Главная - Электронная библиотека авторского методического материала - Среднее профессиональное образование - Конспект учебного занятия: Голод как нравственная проблема в рассказе В.Ф. Тендрякова "Хлеб для собаки"
Конкурсная работа "Конспект учебного занятия: Голод как нравственная проблема в рассказе В.Ф. Тендрякова "Хлеб для собаки""
Дата размещения 01.01.1970
Название работы: "Конспект учебного занятия: Голод как нравственная проблема в рассказе В.Ф. Тендрякова "Хлеб для собаки""

15
0
NAN

Голод как нравственная проблема в рассказе В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки».

 

         Цель урока : раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым 

                                 живут герои В.Ф.Тендрякова;

                                 формировать умение анализировать художественное произведение,

                                 развивать коммуникативные навыки;

                                 воспитывать у учащихся доброту, милосердие, терпимость, 

                                 способность установить и сохранить общность с   людьми,

                                 отличающимися от нас в каком-либо отношении.

       

         Тип урока:   урок философского осмысления бытия.

 

  1. Вступление. Знакомство с биографией писателя.

Выступление ученика-биографа.

Первый слайд- фотография писателя.

 

2. - Как вы считаете, почему это произведение не печаталось столько лет?

          Ответ учащихся : причина – голодомор.

         -Как вы расшифруете это слово?

          Выступление группы историков «1933год в истории страны».

          Слайды 3-9. Документальная реплика.

    Обобщение. Ещё совсем недавно даже упоминать об этом времени было           небезопасно. И лишь чудом уцелевшие от голода старики и старухи,     скорбно доживающие свои дни со своей страшной памятью тех восьми месяцев голода 1932-1933 годов, зажигали украдкой поминальные свечи. На память эту государственная власть наложила проклятие. Её пытались стереть, уничтожить и запретить. Но она жила, иногда робко прорываясь на страницы книг.

 

3. Слайд . Название «Хлеб для собаки». 10. Слова В.Тендрякова.

  -Какие слова особенно затронули вас? Неожиданным или нет оказалось для вас содержание рассказа? Что вы почувствовали, прочитав рассказ?

 

4. Выбор главной проблемы.( Слайд 11.)

    - Какая из предложенных проблем, на ваш взгляд, является главной?

  1)   «Бесчеловечное отношение к ссыльным»

  2)  «Голод как нравственная проблема»

       3) «Изображение определённой эпохи в жизни нашей страны»

   Большинство ребят правильно выбирают главную проблему- «Голод как нравственная проблема».

     Слайд-12 эпиграф к уроку «Когда ты голоден, это биологическая проблема, когда голоден рядом человек, твой брат, это уже нравственная проблема.» (Н.А.Бердяев)

-Существуют ли другие проблемы?

-Да.

-Докажите, что голодны все, у кого нет ответственной работы:

      а) Пашка из многодетной семьи

           б) интеллигентная женщина (стр.2)

           в) учительница (стр. 3)

           г) Отрыжка

           д) слоны и шкелеты (стр. 1)

      

5. Главный герой.

         С точки зрения жанра рассказ автобиографичен: это значит, что автор включает в анализ себя, своё собственное сознание, свою оценку. Он не отделяет свидетельство о времени от собственного в нём, времени, участия: для него важен исповедальный тон повествования, обнажённая правда о самом себе, давнем, ищущем успокоения  своей совести(стр. 6)

   .

    Всё происходящее в рассказе мы видим глазами десятилетнего мальчика Володи Тенкова. Что он за человек?

    Володя вступает в тот  возраст, когда пробуждается внутреннее «я», голос совести. Он открывает для себя истины, над которыми раньше не задумывался: как можно помочь одному, а другому- нет, почему опасно протягивать руку помощи другому.

    Итак, время и человек.

 

6. Символы времени.

    Выступление учеников-исследователей.

  1. «Песня о встречном». (Композитор Д.Шостакович. поэт Б.Корнилов).Звучит песня.

 «Встречный»- имеется в виду встречный  план повышенных трудовых обязательств). В СССР, начиная с эпохи индустриализации, осуществлялось централизованное планирование: все отрасли  экономики должны были выпустить предусмотренный государственным планом объём выпуска продукции. После этого в годы индустриализации предприятия на местах выдвигали  «встречный план»- обещание выпустить  больше продукции, чем от них требуется по госплану. Якобы инициатива исходила от самих работников, однако выдвижение встречного плана было обязательным, вплоть до расстрела. Особенно ужасным было положение в с/х: над рабочими можно было издеваться как угодно, но зарплату всё равно приходилось платить, и с голоду он не умрёт. У крестьян (в то время уже колхозников) можно было забрать всё. Весь хлеб, даром.

