8 800 550 81 19

Конкурсная работа "Русский язык. Методические указания по выполнению практических работ"
Дата размещения 22.11.2014
Название работы: "Русский язык. Методические указания по выполнению практических работ"
Ключевые слова:

1339
0
NAN

Министерство образования и науки РТ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Международный колледж сервиса»

 

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Методические указания

по выполнению практических работ

для специальностей СПО

 

 

Казань

МКС

2014

 

УДК-808.2 (075.5)

ББК-81.2 Р

М - 23

 

 

Составители: преподаватель второй категории Л.А. Маннанова, преподаватель первой категории Р.Ш. Хайруллина, преподаватель первой категории Ф.М. Яреева

 

 

Русский язык: Методические указания по выполнению практических работ для специальностей СПО ГАОУ СПО «Международный колледж сервиса», 2014. – 36 с.

 

Составлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальностям СПО, учебным планом и рабочей программой по дисциплине.

 

Методические указания по выполнению практических работ содержат задания для студентов и теоретический материал, необходимый для выполнения заданий.

 

Предназначены для студентов очной и заочной форм обучения, изучающих дисциплину «Русский язык».

 

 

Рецензенты:  преподаватель высшей квалификационной категории    Н.Е. Лобашова, ГАОУ СПО «ПК №41»;

                         преподаватель высшей категории Н.В. Пфейфер, ГАОУ  СПО «Международный колледж сервиса»

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………..

4

Практическая работа №1. Определение особенностей официально-делового  стиля……………………………………………………………...

 

6

Практическая работа №2. Работа с лингвистическими  словарями. Выразительные средства языка……………………………………………

 

8

Практическая работа №3. Основные орфографические правила……….

16

Практическая работа №4. Основные требования к пунктуации………...

18

Практическая работа №5. Текст, его типы. Сокращение текстов………..

25

Список литературы…………………………………………………………

33


ВВЕДЕНИЕ

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускников колледжа практически во всех областях их профессиональной жизни, способствуют их социальной адаптации.

Именно русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей студентов, развивает память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.  Именно русский язык создает прочную базу для овладения студентами других предметов, в том числе и профессиональной подготовки.

В основу практических занятий положена идея личностно ориентированного и социально-коммуникативного обучения русскому языку. Практические занятия направлены на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития студентов, работа которых в дальнейшем связана со сферой обслуживания. Поэтому студентам необходимо привить умения  применять на практике культуру устной и письменной речи, привить навыки культуры публичной речи. В соответствии с этим развивается и совершенствуется коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая)  и  культуроведческая  компетенции.

Для закрепления и углубления теоретических знаний студенты выполняют практические работы, на которых лучше осваивают теоретический материал. Учебным планом предусмотрено выполнение практических работ по итогам изучения наиболее важных разделов и тем.

Изучение данного курса требует от студента, помимо теоретических знаний об особенностях русского языка, практических навыков обучения.

Для лучшего усвоения материала необходимо выполнить ряд практических работ с целью осуществления речевого самоконтроля, научиться анализировать применение языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. Студенты должны научиться  извлекать необходимую информацию из различных источников: различного вида словарей русского языка, справочной литературы, средств массовой информации; иметь навыки создания устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров. Так как в дальнейшем выпускникам предстоит работать в сфере  сервиса,  необходимо научиться вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации; овладеть речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

Тема: Определение особенностей официально-делового  стиля

Цели работы:

- научиться использовать официально-деловой стиль в профессиональной деятельности;

-      научиться орфографически  и стилистически грамотно оформлять объявление, заявление, поздравление, деловое письмо, автобиографию, расписку, резюме.

Материалы и пособия к работе: образцы деловых документов.

Ход работы:

Задание.  Ознакомьтесь с правилами оформления  и образцами  деловых документов и оформите заявление, доверенность, апелляцию и резюме по заданным образцам.

Образец 1. Заявление

Наименование адресата располагается в верхнем правом углу листа, затем тут же приводятся фамилии и инициалы заявителя в родительном падеже без предлога; иногда прилагается адрес и паспортные данные заявителя. Слово Заявление пишется со строчной (маленькой)  буквы и ставится в середине строки. Далее идет текст заявления, краткий и четкий. Чуть ниже слева ставится дата, а справа – подпись заявителя. Аналогично оформляются такие документы, как расписка, доверенность, апелляция.

                                                             Директору ГАОУ СПО «Международный колледж сервиса»

                                                                  Ковалевой Ф.Р.

                                                                  студента группы 230091

                                                                  Федорова Р.О.

 

заявление.

Прошу Вас разрешить мне пропустить занятия в колледже 26 и 27 апреля 2014  года в связи с участием в соревнованиях.

  1. апреля 2014 г.                                                                    (подпись)

 

Образец 2. Доверенность

  •  

            Я, Федоров Роман Олегович, доверяю получить причитающуюся мне стипендию за октябрь 2014 года Федоровой Марии Александровне.

Мой паспорт: ( указать данные).

Паспортные данные Федоровой Марии Александровны: (указать данные).

  1. октября 2014 г.                                                        (подпись)  

Образец 3. Апелляция

Написание апелляции может пригодиться в случае несогласия абитуриента с оценкой письменной экзаменационной работы.

