка по волноводу и в виде волны сжатия сообщается в очаг деформации.

В процессе статико-импульсной обработки свойства поверхностного слоя формируются в результате пластической деформации металла под единичными отпечатками, полученными в основном под действием динамической составляющей силы деформирования. Помимо естественной зависимости от статической и динамической составляющей силы деформирования, а, следовательно, от энергии, амплитуды и длительности (формы) импульса параметры качества поверхностного слоя в немалой степени зависят от конфигурации и степени перекрытия единичных отпечатков.

Статико-импульсная обработка обладает всеми преимуществами ударных и статических методов поверхностного пластического деформирования, являясь при этом самым энергоэффективным из них, что достигается благодаря полному использованию энергии ударного импульса за счет предварительного статического поджатия (нагружения) деформирующего инструмента к обрабатываемой детали.

Таким образом, статико-импульсная обработка (СИО) является наиболее перспективным и энергоэффективным методом поверхностного пластического деформирования. СИО позволяет наиболее полно передавать энергию удара в нагружаемую среду, повышая КПД процесса до 30%, формирует в поверхностном слое детали глубиной до 30мм сжимающие остаточные напряжения до 1200МПа, повышая микротвердость поверхности до 6500МПа.

 

7. Виды работы с первичным текстом: составление плана

Задание 12. Составьте вопросный, назывной, тезисный планы статьи Сидоренко В.В.

 

8. Оформление справочно-научного аппарата

Задание 13. Найдите ошибки в оформлении справочно-научного аппарата и исправьте их. Запишите правильный вариант.

1. Н.И. Данилов, А.И. Евпланов и др. Энергосбережение: Введение в проблему [Текст]: учебное пособие для учащихся общеобразовательных и средних профессиональных учреждений / Н.И Данилов, А.И. Евпланов и др. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2001. 208с.

2. Е. И. Боброва «Автоматизированные информационные технологии в деятельности вузовских библиотек (на примере методического объединения Западно–Сибирского региона)» // Информатика и образование, 2007,  № 5, С. 114–116.

 

9. Вторичные жанры научного текста: аннотация, реферат

Задание 14. Напишите аннотацию к статье Сидоренко В.В. с использованием речевых клише: «Статья посвящена…», «Автор затрагивает проблемы», «Статья предназначена для…» и др.

Задание 15. Составьте монографический реферат (150 – 300 слов) по статье Сидоренко В.В. с использованием языковых клише: автор останавливается на вопросе…, он анализирует…, оценивая, он отмечает…, далее автор рассматривает…, при этом он отмечает…, самым серьезным последствием этого является…, отсюда автор делает вывод, что…, задача, по мнению автора, заключается в том, чтобы…, автор рассматривает…и др.

 

10. Первичные жанры: курсовая работа, дипломная работа

Задание 16. Найдите ошибки во введении к курсовой работе на тему «Инновационная сфера деятельности машиностроения», исправьте их и запишите исправленный вариант.

Введение

Цель моей курсовой работы: отразить процесс внедрения инноваций на предприятии машиностроения.

В настоящее время дефицит средств в финансировании нововведений, капиталоемкий характер большинства необходимых для производственной модернизации высоких технологий при недостаточной мощности накопления частных капиталов, слаборазвитый рынок капитала, пассивность частного сектора в отношении финансирования инноваций, а также требования технологической конкурентоспособности производств со стороны международных рынков диктуют необходимость финансовой поддержки инновационной деятельности на предприятиях, особенно в машиностроении.

Без достаточной финансовой поддержки инновационной деятельности в условиях обостренной международной конкуренции можно потерять научно-техническую, технологическую, экономическую и политическую составляющую общей национальной безопасности и независимости нашей страны. Поэтому в этих условиях, когда рынок и накопление частного капитала являются слаборазвитыми, финансовая поддержка инновационной деятельности и, прежде всего, государственная выдвигается на первый план.

Все вышеуказанные обстоятельства обусловили возрастание актуальности исследования процесса введения инноваций на предприятиях машиностроения.

Следует отметить, что до настоящего времени недостаточно исследованы вопросы повышения эффективности финансирования инновационной деятельности на предприятиях.

 

11. Устное научное выступление. Научная полемика

Задание 17. Расставьте ударения в словах. Отметьте, какая норма действует в каждом случае (обязательная или вариантная). При выполнении задания используйте словарь.

Краны, красивее, лифты, мастерски, меновая, микроволновый, минувший, навзничь, надолго, намерение, насквозь, насторожатся, начался, некролог, неумно, ножницами, обеспечение, обжиг, облегчить, обнаружение, одолжить, оптовый, осужденный, отжим, отключит, (среди) отраслей, отчасти, оцененный, пломбировать, положить.