Учитель: с одной стороны, как об этом говорится в песне, «страна встаёт со славою на встречу дня», «жизни выходит навстречу», «навстречу труду и любви»- но в этой же самой стране умирают от голода миллионы ни в чём не повинных людей.

 Система противопоставления, когда основная «мелодия» сюжета – смерть от голода- обрамляется словами прекрасной песни- это и есть система символического обозначения времени, система доказательства того, что господствующей идеологией в стране стала идеология обмана, и мальчик тонко чувствует этот обман, потому что говорит о себе: «Я дурной. неисправимый мальчишка, ничего не могу поделать с собой- жалею своих врагов. А кто враг? Враг ли тот, кто грызёт кору?»  «Но это же куркули грызут траву! Ты жалеешь?»

  Эти сомнения были для мальчика симптомом «ненормальной»  жизни- «нормальная»  была другой: «Долго сквера выдержать мы не могли… бежали в посёлок… туда, где часто можно было слышать песню «Не спи, вставай, кудрявая»(стр.2).

  Словарная работа: куркули, имярек

    2)Частушка(работа с текстом) - это знак меланхолии, положенный на откровенное издевательство, но над кем? Над собой? Или над тем, кто не даёт возможности иметь портошину на другую ногу, если она у него есть? Каково ваше мнение?

    3) Говорящие фамилии –а)милиционер Ваня Душной с застывшей                             

                                               миной «смотри ты у меня!»- что это означает?

                                               б) Дыбаков- секретарь райкома

(разговор,стр. 4-5) – расшифруйте фамилию, прочитайте разговор,  дайте ему оценку                                                                                             

                                                

    4) Телега.

 Володя Тенков остро мечтает о счастье ( стр. 6, прочитать). И снова диссонанс (знакомо ли вам это слово?): именно в тот  момент, когда мир герою кажется прекрасным, удивительно покойным,  автор вводит ещё один трагичный символ времени- грохот телеги(зачитать). Как вы понимаете эту сцену?

 

7. Как живёт главный герой? Какова его семья?

  «Сытым быть стыдно». В нём просыпается совесть. Докажите это.

  1. бутерброды
  2. «я не должен есть один»

Что же такое совесть?

Наш собкор попросил одноклассников ответить на этот вопрос. Сейчас мы послушаем их рассуждения. Собкор читает высказывания одноклассников, а затем определение из словаря Ожегова и делает сравнение.

 

8. Слайд 13. Какой же выход?

   Найти самого голодного. Слон (стр. 8) «Весь день я был счастлив».

   Отрыжка ( пересказать эпизод, сделать вывод).

   Слова отца (стр. 10, зачитать). Как отреагировал на это Володя? Как вы думаете, понял ли он слова отца? Понятны ли они вам? Как бы вы поступили на его месте?

 

   Каковы последствия поступка? (Все пришли). «Они ждали меня. Все лежачие       стояли на ногах»

  Реакция мальчика? (Взрыв, бессилие). Понимает бесполезность своего поступка. Найдите цитату, говорящую о мучениях мальчика.

 («Теперь я всегда просыпался перед рассветом. Никогда не пропускал стука телеги. Гремела телега- знамение времени..») Объясните значение слова «знамение». ( Мы говорили о нём при изучении «Слова о полку Игореве»).

 

  Выдержал ли герой нравственное испытание голодом?

Нет, но он нашёл выход. Какой? (стр.13) Может быть, кто-то из вас запомнил эти слова? («Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть.)

 

9. Слайд 14. Слова А.П.Чехова.

 

10. Рефлексия. Как вы думаете, ребята, что-нибудь изменилось в вашем восприятии  окружающего мира? Сумели ли вы почувствовать страшное время в истории нашей страны? Захотелось ли вам поближе узнать о нём?

На столах у вас лежат треугольники синего(1 вопрос), красного(2 вопрос) и зелёного(3 вопрос) цвета. Подумайте и поднимите столько треугольников, сколько сочтёте нужным.

      

                                          Приложения:

  1. Презентация к уроку (13 слайдов)
  2. Презентация (документальная реплика  «Голодомор»)
  3. Д.Шостакович  «Песня о встречном»

 

Использованная литература:

 

1. В.Ф.Тендряков. Хлеб для собаки.

2. Советский энциклопедический словарь.

3. С.И.Ожегов. Словарь русского языка.

4. А.П.Чехов. «Крыжовник».

5. Интернет-ресурсы.

 

Учитель : Горбачева Г.М.





Авторские публикации

Все работы

Методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине "Иностранный язык" для студентов II-IV курсов специальностей технического и социально-экономического профилей

Самостоятельная работа студента по математике

Росметод 2019