Председателю апелляционной комиссии Федерального государственного университета

                                               Садыкову Р.Х.

                                               абитуриента Федорова Р.О.,

                                               поступающего на физический факультет

 

                                      апелляция.

 

            Прошу пересмотреть мою оценку по русскому языку в связи с тем, что я не согласен с засчитанными мне ошибками на 1-й и2-й страницах сочинения.

            20 июля 2014 г.                                                Федоров.

Образец 4. Резюме

                                               Резюме

Федоров Роман Олегович

7 июля 1992 г., г. Казань

Не женат.

Гражданин РФ

Владею английским языком. Имею навыки работы на компьютере.

Домашний адрес: г.Казань, ул. Свободы, д.43, кв. 64. Тел.: 826-64-01.

В 2009 г. закончил среднюю школу № 19 с углубленным изучением английского языка и информатики. В этом же году поступил в ФГУ. Углубленно  занимаюсь программным обеспечением компьютеров. Увлекаюсь музыкой.

            К резюме прилагаю отзыв о моей работе в студенческом научном обществе.

                   20 октября 2014 г.                                            Федоров.

Домашняя работа: составить автобиографию,  деловое поздравление.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

Тема: Работа  с лингвистическими словарями. Выразительные средства языка

Цели работы:

- систематизировать ранее полученные знания о словарях;

- выявить различия в построении 2-х типов словарей: энциклопеди-ческих и лингвистических;

- сформировать умения работы со словарями для получения нужной информации;

- развить навыки определения выразительных средств в тексте.

Материалы и пособия к работе: толковые словари, орфографические словари, словари фразеологизмов.

Ход работы:

Проверка домашней работы.

Задание 1. Сравните 2 типа словарей (Толковый словарь  и Орфографический словарь), выявите их различие в построении словарной статьи. Вывод запишите в тетрадь.

Задание 2. Запишите виды лингвистических словарей в зависимости от назначения и языкового материала.

Задание 3. Сообщите  о правилах работы со словарями, о принципах их построения.

Задание 4. Определите значения слов, спишите слова, расставьте ударение:

Ходатайство, эскалатор,  резолюция,  катализатор, черпать, блюда, звонить, обеспечение, мышление.

Задание 5. Прочитайте теоретический материал.

Выразительные средства русского языка

Средства художественной выразительности характерны для художественного и публицистического стилей. Это тропы и фигуры.

Троп  (греч. tropos «поворот», «оборот речи») — стилистический приём, заключающийся в употреблении слова (словосочетания, предложения) не в прямом, а в переносном значении, то есть в использовании слов (словосочетаний, предложений), называющих один объект  (предмет, явление, свойство), для обозначения другого объекта, связанного с первым тем или иным смысловым отношением.

Фигуры (от лат. figura «очертание», «образ») — особые стилистические обороты, выходящие за рамки практически необходимых норм и использующиеся для усиления выразительности речи.

Таблица 1

Тропы и фигуры речи

 

Тропы

Фигуры речи

  • эпитет
  • сравнение
  • метафора
  • метонимия
  • синекдоха
  • гипербола
  • литота
  • олицетворение
  • перифраз
  • оксюморон
  • анафора
  • параллелизм
  • антитеза
  • градация
  • инверсия
  • эллипс
  • умолчание
  • риторический вопрос
  • риторическое восклицание
  • риторическое обращение
  • многосоюзие
  • бессоюзие
  • эпифора

Существуют следующие средства выразительности языка:

- фонетические,

- морфологические,

- словообразовательные,

- лексические,

- синтаксические

 

 

 

1. Фонетические средства выразительности:

Аллитерацияприем звуковой выразительности, повторения однородных согласных звуков в художественном, преимущественно поэтическом, тексте.

Пример аллитерации:

           Звоны – стоны, перезвоны,

           Звоны – вздохи, звоны – сны.

           Высоки крутые склоны,

           Крутосклоны зелены.            (С. Городецкий)

Ассонанс – прием звуковой выразительности, повторение однородных гласных звуков, например:                           

Быстро лечу я по рельсам       чугунным,

Думаю думу свою.                   (Н.А. Некрасов)

2. Синтаксические средства  выразительности  - фигуры, например:

Многосоюзие -  это повтор союза, служащий для интонационного и логического подчеркивания. Повторяются обычно сочинительные соединительные союзы.

Пример многосоюзия:

           И новое солнце заблещет в тумане

           И будут стрекозами тени,

           И гордые лебеди древних сказаний

           На белые выйдут ступени!            (Н. Гумилев)

Бессоюзие придает высказыванию стремительность, создает эффект увеличения темпа. При помощи бессоюзного соединения элементов перечисления поэт рисует быструю смену картин, например:

           Швед, русский – колет, рубит, режет.

           Бой барабанный, клики, скрежет,

           Гром пушек, гомон, ржанье, стон,

           И смерть, и ад со всех сторон…  (А.С.Пушкин)

Эллипс (эллипсис)это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого - либо члена предложения, который подразумевается из контекста, например:

Скоро – закат, скоро – назад: тебе в детскую, мне – письма читать дерзкие… (М. Цветаева)

Риторическое восклицание это эмоционально окрашенное предложение, служащее для выражения чувств и привлечения внимания адресата речи, причем эмоции в нем выражаются не лексическими или синтаксическими средствами, а с помощью интонации, например:

Какое лето! Что за лето! (Ф.И. Тютчев)

Риторический вопрос одна из самых распространенных стилистических фигур, которая содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа, например:

Кто осмелится сказать, что определил искусство? Перечислил все его стороны? (А.И. Солженицын)

Риторическое обращениеэто обращение к неодушевленным предметам, отсутствующим, умершим, отвлеченным понятиям.