 

Задание 18. Сформулируйте и запишите тезис к теме «Развитию каких отраслей машиностроительного комплекса - традиционных для России  или новейших – должно быть отдано предпочтение?», а также подберите не менее двух аргументов и примеров в защиту тезиса.

 

ВАРИАНТ 2

I Теоретическое задание

Подстили и жанры научного стиля.

 

II Практические задания

1. Общая характеристика научного стиля

Задание 1. Установите соответствие между подстилем научного стиля и жанрами:

Подстиль

Жанры                                                

1) Научно-популярный

А) Аннотации, информативные рефераты.

2) Научно-справочный

Б) Диссертации, научные статьи, доклады.

3) Учебно-научный

В) Словари, энциклопедии, справочники

4) Научно-информативный

Г) Лекции, статьи, очерки

5) Собственно научный

Д) Учебники, пособия, программы, лекции.

 

Задание 2. Прочитайте текст. Докажите его принадлежность к научному стилю. Выделите лексические, морфологические и синтаксические средства, присущие научной речи.

Валки являются основным инструментом прокатных станов. Работоспособность прокатных валков в значительной мере определяет не только качество и себестоимость продукции, но и производительность производства в целом. Таким образом, важнейшей задачей является обеспечение нормируемых показателей качества валков, в частности высокой износостойкости их рабочей поверхности.

Поверхностные дефекты на рабочих валках недопустимы, так как они дают отпечатки на прокатываемой поверхности; кроме того, поверхностные дефекты, развиваясь вглубь, способствуют разрушению валков. Однако гораздо сложнее обнаружить незаметные глазу внутренние дефекты, которые также снижают прочность валков, и приводят к браку.

По результатам статистического исследования в цехе ленты холодного проката ОАО ММКЗ за 2007-2008 гг. выяснили, что основной причиной выхода рабочих валков из строя является отслоение и выкрошка (96 %) [1]. Такого рода брак возникает из-за микротрещин, образующихся вдоль границы между закаленной поверхностью и мягкой сердцевиной валка.

Для своевременного обнаружения валков склонных к браку на ОАО ММКЗ было предложено использовать автоматизированную ультразвуковую установку диагностики валков на ранних этапах производства и эксплуатации [2].

В установке используется ультразвуковая плата PICUS 10, подключенная к персональному компьютеру модели IBM PC PIII1000. К этой плате подключен ультразвуковой преобразователь фирмы PANAMETRICS V309 5МГц, который возбуждает и принимает ультразвуковые сигналы в направлении оси валка. Для обеспечения акустического контакта, в зону между поверхностью валка и преобразователем под давлением подается вода.

 

Задание 3. Определите подстиль и жанр следующих текстовых фрагментов:

1. Угольное машиностроение. Возникновение угольного машиностроения в СССР относится к 1924, когда в составе треста «Донуголь» было создано управление подсобных предприятий, затем был построен ряд заводов. В 1924-25 начался выпуск центробежных насосов, шахтных вагонеток, скреперных лебёдок, конвейеров, позднее - врубовых машин, шахтных подъёмных машин и лебёдок, аккумуляторов и электровозов. В 1941-45 на востоке страны была создана своя база угольного машиностроения. Наиболее крупные заводы подотрасли: Дружковский, Горловский, Копейский.

2. Ломоносов В.Ю., Поливанов К.М. Электротехника. Москва: Энергоатомиздат.1990. – 400 с.

В книге приводятся основные понятия об элементах электрической цепи, методах расчета простых цепей постоянного и переменного тока. Дается общее описание физических процессов, происходящих в электрическом и магнитном полях. Излагается принцип действия полупроводниковых приборов, электрических машин и аппаратов, электроизмерительных приборов. Приводятся сведения о применении электронных вычислительных устройств в электротехнике.

Для читателей, интересующихся основами электротехники и электроники.

 

2. Основные содержательные единицы научной речи

Задание 4. Прочитайте статью, выделите в ней идентификационные признаки научных понятий: «транспортное машиностроение», «рынок». Составьте на их основании квалификационную и ситуативную дефиниции к каждому термину.

Что же такое транспортное машиностроение? В этом понятии нет ничего сложного – это группа отраслей, которая занимается выпуском средств транспорта. Они выпускают подвижной состав для железных дорог, метро, трамваев.

В этой сфере перемены последних лет особенно заметны на зарубежном рынке. Консолидация активов и их концентрация по всему рынку привела к закономерному результату – образованию нескольких транснациональных групп в небольшом количестве ведущих стран. При этом государство только способствовало этим процессам, продолжая политику, вполне закономерную для него – поддержки отечественных компаний для их развития и становления на мировом рынке. Вполне понятно, что одной маленькой компании не удастся так поставить себя на всемирном рынке, но если много маленьких компаний сольются в одну группу, они смогут добиться гораздо большего. Впрочем, этому немало способствовала и сама структура транспортного машиностроения, которая требует много капиталовложений и большого вложения новых научных знаний и теорий. Понятно, что бизнес с подобными запросами будет лучше всего развиваться в условиях крупного предприятия.