Пример риторического обращения:

Клен ты мой опавший, клен заледенелый. Что стоишь нагнувшись под метелью белой? (С. Есенин)

Парцелляцияэто прием, заключающийся в намеренном расчленении предложения на несколько частей и оформление этих частей как самостоятельных неполных предложений, например:

И для них тут , и для всех стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва… (А.И. Солженицын)

Антитеза (греч. antithesis - «противоположение»)  это приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Как правило, антитеза основывается на употреблении антонимов: Расстаться казалось нам трудно, но встретиться было б трудней (М. Лермонтов).

Градация (лат. gradation - «постепенное возвышение»)  расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости:

Я звал тебя, но ты не оглянулась, я слёзы лил, но ты не снизошла.   

(А. Блок).

Инверсия это стилистическая фигура, состоящая в намеренном изменении порядка слов. Нарушение прямого порядка слов, при котором подлежащее предшествует сказуемому, а определение – определяемому слову, может служить художественным приемом, прибегая к которому автор достигает интонационной и стилистической выразительности, например:

буду долго, буду просто разговаривать стихами я (В. Маяковский),

Отговорила роща золотая березовым, веселым языком (С. Есенин).

 Оксюморон, или оксиморон (греч. oxymoron - «остроумно-глупое»)  сочетание противоположных по значению слов, например:

Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль.    

(М. Лермонтов).

Красноречивое молчание, горькая радость, сладкая скорбь, мёртвые души, всевидящий слепец.

3. Лексические средства  выразительности:

Эпитет (греч. - «приложенное», «прибавленное»)  это художественное образное определение, обладающее особой художественной выразительностью, выражающее чувства автора к изображаемому предмету, создающее живое представление о предмете. Как правило, эпитет выражается прилагательным, употреблённым в переносном значении. В художественных текстах встречаются редкие (индивидуально-авторские эпитеты):  слезливое утро (А. Чехов), дряблый смех (Д. Мамин-Сибиряк).

Метафора (греч. metaphora  «перенесение») представляет собой перенесение значения по сходству. Это средство выразительности очень близко к сравнению.

Пример метафоры: сонное озеро города (А. Блок), взлетающий бубен метели (А. Блок).

Олицетворение  художественный приём, заключающийся в том, что при описании животных и неодушевлённых предметов они наделяются человеческим чувствами, мыслями, речью, например: Луна хохотала, как клоун (С. Есенин).

Гипербола (греч. hyperbole - «преувеличение»)  это изобразительный приём, построенный на количественном усилении признаков предмета, явления, действия, например: Пройдёт - словно солнцем осветит! (Н. Некрасов).

Лексический повтор, или анафора (единоначалие)  намеренное повторение в тексте одного и того же слова в тексте. Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя, например: 

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза. (С. Есенин).

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится , что я больна не вами. (М. Цветаева)

Эпифораповторение последних слов фразы, например:

           О, не медли на соседней

           Колокольне!

           Быть хочу твоей последней

           Колокольней!                 (М. Цветаева)

Литота  –  это троп, образное выражение,  преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого, например:

           В больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов).

Литоту называют обратной гиперболой.

Перифраз (перифраза) – троп, замена конкретного понятия описательным образным оборотом, например:

         Но, шумом бала утомленный

         И утро в полночь обретя,

         Спокойно спит в тени блаженной

         Забав и роскоши дитя. (А.С. Пушкин)

Здесь автор заменяет имя своего героя – Онегин – описательным оборотом – «Забав и роскоши дитя».

Сине́кдоха — троп, разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется:

1. единственное число вместо множественного, например: Всё спит - и человек, и зверь, и птица (Н.В. Гоголь);

2. множественное число вместо единственного, например: Мы все глядим в Наполеоны. (А.С. Пушкин);

3. часть вместо целого, например: Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? В крыше для моего семейства. (А.И. Герцен);

4. родовое название вместо видового, например: Ну что ж, садись, светило. (В.В. Маяковский) (вместо: солнце);

5. видовое название вместо родового, например: Пуще всего береги копейку. (Н.В. Гоголь) (вместо: деньги).

Аллегория – троп, форма иносказания, заключающаяся в выражении отвлеченного понятия через конкретный образ. Пример: аллегория слова «правосудие» — Фемида (женщина с весами).

Метонимия – троп, основанный на принципе смежности. Как и метафора, метонимия основана на способности слова к своеобразному удвоению (умножению) в речи номинативной (обозначающей) функции.

Пример метонимии: «Я три тарелки съел» (И.А. Крылов) - слово «тарелка» обозначает одновременно два явления — кушанье и тарелку.

Ирония  («притворство») — троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.

«Пуля оказалась отравленной после попадания в ядовитое тело вождя»

  (Г. Александров)

«Нет ничего проще, чем бросить курить — лично мне удавалось это проделывать около тридцати раз»

(Марк Твен)

Задание 6. Прочитайте  отрывок из стихотворения. Найдите  и определите вид изобразительно-выразительных средств языка.