В России только недавно оценили всю привлекательность этого участка рынка для развития собственного бизнеса, однако тенденции слияния не только не будут останавливаться, но и будут быстрыми темпами развиваться дальше. На сегодня базы данных компаний довольно крупного масштаба уже содержат данные многих фирм схожего профиля, слияние с которыми планируется в ближайшее время.

 

3. Языковые особенности лексики научного стиля

Задание 5. Найдите в предложениях лексические ошибки и исправьте их, запишите исправленный вариант.

1. На сегодняшний день автомобильная промышленность берет на вооружение принцип экономности – современные двигатели потребляют топлива в разы меньше. 2. Очень гигантские грузовики, существующие сегодня, выглядят страшно устрашающе, издают много шума, к тому же загрязняют воздух больше других автомобилей. 3. Известные автомобильные компании предоставляют образцы автомобилей, которые поражают воображение своим внешним видом. 4. Промышленный гигант «Уралмашзавод» получил договор на конструирование оборудования для ядерных установок. 5. «Иннопром» станет базаром новых технологий.

 

Задание 6. Запишите значения фразеологизмов научного стиля, составьте с каждым из них по одному  предложению.

Внутреннее сопротивление, записывающее устройство, коэффи­циент полезного действия, сила тока, точка зрения, цепная реакция, электрическое поле, электрическая цепь.

                                 

4. Особенности грамматики в научном стиле     

Задание 7. Образуйте от глаголов деепричастия (если это возможно), сохраняя вид. Определите, от каких глаголов нельзя образовать деепричастия.

Восстанавливать, вращать, изобрести, притянуть, просматривать, сваривать, смоделировать, считать, травмироваться, упражняться.

 

Задание 8. Составьте с существительными словосочетания по образцу: молодой подмастерье (существительное + прилагательное).

Атташе, аэрозоль, бандероль, Баку, бета-излучение, библиотека-музей, бренди, БТР, горе-автомобилист, доцент, ДТП, кафе-закусочная, импресарио, кенгуру, кресло-кровать, ЛДПР, машина - погрузчик, МКАД, МОУ, пенсне, родео, салями, сирокко, сомбреро, табу, ТОО, фланель, ФСБ, человеко-час, ЭВМ.

 

Задание 9. Найдите в предложениях грамматические ошибки и исправьте их.

1. Природа не изучена нами до конца, поэтому говорить о создании суперсовременного робота еще очень рано, хотя нейрокибернетика предлагает самые удивительнейшие решения некоторых проблем с точки зрения естественных процессов. 2. Соблюдая некоторые правила, у вас есть шанс найти дешевый автомобиль и привести его в надлежащее состояние. 3. Этот автомобиль с двумя дверями, открывающимися вертикально, и который имеет большое остекление переднего вида.

 

5. Орфография и пунктуация

Задание 10. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Электромобиль-машина будущего или прошлого?

(В)связи с появлением на рынке нового (электро)мобиля Mitsubishii-MiEV тут(же) проявился (не)поддельный интерес к (электро)мобилям. А.Панков (главный исполнительный директор к(а,о)мпании «Рольф Импорт», эксклюзивного д(е,и)стрибьютора Mitsubishi Motors Corporation в России) заявил что (электро)мобили это будущее которое стр(и,е)мительно становится настоящим! Но так ли это на самом деле? Может (электро)мобиль это не новое а хорошо забытое старое ?

На самом деле (электро)мобиль появился раньше чем двиг(о,а)тель внутре(н,нн)его (з,с)горания. В 1841 году создали первое подобие (электро)мобиля (в)виде тележки с (электро)мотором. Первый полноце(н,нн)ый, (двух)местный (электро)мобиль был создан русским инж(и,е)нером(изобретателем) Ипполитом Романовым в 1899 году. Данный (электро)мобиль изм(и,е)нял скорость движения в девяти градациях — от 1,6 км. в час до максимальной в 37,4 км. в час. И(з,с)начально запас хода и скорость у эл(и,е)ктрических и б(и,е)нзиновых экипажей были примерно одинаковыми. Главным минусом (электро)мобилей была сложная система по(т,д)зарядки. (По)скольку тогда ещё не сущ(и,е)ствовало усовершенствова(н,нн)ых пр(и,е)обр(о,а)зователей переменного тока в постоя(н,нн)ый, заря(т,д)ка осуществлялась крайне сложным способом. Для по(т,д)зарядки использ(а,о)вался (электро)мотор работавший от переме(н,нн)ого тока. Он вр(о,а)щал вал генератора к которому были по(т,д)соединены бат(о,а)реи (электро)мобиля. В 1906 году был изобретён сравнительно простой в эксплуатации выпр(е,я)митель тока но это существе(н,нн)о проблему по(т,д)зарядки не решило.