Зимняя ночь

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

 

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

 

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…                                         (Б.Л. Пастернак)

 

Задание 7. Определите, какое изобразительно - выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие. Запишите в тетрадь.

1.

Тебе промолвил ненароком,

Ты научи мой русский стих

Кизиловым струиться соком. (С. Есенин)

А.

аллегория

2.

Затылки в скобку, всюду бороды. (М. Кузьмин)

Б.

оксюморон

3.  В самом деле, три дома на вечер зовут . (А.С. Пушкин)

В.

перифраз

4.  Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад. (А.А. Ахматова)

Г.

синекдоха

 

Домашняя работа: Выпишите из фразеологического словаря  15 фразеологических оборотов, подберите к ним синонимы.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

Тема: Основные правила орфографии и морфологии

Цели работы:

- систематизировать и обобщить теоретические знания правил орфографии;

- выработать умение использовать орфографические нормы русского

 языка  в письменной речи;

- совершенствовать навыки грамотного письма.

Материалы и пособия к работе:

Справочные материалы по русскому языку.

Ход работы:

Проверка домашней работы.

Задание. Спишите, раскрыв  скобки  и вставив пропущенные буквы. В случае затруднения обращайтесь к справочным материалам по русскому языку.

  1. Чередование гласных в корне слова:

Тебя это не к…сается. Нам предл…гают пойти в поход. Тебя это не к…снётся.  Нам предл…жили пойти в поход. Мы прил…жили максимум усилий к тому, чтобы победить. Мы прил…гали максимум усилий к тому, чтобы победить. Тебя мои проблемы не к…саются. Тебя мои проблемы не к…снутся.

  1. Правописание  НЕ- слитно или раздельно:

(не)брежный; (не)здоровый, (не)глубокий, (не)весел; (не)лёгкий, а тяжёлый;  (не)высокий, а низкий.

Мне (не)хотелось от вас уезжать. Я другой такой страны (не)знаю. Я (не)навижу сплетен в виде версий.

Не-  или ни- :

Мне н…кого винить. Я н…кого не виню. Здесь н…когда был сад. Здесь н…когда не было сада.

  1. Правописание суффиксов -ов-, -ев-, -о-, -е-:

Алыч…вый, камыш…вый; груш…вый, ситц…вый, холщ…вый, свинц…вый, песц…вый, парч…вый; кумач…вый, еж…вый, реч…вой, лиц…вой;  горяч…, свеж…; ещ…, певуч…;

  1. Правописание  -Н- и –НН- :

Песча…ый;  деревя…ый; хозяйстве…ый; ветре…ый, воробьи…ый, оловя...ый, были…ый, кожа…ый.

  1. Правописание сложных слов слитно или через дефис:

русско(немецкий), народно(хозяйственный),  тёмно(зелёный), древне(русский),  восточно(европейский), дальне(восточный).

  1. Правописание наречий:

Слев…, направ…, затемн…, издалек…, справ…, досух… , влев…, засветл…, занов…,  издавн…, насух…, снов… , невтерпёж (?), вскач (?); сплош (?), наотмаш (?) .

  1. Правописание слов слитно, раздельно или через дефис:

(В)глубь, (во) первых, (по)моему;  (по)этому, (по)товарищески, (еле) еле;  мало (помалу), (по)своему, (в) третьих, давным(давно), (по)братски, (по)новому, (на)верх, (во)вторых, едва(едва), (по)тому, (в)десятых, (по) своему. кое(с)кем, кое(кого), кто(нибудь); (не)кому, ни(к)кому, кое(у)кого, ни(с)кем; кое(как), кем(то), когда(либо) .

  1. Спряжение  глаголов:

Запишите в единственном числе: улыба…тся, маш…шь, увид…шь, смотр…шь, удерж…т, охраня…шь, верт…т; 

Запишите во множественном числе: дыш…те, ненавид…м, кол…т, бор…тся, плещ…т; игра…т, копа…т, кле…т;  рассматрива…т, стреля…т.

Домашняя работа: заполните таблицу 2, написав  по 10 слов в каждом столбике.

Таблица 2

Правописание безударных гласных в корне слова

Непроверяемые гласные в корне слова

Проверяемые гласные в корне слова

Чередующиеся гласные в корне слова

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4

Тема: Основные требования к пунктуации

Цель работы: закрепить пунктуационные навыки  и осознать сущность русской орфографии и пунктуации.

Ход работы:

Проверка домашней работы.

Задание 1. Прочитайте теоретический материал по теме «Пунктуация».

Принципы русской пунктуации

  1.  Смысловой (логический) – в основе правил лежит смысл высказывания.  Выполняя задание по грамматическому разделению текста, знак препинания организует его смысловое разграничение.
  2. Грамматический (синтаксический) – знаки препинания выделяют отдельные предложения и их части, помогают видеть синтаксический строй речи.
  3. Интонационный - знаки препинания  показывают, как надо при письме и  при чтении написанного разделить речь на ее составные части. Например: Казнить, нельзя помиловать.- Казнить нельзя, помиловать.