 

6.  Чтение научного текста

Задание 11. Определите тему и основную мысль статьи Е.Ю. Артамкина «Классификация роботов и области их применения».

Внешний вид роботов различен, он не подчиняется каким бы то ни было законам, таких законов просто нет, а есть техническое решение применительно к условиям использования робота. Интеллектуальные роботы не похожи внешне на человека, если это не продиктовано какими– то особыми условиями.

Принято различать три типа роботов: программные, управляемые человеком-оператором, и интеллектуальные, действующие самостоятельно и целенаправленно, независимо от человека. Большинство промышленных роботов являются манипуляторами или роботами, работающими по жесткой программе. Промышленные роботы имеют разные “специальности”, т.е. используются в различных областях деятельности человека. Простейший робот - это манипулятор с дистанционным управлением, имеющий одну или две“руки”, ограниченную зону действия, закрепленный на неподвижном или полуподвижном основании. Такое устройство можно увидеть там, где условия работы для человека недопустимы, например, когда надо работать с очень ядовитыми веществами, опасными микробами или радиоактивными веществами. Манипуляторы встречаются в медицине, например, при проведении операций с внутренними органами, манипулятор позволяет обходиться без скальпеля. Или, например, на атомной станции, в зоне повышенной радиоактивности, при перемещении тяжелых или опасных грузов. Там, где необходимо, манипулятор снабжают “зрением” или телевизионной камерой, которая передает изображение на экран оператору, например, роботы– манипуляторы для исследования и взятия проб морского грунта на глубине до 2000 метров. Таким образом, дистанционный манипулятор заменяет действия рук человека, дополняя их, увеличивая усилия руки или делая движения более точными и миниатюрными, выполняя работу, которую не может сделать человек, но при этом манипулятор не имеет собственной программы, а действия его определяет оператор, им управляющий.

Другой вид роботов, более сложных, предназначенных для выполнения различных заданий, определяемых заложенной в них программой. Как правило, программа может быть выполнена в цикле (т.е. повторяется через равные промежутки времени) для того, чтобы робот выполнял одни и те же повторяющиеся операции без остановки. Примером использования таких роботов могут служить автоматы по разливу и упаковке бутылок, развешиванию, фасовке или упаковке пакетированных продуктов или товаров. Программа таких роботов реализуется механически, подобно тому, как осуществляется циклическая работа четырехтактного двигателя автомобиля, где такты чередуются по программе, которую задает механический элемент – коленчатый вал. Станок ЧПУ (числового программного управления) выполняет обработку детали по командам заданной программы, записанной на перфорированной ленте, заложенной в программатор. Программатор – это устройство считывания программы (в данном случае с перфорированной двоичной ленты) и преобразования считанного двоичного кода в команды.

Много различных роботов применяется на автоматизированных предприятиях, цехах заводов-автоматов, так например, для распайки и сборки печатных плат на радиозаводах, линиях покраски кузовов автомобилей, на конвейере, сварочных работах и во многих других случаях, где они с успехом заменяют монотонный, однообразный труд человека, освобождая его от многократно повторяющихся технологических операций. Все роботы классифицируются как промышленные, т.е. используемые в различных отраслях промышленности. В военном деле применяют дистанционно – управляемые роботы для разминирования или поражения различных целей.

Движущаяся часть манипулятора относится к блоку исполнительного механизма, этот блок у некоторых роботов помогает им передвигаться. Известны разные способы передвижения: колесный, гусеничный, полет, ползание, плавание, стопохождение (механизм называют педипулятор в отличие от манипулятора), этот способ передвижения самый сложный для его технической реализации.

Современные средства передачи команд используют радиоканал, проводные и оптоволоконные каналы связи, а в будущем, может быть, канал биосвязи. Уязвимость робота состоит в том, что он не может изменить свою программу из – за изменений, вызванных внешними обстоятельствами.

Третья группа роботов – интеллектуальные роботы, воспринимающие внешние изменения с помощью различных датчиков, имеющих блок управления, блок исполнительных механизмов.

Основная задача блока обеспечить целенаправленное поведение робота в окружающей обстановке, для этого блоку нужна быстрая и точная информация о состоянии окружающей среды, информация о результатах изменения поведения робота. При этом робот должен анализировать полученную информацию, пользоваться готовой программой из памяти или создавать свою. Действительно, интеллектуальный робот должен быть копией человека, но механической, созданной искусственно.

(Е.Ю. Артамкин «Классификация роботов и области их применения» http://festival.1september.ru/articles/414860/)

 

7. Виды работы с первичным текстом: составление плана

Задание 12. Составьте вопросный, назывной, тезисный планы статьи Е.Ю. Артамкина.

 

8. Оформление справочно-научного аппарата

Задание 13. Найдите ошибки в оформлении справочно-научного аппарата и исправьте их. Запишите правильный вариант.

1.Оуэн Бишоп Настольная книга разработчика роботов. Издательства: МК-Пресс, Корона-Век, 2010 г. Мягкая обложка, 400 стр.

2. В.Ф. Филаретов, А.В. Лебедев, Д.А. Юхимец. Устройства и системы управления подводных роботов. М.: Наука, 2005. С. 270.

 

9. Вторичные жанры научного текста: аннотация, реферат

Задание 14. Напишите аннотацию к статье Е.Ю. Артамкина с использованием речевых клише: «Статья посвящена…», «Автор затрагивает проблемы», «Статья предназначена для…» и др.

 

Задание 15. Составьте монографический реферат (150 – 300 слов) по статье Е.Ю. Артамкина с использованием языковых клише: автор останавливается на вопросе…, он анализирует…, оценивая, он отмечает…, далее автор рассматривает…, при этом он отмечает…, самым серьезным последствием этого является…, отсюда автор делает вывод, что…, задача, по мнению автора, заключается в том, чтобы…, автор рассматривает…и др.

 

10. Первичные жанры: курсовая работа, дипломная работа

Задание 16. Найдите ошибки во введении к курсовой работе на тему «Общая характеристика отрасли машиностроения», исправьте их и запишите исправленный вариант.

Введение

Актуальность темы. Машиностроение – наиболее крупная комплексная отрасль. Она определяет уровень научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве. Она обеспечивает все отрасли машинами, оборудованием, приборами, а население – предметами потребления. Включает также металлообработку, ремонт машин и оборудования. Для нее особенно характерно углубление специализации производства и расширение ее масштабов.

В машиностроении имеется хронологическая классификация. Выделяются отрасли, которым без году неделя, они возникли во второй половине XX века. Это электроника, радиотехника, робототехника, ракетно-космическая промышленность и др. Новые отрасли, которые возникли во второй половине XIX и первой половине XX вв.: авиа- и автотранспортная техника, паровозо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочисленных отраслей народного хозяйства и промышленности и др.

К старым отраслям, возникшим еще в XVIII и первой половине XIX вв., относится производство металлических изделий для первичных отраслей экономики – сельского и лесного хозяйства, добывающей промышленности.

Значение машиностроительного комплекса невероятно велико. Важнейшая его задача – реализация достижений научно-технического прогресса, обеспечение комплексной механизации и автоматизации производства, снабжение народнохозяйственных отраслей новой техникой, удовлетворение населения современными потребительскими товарами.

Целью моей работы является прочитать литературу и ознакомиться с географией мирового машиностроения и транспорта.

 

11. Устное научное выступление. Научная полемика

Задание 17. Расставьте ударения в словах. Отметьте, какая норма действует в каждом случае (обязательная или вариантная). При выполнении задания используйте словарь.

Граффити, (в) графах, губчатый, давнишний, декольтированный, дефис, джинсовый, джерси, диоптрия, добыча, догмат, договор, (семь) долей, (от) должностей, донельзя, заржаветь, звонит, звукопись, знамение, зубчатый, иглистый, изогнутый, иконопись, иначе, исключит, исчерпать, каталог, квартал, километр, кинематография.

 

Задание 18. Сформулируйте и запишите не менее двух аргументов и примеров в защиту или опровержение тезиса «Автомобили оказывают негативное влияние на здоровье людей».

 

 

ВАРИАНТ 3

I Теоретическое задание

Реферат как жанр научного стиля. Особенности композиции, прием реферирования.

II Практические задания

1. Общая характеристика научного стиля

Задание 1. Установите соответствие между стилем и текстом.

Стиль

Текст

1) Разговорный

А) Убегая от трамвая, не спеши под самосвал. Погоди у светофора, не покажется пока Скорой помощи машина. В ней полным - полно врачей. Пусть они тебя задавят. Сами вылечат потом.

2) Официально-деловой

Б) 30 марта по адресу…я сделал вызов, скорая помощь приехала моментально. Врачи были такие добрые, чуткие и внимательные!

3) Научный

В) Обновление автопарка и повышение заработной платы водителям скорой помощи – приоритетные задачи для краевой власти. Депутаты предлагают подумать об организации бригад скорой медицинской помощи на базе фельдшерско-акушерских пунктов, наиболее отдаленных от центральных районных больниц.

4) Художественный

Г) Скорая медицинская помощь (СМП) — система организации круглосуточной экстренной медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях и заболеваниях на месте происшествия и в пути следования в лечебно-профилактические учреждения. Основная особенность скорой медицинской помощи, отличающая её от других видов медицинской помощи — быстрота действия.

5) Публицисти-ческий

Д) В связи с отсутствием автомобилей скорой помощи в Классификации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, следует руководствоваться Письмом Минэкономразвития России от 12.01.2004 N 230-ИМ/10, в котором рекомендуется устанавливать срок полезного использования основных средств, не указанных в Классификации, по аналогичным основным средствам или с учетом рекомендаций организаций-изготовителей или в соответствии с техническими условиями.