В русском языке всего  10 знаков препинания, все они делятся на 3 группы:

  1. Знаки завершения речи (точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки).
  2. Разделительные знаки – служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами, между подлежащим и сказуемым (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие).
  3. Выделительные знаки - обозначают границы смысловых отрезков, осложняющих простое предложение: обращения, вводные слова и предложения, обособленные второстепенные члены предложения, знаки препинания при прямой речи  (запятая, тире, повторяющиеся знаки - запятая, тире, скобки, двоеточие и тире, кавычки).

Таблица 3

Сводная таблица  знаков препинания

 

Знаки препинания

Место, где он употребляется в предложении

  •  

в конце простого предложения

Вопросительный знак

  • в конце простого и сложного предложения;
  • в конце прямой речи, представляющей собою простое вопросительное предложение

Восклицательный знак

  • в конце простого восклицательного предложения;
  • в конце прямой речи, представляющей собой простое восклицательное предложение;
  • после обращения в начале предложения, произносимого с восклицательной интонацией;
  • после междометий, произносимых с восклицанием.
  •  

в конце простого предложения

  •  
  • между однородными членами;
  • после и перед обращениями;
  • между простыми предложениями в составе сложного;
  • после вводных слов и словосочетаний, стоящих в начале предложения, и перед ними, если они находятся в конце предложения
  • после и перед обособленными обстоятельствами;
  • после и перед обособленными определениями;
  • перед обособленными приложениями, находящимися в конце предложения;
  • после междометий;
  • перед сравнительным оборотом;
  • после прямой речи, стоящей перед словами автора вместо точки

Две запятые

  • перед и после обращения внутри предложения;
  • перед и после вводных слов и словосочетаний внутри предложения;
  • перед и после обособленных обстоятельств внутри предложения;
  • перед и после обособленных  определений, в том числе распространенных приложений;
  • перед и после придаточного предложения внутри главного;
  • перед и после сравнительных оборотов.

Точка с запятой

между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении

  •  
  • на месте пропуска члена предложения;
  • между подлежащим и сказуемым  при отсутствии связки;
  • перед одиночным приложением;
  • перед распространенным приложением, имеющим особое значение и  находящимся в конце предложения;
  • после однородных членов  перед обобщающим словом;
  • между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении;
  • между прямой речью и словами автора;
  • перед репликами в диалоге.

Два тире

  • перед и после вводных предложений внутри простого предложения;
  • перед и после распространенных приложений внутри предложения;
  • перед и после слова автора, находящихся внутри прямой речи.
  •  
  • перед однородными членами после обобщающего слова;
  • между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении;
  • после слов автора перед прямой речью.

Двоеточие и тире

перед и после однородных членов, находящихся внутри предложения.

Скобки двойные

перед и после вводного предложения внутри простого предложения.

  •  
  • перед и после прямой речи;
  • перед и после цитаты;
  • для выделения с обеих сторон названий книг и пр.

 

Случаи, когда пунктуационный знак не ставится

  1. Между подлежащим и сказуемым, которое присоединено союзом  как.
  2. Между однородными членами, соединенными одиночными союзами  и, или.
  3. Перед приложением, если союз как употреблен в значении «в качестве».
  4. После причастного оборота, если он стоит перед определяемым существительным и не имеет причинного значения.
  5. Перед наречиями, образованными из деепричастий.
  6. Между простыми предложениями в сложносочиненном предложении с союзом  и  при наличии общего члена предложения.
  7. Между однородными придаточными, соединенными союзом и.
  8. Между согласованными определениями, если они характеризуют предмет с разных сторон.

Задание 2. Спишите. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым.

1) Музыка… это язык души, это в звуках выраженная мысль.

2) Древние греки говорили, что чувство меры… есть последний и высший дар богов человеку.

3) Лучший способ сохранить друга… не предавать его.

4) Книга для ума… что теплый дождь для всходов.

Задание 3. Спишите. Поставьте, где нужно, запятую, тире или двоеточие в предложениях с однородными членами.

1) Во всем… в теплых солнечных лучах, в щебетании птиц, в журчании ручьев… звучит весенняя симфония.

2) Ни столба, ни стога, ни забора… ничего не было видно.

3) Когда-то на острове… как белых… так и голубых песцов было великое множество.

4) Погибший день,  ты был ничтожен… и пуст… и мелочно тревожен.

Задание 4. Спишите. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с определениями.

1) Звенящие на ветру… стебли высохших трав покрывают дикую степь.

2) Закон… живущий в нас… называется совестью.

3) Лес… казавшийся мне до сих пор пустынным… вдруг оживился.

4) Опрятней модного паркета блистает речка… льдом одета.

Задание 5. Спишите. Поставьте, где нужно, запятые или тире в предложениях  с приложениями.

1) Федотов… замечательный художник-реалист… был зачинателем критического направления в русской живописи.

2) Офицер… товарищ Тушина… был убит в начале дела.

3) Спят лайнеры… скитальцы океана.

4) Мороз… владыка великой северной пустыни… сжимает воздух.

Задание 6. Спишите. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с обстоятельствами, выраженными деепричастиями и деепричастными оборотами.

1) И голосов нестройный гул теряется, и караван идет… звеня издалека… и… низвергаясь сквозь туманы… блестит и пенится река.

2) Метель кружит… засыпая глубоким снегом берег.