 

Задание 2. Прочитайте текст. Докажите его принадлежность к научному стилю. Выделите лексические, морфологические и синтаксические средства, присущие научной речи.

Современное    машиностроение    представляет     собой     множество взаимосвязанных отраслей и производств. Отрасль    машиностроения     представляет     собой     совокупность производственных объединений и предприятий, для которых характерны  единство экономического    назначения    изготовляемой    продукции,     однородность производственно – технической базы, специфичность состава кадров  и  условий труда.

Признаком, сыгравшим решающую  роль  для  объединения  предприятий  в отрасль   тяжелое   машиностроение,   явилась   необходимость   использовать крупногабаритное оборудование в связи с крупными размерами и  большим  весом выпускаемых изделий.

В зависимости от  особенностей  взаимодействия  таких  факторов,  как материалоемкость  и  трудоемкость  выделяют  тяжелое,   общее,   среднее   и приборостроение.

Если  выделением  в   отрасль   тяжелого   машиностроения   послужила металлоемкость, то для приборостроения главным  фактором  было трудоемкость производства и малая металлоемкость, необходимость для производства наличия высококвалифицированных кадров.

 

Задание 3. Определите подстиль и жанр следующих текстовых фрагментов:

1. Для установки датчиков скорости изменены поворотный кулак и стойка передней подвески, щит и колодки заднего тормоза. На приводы передних колес напрессованы зубчатые роторы, по которым считывается скорость вращения колес. Автомобиль лишился регулятора давления задних тормозов (его роль теперь выполняет АБС). Внесены соответствующие изменения в передний и задний жгуты проводов, в проводку панели приборов. Модернизация коснулась и кузова, где потребовались новые отверстия для проводов и кронштейнов. Изменены, разумеется, и трубопроводы тормозной системы.

2. Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности, что обеспечивает занятость около 5 млн. человек из числа трудоспособного населения.

Становление и развитие автомобильного транспорта и автомобильной промышленности стало явлением XX века, а уровень автомобилизации – индикатором уровня развития любой страны, в том числе и России, поэтому автомобильная промышленность достаточно востребована в настоящее время, а тема актуальна и выбрана для исследования в реферате.

 

2. Основные содержательные единицы научной речи

Задание 4. Прочитайте статью, выделите в ней идентификационные признаки научных понятий: «колесо», «автомобилестроение». Составьте на их основании квалификационную и ситуативную дефиниции к каждому термину.

Первым изобретением в сфере автомобилестроения, несомненно, является колесо. Никто не знает, когда оно появилось. Большинство ученых предполагает, что колесо (или круг) впервые применили около 3500 г. до н.э. Гончары в Месопотамии либо в Центральной или Восточной Европе. Первый датированный документ об использовании колеса для перевозки – месопотамская мозаика (3200 г. до н.э.). На ней изображена повозка на цельных колесах, соединенных металлическими скобами. В Америке колесные повозки вообще не были известны до появления там в конце 15 в. европейских мореплавателей. Отчасти это объясняют тем, что в Америке не было домашних животных, которых можно было бы запрячь в повозку. Деревянные повозки использовались людьми до 17 в. Очень важную роль в развитии автомобилестроения сыграло изобретение парового двигателя.

 

3. Языковые особенности лексики научного стиля

Задание 5. Найдите в предложениях лексические ошибки и исправьте их.

1. Маркировка на товарах необходима и потребителям, и организациям, которые будут перевозить, хранить и сбагривать товар. 2. Качественно выполненная маркировка обязана не просто содержать определенные данные, но и быть легко читаемой и хорошо различимой в течение всего периода времени использования изделия. 3. Маркировка металлов - процесс очень важный, потому что на деталях в течение всего эксплуатируемого срока должна сохраняться необходимая информация. 4. Оборудование имеет нормальную стоимость и быстро окупится благодаря своей технологичности, сумасшедшей скорости работы и универсальности. 5. В настоящее время среди механических передач и устройств, переделывающих вращательное движение двигателя в поступательное движение исполнительного механизма, наиболее крутыми являются планетарные роликовинтовые механизмы (ПРВМ).

 

Задание 6. Запишите значения фразеологизмов научного стиля, составьте с каждым из них по одному  предложению.

Катушка трансформатора, площадь основания, солнечный ветер, приходить к мысли, доказательство от противного, поставить опыт, сквозь призму (чего-либо), оставить след.

 

4. Особенности грамматики в научном стиле     

Задание 7. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей): 874, 326, 4591, 13247.                

 

Задание 8. Составьте с существительными словосочетания по образцу: трудолюбивый подмастерье (существительное + прилагательное).

Автомобиль-цистерна, алиби, антресоль, бунгало, буржуа, ВВС, вечер-встреча, виски, ВАК, Гоби, горе-водитель, доцент, ДТП, кафе-закусочная, импресарио, климат-контроль, мафиози, МИД, монпасье, НЛО, Онтарио, пенсне, рантье, табу, тюль, фланель, ФСБ, Хоккайдо, цунами, человеко-рубль.

 

Задание 9. Найдите в предложениях грамматические ошибки и исправьте их.

1. В автомобильной промышленности, авиа- и машиностроении невозможно обойтись без надежной и качественной маркировки деталей, которые впоследствие будут использоваться в составе различных конструкций и узлов. 2. Маркировка может беспрерывно производиться в течении долгого времени, что очень важно на предприятиях с интенсивным производством. 3. В этом году петербургские автомобильные заводы Toyota, GM, Nissan и Hyundai выпустили  автомобилей на 79 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года.

 

5. Орфография и пунктуация

Задание 10. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

История р(о,а)звития (робото)техники уходит в д(о,а)лекое прошлое. Легенды о джине человеке(исполине) в(а,о)лшебнике известны с (не)запамятных времен. Вот эти легенды и пор(а,о)дили идею со(с,з)дания сказочного помощника человека всем(а,о)гущего выполняющего любые его желания. А позже с р(о,а)звитием технических отраслей знаний таких как точная м(и,е)ханика электроника т(и,е)хническая кибернетика и других по(е,я)вились и помощники человека назва(н,нн)ые роботами это в технике. Помощники нужны были не только техническим сп(и,е)ц(ы,и)алистам так (на)пример нужен был робот(интеллектуал) (а,о)бладающий значительными умстве(н,нн)ыми способностями чем(то) похожий на человека заменяющий его во многом. И(с,сс)ку(с,сс)тво (не)осталось в стор(а,о)не создав образ (супер)мена (сверх)человека.

 

6.  Чтение научного текста

Задание 11. Определите тему и основную мысль статьи Сидоренко В.В. «Повышение сопротивления усталости деталей транспортных средств деформационным упрочнением статико-импульсной обработкой».

 

7. Виды работы с первичным текстом: составление плана

Задание 12. Составьте вопросный, назывной, тезисный планы статьи Сидоренко В.В. «Повышение сопротивления усталости деталей транспортных средств деформационным упрочнением статико-импульсной обработкой».

 

8. Оформление справочно-научного аппарата

Задание 13. Найдите ошибки в оформлении справочно-научного аппарата и исправьте их. Запишите правильный вариант.

1. Н.И. Данилов, А.И. Евпланов и др. Энергосбережение: Введение в проблему [Текст]: учебное пособие для учащихся общеобразовательных и средних профессиональных учреждений / Н.И Данилов, А.И. Евпланов и др. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2001. 208с.

2. Е.И. Боброва «Автоматизированные информационные технологии в деятельности вузовских библиотек (на примере методического объединения Западно–Сибирского региона)» // Информатика и образование, 2007,  № 5, С. 114–116.

 

9. Вторичные жанры научного текста: аннотация, реферат

Задание 14. Напишите аннотацию к статье Сидоренко В.В. с использованием речевых клише: «Статья посвящена…», «Автор затрагивает проблемы», «Статья предназначена для…» и др.

 

Задание 15. Составьте монографический реферат (150 – 300 слов) по статье Сидоренко В.В.

Сидоренко В.В. 

Повышение сопротивления усталости деталей транспортных средств деформационным упрочнением статико-импульсной обработкой

Выход из строя большого числа деталей транспортных средств связан с усталостью материала детали, возникающей в условиях циклического нагружения. Усталостное разрушение детали связано с зарождением и развитием усталостных трещин, которое может происходить в глубоких слоях поверхности.

На сопротивление усталости материала деталей машин особое влияние оказывает ряд факторов: шероховатость поверхности, параметры внутренних остаточных напряжений, глубина упрочненного слоя и твердость.

Для повышения сопротивления усталости деталей широко используются методы поверхностного пластического деформирования, так как данные методы обработки положительно влияют на все вышеуказанные факторы, в отличие от иных видов обработки.

Поверхностное пластическое деформирование обеспечивает формирование в упрочняемом поверхностном слое только сжимающих остаточных напряжений, которые могут достигать 1200 МПа. Микротвердость поверхности после поверхностного пластического деформирования достигает 6500 Мпа. Особо важным достоинством ударного поверхностного пластического деформирования является возможность получения упрочнѐнной поверхности на глубину до 30 мм с формированием сжимающих остаточных напряжений и плавным переходом от упрочненной поверхности к неупрочненной сердцевине детали, что свидетельствует о явном преимуществе и эффективности применения этого вида упрочняющей обработки для повышения сопротивления усталости материала деталей машин.