3) Мы долго стояли и глядели, как… выбегая из-под темного полога льда… вода встречалась с солнцем.

4) Трясогузки… раскачивая длинными хвостами… и… перескакивая с кочки на кочку… о чем-то весело переговаривались.

Задание 7. Спишите.  Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с вводными словами и конструкциями.

1) К счастью… в стороне блеснул свет и помог мне выйти на дорогу.

2) Душа моя… я помню… с детских лет чудесного искала.

3) Однако… пора сказать несколько слов о том месте, куда мы приехали.

4) Оба работника сидели на меже… вероятно… раскуривая общую трубку.

Задание 8. Спишите. Поставьте, где нужно, запятые в сложносочиненных предложениях.

1) Сидел рыбак веселый на берегу реки… и перед ним по ветру качались тростники.

2) Прошло несколько лет… и обстоятельства привели меня в те самые места.

3) У меня, я чувствовал, закипало на сердце… и поднимались к глазам слезы.

4) Ночью шел дождь… да порывами бил сырой, пронизывающий ветер.

Задание 9. Спишите. Поставьте, где нужно, запятые в сложноподчиненных  предложениях.

1) Я поспешил проститься… потому что ехал по весьма важному делу… и сел в кибитку.

2) По мере того… как поднималось солнце… день теплел и веселел.

3) Чувствуется… что этот человек знает много… и что у него есть своя мера.

4) Замечено… что… если люди подолгу живут одиноко в тайге… они привыкают говорить вслух.

Домашняя работа: 

Задание 1. Спишите. Поставьте тире или двоеточие в бессоюзных сложных предложениях.

1) Выйду утром на крылечко, погляжу окрест… вьется речка недалечко, а за речкой лес.

2) Еще выстрел… кучер выронил вожжи и тихо сполз под колеса.

3) Я оглядываюсь на Кремль… золотится Иван Великий.

4) В счастье дружбой пользуются… в беде ее проверяют.

Задание 2. Спишите.  Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с союзом как.

1) Сердцем старайся сберечь… как звездное небо России… обычную русскую речь.

2) Он… как огня… боялся фамильярности и держал себя очень сухо.

3) Каждый день предстает передо мною… как праздник нежданный.

4) Не видал я… как юность прошла стороной, как легла на виски седина.

Задание 3. Повторите основные правила пунктуации.

Задание 4. Запишите основные способы передачи чужой речи. Приведите примеры.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5

Тема: Способы передачи чужой речи. Текст, его типы. Сокращение текстов

Цели работы:

- научиться оформлять на письме прямую  и косвенную речь, диалогическую речь и цитаты;

-  обобщить знания по теме «Текст»;

- закрепить умения и навыки по анализу текстов;

- систематизировать знания по видам переработки текстов, по их особенностям.

Материалы и пособия к работе:

Таблицы, тексты, задания.

Ход работы:

   Проверка домашней работы.

Задание 1. Спишите тексты, оформив их в виде прямой речи и  расставив знаки препинания.

1) Пойдёмте гулять завтра поутру сказала  Анна Сергеевна Базарову. Я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства

2) Я послезавтра на Волгу поеду сказал Саша

3) Он воскликнул как прекрасен вид из окна

4) Он пробормотал  я очень хочу спать  и сразу же уснул

Задание 2. Запишите текст в форме диалога.

 Катенька! Да, мама? Дочка, пожалуйста, прекрати разбрасывать по парку фантики! Смотри, как некрасиво – кругом зеленая травка, одуванчики, и тут твои бумажки валяются! Ну, извини, мама…Катя, разве я не учила тебя, что фантики нужно выбрасывать в урну?! Да, конечно, но это невозможно! Почему вдруг невозможно? Мама, здесь нигде нет урн! Катя, если урн нет, то нужно решить проблему другим способом. Взять спички и сжечь мусор! Катя, я серьезно. Например, сложить фантики в пакетик или свернуть и положить в карман. А дома выбросить? Можно и не дома, можно просто до ближайшей урны дойти и выбросить. Мама, дай мне, пожалуйста, пакетик. Я сложу в него фантики. Вот-вот, совсем другой разговор! Возьми, дочка.

Спасибо. Не за что. И больше, пожалуйста, мусор не разбрасывай! Природу надо беречь.

Задание 3. Запишите цитаты в виде прямой речи.

  1. Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни.

(В.Г. Белинский)

  1. Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом.

(А. П. Чехов)

3) Мы часто клеймим чужие недостатки, но редко, пользуясь их примером, исправляем свои.

(Ф. Ларошфуко)

Задание 4. Спишите, раскрыв скобки и расставив знаки препинания.

Воспита(н/нн)ые  люди уважают человеческую лич(?)ность а  (по)тому всегда снисходительны мягки вежливы уступчивы. Они  (не)бунтуют  из(за)  молотка или пропавшей ручки. Живя с кем(нибудь)  они не делают из этого одолжения  а уходя (не)говорят  что с  вами жить нельзя. Они прощ(а/я)ют и шум и холод и остроты и присутствие в их жизни посторонних. Они сострадательны н(и/е) к одним нищим и кошкам. Они болеют душой и от того  чего не увид(и/е)шь  простым глазом.

(А.П. Чехов)

Задание 5. Проведите (устно) лингвистический  анализ приведенного выше текста, ответив на следующие вопросы:

- Можно  ли назвать сообщение текстом? Аргументируйте свой ответ.

- Какова тема  высказывания?

- Определите  тип речи, стиль и жанр, дайте  характеристику лексики.

- Найдите выразительные средства, дайте им  характеристику.

- В чем заключается  идея текста, замысел автора?

Задание 6. Прочитайте теоретический материал.

 Существуют следующие виды сокращения текстов: план, тезис, конспект, аннотация, рецензия.

План - определенный  порядок, последовательность в изложении фактов, событий, действий, отраженных в научном или литературном произведении, статьи, краткая программа рассмотрения какого-либо аспекта текста.

Тезис - положение, кратко излагающее какую-нибудь идею; кратко сформулированные основные положения  доклада, статьи, любого текста.

Конспект  -  это последовательная фиксация информации, отобран-ной или обдуманной в процессе чтения.

Конспекты бывают четырех типов:

а) плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта);

б) текстуальная – состоят из цитат;

в) свободные – сочетаются  цитаты, выписки, тезисы;

г) тематические – отбор материла из разных источников для ответа на  поставленный вопрос.

Аннотация   краткое изложение содержания, краткая характеристика содержания, назначения  книги, статьи. Аннотация не должна содержать отрицательной оценки  аннотируемого произведения, не надо путать с рецензией.

Рекомендации к написанию аннотации:

- язык аннотации должен отличаться лаконичностью, простотой, ясностью;

- аннотация не должна содержать отрицательной  оценки анноти-руемого произведения;

- строение аннотации:  библиографическое описание:

автор, название книги, название  издательства, год издания, количество страниц,  текст  аннотации.

 

Рецензия – отзыв, критический  разбор и оценка художественного или научного произведения (является жанром литературной критики).

Рекомендации к написанию   рецензии:

- укажите название книги, автора, где и когда опубликована;

- определите  тему и идею произведения;

- отметьте  художественные особенности  и своеобразие : язык, стиль  произведения,  мастерство  автора в изображении персонажей ; детали, важные для характеристики героев, эпохи;

- особенности композиции;

- ваше отношение к прочитанному: что удивило, потрясло, интересно ли было читать;

- рецензию не подменяйте пересказом содержания.

 Задание 7. Прочитайте текст и напишите к нему рецензию и аннотацию.

  1. В современном обществе целый океан проблем.  (2) Они обступают  нас всюду, и по какой дорожке ни пойдёшь, возникают новые. (3) Возьмём вопрос о чтении – на уроке, домашнем. (4) О том, много ли читают, как читают, как относятся к книге. (5) Тоже дело очень сложное. (6) Сейчас, по моим наблюдениям, читают гораздо меньше, чем 25 – 30 лет назад.   (7) Я помню годы войны, когда я мальчишкой оказался в эвакуации, в тылу, в особых больничных условиях. (8) Какой великой ценностью была для нас книга! (9) Готовы были выменять её на любую мальчишескую радость – на марки, на рогатки, да на что угодно. (10) Причём выменять не в личное   пользование,    а только почитать.   (11) Уже это было счастьем.

(12) Наиболее популярными мальчишками среди нас были те, кто умел пересказать книгу, которую никто не видел в глаза. (13) Те, кто мог рассказывать «Трёх мушкетёров», «Всадника без головы» и … «Войну и мир». (14) Да-да, «Войну и мир», это серьёзнейшее произведение, я услышал в рассказах мальчика одиннадцати лет. (15) В десять лет я прочитал «Мёртвые души» Гоголя и «Коварство и любовь» Шиллера.     (16)  Не могу сказать, что я многое понял, но я до сих пор представляю себе какие-то сцены из Шиллера.

(17) Под влиянием всё убыстряющегося, всё более нервного ритма жизни появилась тенденция, которую многие считают неизбежной и закономерной: вместо того,  чтобы читать объёмные романы великих писателей, можно посмотреть экранизацию и познакомиться с содержанием книги. (18) Более или менее удачно… (19) Некоторые  считают, что это очень современно и даёт большое преимущество человеку, так как экономит его время, которое необходимо затратить на ознакомление с произведением. (20) Это так удобно для школьника, которому столько нужно прочитать «по программе»!

(21)  Я же думаю, что телевизор – великий враг книги. (22) Несчастье, что дети слишком много и неразборчиво смотрят телевизор и слишком мало читают книги. (23) Конечно, телевидение – великая сила и без него трудно обойтись в нашей жизни, в учёбе. (24) Но использовать его надо разумнее.   (25) Когда в ресторане    нам    предлагают меню из ста блюд,  

мы, естественно,  не берём всё подряд.    (26) Одно или два, и мы уже сыты.

(27) Но что мы делаем с телевидением? (28) Хаотично, когда придётся, включаем   аппарат  и «смотрим», что  ни показывают.   (29) Варварство.

(30) Нужно формировать вкус у ребят, чтобы они могли выбрать то, что можно обсудить потом с друзьями, с учителями.

(31) Воспитание вкуса – отдельная тема. (32) Это следует делать только на высоких образцах.     (33) К сожалению, сейчас появилось много художественных произведений весьма невысокого художественного уровня. (34) Привыкая к ним, мы теряем ориентиры. (35) Можно воспитывать вкус на Толстом, на Достоевском, на Пушкине. (36) Главное – научиться различать, что действительно красиво, а что подделка. (37) Что ново и  оригинально, а что   банально и истёрто, тысячу раз встречалось.