Наиболее прогрессивным и энергоэффективным методом поверхностного пластического деформирования является статико-импульсная обработка.

Статико-импульсная обработка заключается в предварительном статическом нагружении инструмента силой, имеющей постоянное значение в течение всего времени обработки, и периодическим импульсным нагружением. Инструмент монтируется на статически нагруженном волноводе. Энергия импульсного воздействия формируется посредством удара бойка по волноводу и в виде волны сжатия сообщается в очаг деформации.

В процессе статико-импульсной обработки свойства поверхностного слоя формируются в результате пластической деформации металла под единичными отпечатками, полученными в основном под действием динамической составляющей силы деформирования. Помимо естественной зависимости от статической и динамической составляющей силы деформирования, а, следовательно, от энергии, амплитуды и длительности (формы) импульса параметры качества поверхностного слоя в немалой степени зависят от конфигурации и степени перекрытия единичных отпечатков.

Статико-импульсная обработка обладает всеми преимуществами ударных и статических методов поверхностного пластического деформирования, являясь при этом самым энергоэффективным из них, что достигается благодаря полному использованию энергии ударного импульса за счет предварительного статического поджатия (нагружения) деформирующего инструмента к обрабатываемой детали.

Таким образом, статико-импульсная обработка (СИО) является наиболее перспективным и энергоэффективным методом поверхностного пластического деформирования. СИО позволяет наиболее полно передавать энергию удара в нагружаемую среду, повышая КПД процесса до 30%, формирует в поверхностном слое детали глубиной до 30мм сжимающие остаточные напряжения до 1200МПа, повышая микротвѐрдость поверхности до 6500МПа.

 

10. Первичные жанры: курсовая работа, дипломная работа

Задание 16. Найдите ошибки во введении к курсовой работе на тему «Автомобильная промышленность Японии», исправьте их и запишите исправленный вариант.

Введение

Автомобильная промышленность — одна из ведущих отраслей японской экономики. После первой мировой войны автомобилестроение в Японии в основном было занято копированием американских образцов и технологий. К середине 30-х гг. в стране был принят закон, по которому все расположенные на территории Японии предприятия становились собственностью Японии. В результате американские компании были вынуждены свернуть свою деятельность в Японии. Автомобильная промышленность Японии все больше отставала от мирового уровня. Разрыв в технологическом отношении резко увеличился в годы войны. Зарубежный опыт стал вообще недоступен.

После поражения Японии во второй мировой войне, в годы оккупации, развитие автомобильной промышленности было искусственно заторможено введением различного рода запретов и ограничений, в частности, на выпуск продукции, со стороны штаба оккупационных войск. И хотя в 1949 г. они были сняты, а предприятия автомобильной промышленности изъяты из списка подлежащих демонтажу и вывозу по репарациям, тем не менее конец 40-х гг. расценивается как период борьбы за выживание автомобильной промышленности Японии.

К тому же немалый урон отрасли в это время наносил импорт иностранных автомобилей. Официально он до 1949 г. был запрещен, но автомашины ввозились американцами.

В определенной мере развитие национального автомобилестроения сдерживалось и тем, что в 40-х гг. в руководстве Японии не было единого мнения о перспективах отрасли. Банк Японии и финансовые круги оценивали капиталовложения в автомобилестроение как малоперспективные.

С подобным подходом были не согласны специалисты Министерства внешней торговли и промышленности (МВТП). Они считали, что эта отрасль должна быть на коне. МВТП рекомендовало ограничить импорт автомобилей и сформировать собственную базу для подъема отрасли.

В данной курсовой работе я расскажу о автомобилестроении Японии и компаниях, основывающих данную отрасль машиностроения.

 

11. Устное научное выступление. Научная полемика

Задание 17. Расставьте ударения в словах. Отметьте, какая норма действует в каждом случае (обязательная или вариантная). При выполнении задания используйте словарь.

Абрис, августовский, аналог, броня, бряцать, (в) бутике, ваяние, (из) ведомостей, венчурный, вероисповедание, досуг, дощатый, духовник, евангелие, житие, жалюзи, жизнеобеспечение, забрала, завидно, закупорить, занята,  запломбированный, факсимиле, феномен, фетиш, филантропия, флюорография, хвоя, цемент, ценник.

 

Задание 18. Сформулируйте и запишите не менее двух аргументов и примеров в защиту или опровержение тезиса «Автомобили оказывают негативное влияние на экологию».

 

 

Задания и  методические рекомендации

к контрольным работам

по дисциплине

 «Стилистика научного текста»

 

 

 

Подписано в печать       Формат 60 ´ 84 / 16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л.        Уч. - изд. л.         Тираж      экз.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11





Авторские публикации

Все работы

Рабочая тетрадь по математике

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Предметно-ориентированное программное обеспечение" для студентов специальности 09.02.05 (230701) Прикладная информатика (по отраслям)

Росметод 2020