(38)   Поэтому – не искусство:    искусство  всегда ново,  что-то открывает.

(39) Можно воспитать вкус лишь чтением, вдумыванием, вглядыванием в тексты истинно совершенные.

(По В. Лакшину)

Задание 8. Прочитайте теоретический материал и текст. Запишите текст, используя вышеперечисленные способы сокращений.

Способы сокращения текста

Исключение

1. Содержательный уровень: исключение из текста второстепенной информации.

2. Языковой уровень: исключение:

- повторов в предложении;

- фрагментов предложения (вводных и вставных конструкций, придаточ-ных предложений и т.д.);

- одного или нескольких синонимов.

Обобщение

Содержательный уровень: свертывание информации за счет обобщения (перевод частного в общее).

Упрощение (или замена)

Языковой уровень: замена

- однородных членов обобщающим словом;

- словосочетания – словом;

- фрагмента текста предложением;

- придаточного предложения словосочетанием;

- сложного предложения простым;

- части предложения местоимением.

Слияние

Языковой уровень: соединение нескольких  простых предложений

в сложное.

Текст

Задумаемся над тем, часто ли мы расстраиваемся, что не поняли кого-нибудь? А может быть, значительно чаще страдаем от того, что не понимают нас? Конечно, чаще случается второе. Когда не понимают нас, нам бывает обидно. Мы огорчаемся, что нас не понимают родители, учителя, одноклассники. Мы до слёз переживаем, что нас не понимают те, кто нам нравится, кого мы уважаем. Мы уверены, что сами способны понять, да и понимаем всех их, а вот они…

Но пока мы уверены в этом, пока себя судим менее строго, чем других, как раз и рождается непонимание. Может быть, стоит именно начать с себя, с того, чего нам самим не хватает? Может быть, в этом и состоит первый шаг к пониманию?

Достаточно ли, например, у нас воображения? Ведь воображение, по точному замечанию одного из писателей, нужно вовсе не для того, чтобы придумать нечто несуществующее или несбыточное. Воображение нужно для того, чтобы охватить умом и сердцем всё богатство жизни, её ситуаций, её поворотов, чтобы увидеть мысленным взором потаённые уголки человеческой души. Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощённой, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди.

Но чтобы понять человека, одного воображения мало, нужно ещё и пристальное внимание к людям, стремление всмотреться, вслушаться с доброжелательным сочувствием, с сердечным участием. Нужно сострадание, которое побуждает нас прислушиваться не только к словам, но и к интонации, вглядываться не только в явное, но и в незаметное. При таком отношении разность взглядов и чувств никогда не переходит в непонимание.

(По материалам сайтов Интернета. 251 слово)

 

Домашняя работа:

Задание 1. Запишите 5 цитат известных писателей.

Задание 2. Спишите, заменяя прямую речь косвенной.

 1) Обернувшись к Егорушке, Емельян поглядел на него испод­лобья и сказал: «Не балуйся в церкви!» (А.П.Чехов). 2) «А ты отчего не купаешься?»  — спросил Егорушка у Васи (Ч.). 3) «Варька, ставь самовар!»  — кричит хозяин (А.П.Чехов). 4) «По делам службы я прини­маю не здесь, а в канцелярии».  — сказал сухо директор,  выслу­шав его просьбу (А.П.Чехов). 5) Саша осторожно спросил Клаву: «Вам не холодно на ветру?» (В.К. Кетлинская). 

Задание 3.  Найдите и запишите любой текст, подготовьте лингвостилистический анализ этого  текста на основе следующего плана:

  1.  прочтите текст, обозначьте микротему;
  2. определите ключевые слова, раскрывающие тему;
  3. определите структуру текста: зачин, срединную часть, концовку;
  4. выявите служебные части речи, способствующие связи частей сложных предложений и предложений между собой;
  5. определите значение грамматических основ для понимания текста;
  6. выявите тип речи (описание, повествование, рассуждение);
  7. выявите стиль языка;
  8. определите идею текста (замысел автора).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антонова Е.С.,  Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,  2009.
  2. Баранов М.Т. Русский язык. Справочные материалы. - М.: Просвещение, 2008.
  3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
  4. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь. – М.:  Просвещение, 2009.
  5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М.: Оникс, 2008.
  6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Издательство "Азъ", 2008.
  7. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / О.Е. Иванова, В.В. Лопатин (отв. ред.), И.В. Нечаева, Л.К. Чельцова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва, 2004.
  8. Розенталь Д. Э. Словарь лингвистических терминов.- М.: АСТ: Астрель, 2009.
  9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2012: Русский язык /авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др.- М.: АСТ: Астрель, 2013.
  10. Словарь литературоведческих терминов. Саратов: Лицей, 2012.
  11. Светлышева В.Н. Русский язык. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: Оникс, 2003.
  12. Шклярова Т.В. Русский язык: Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Грамотей, 2004.
  13. http://www.licey.net/lit/slovar




Авторские публикации

Все работы

УМК дисциплины "Основы философии" по специальности 150415 "Сварочное производство"

Методическая разработка Спецкурс "Основы художественного проектирования" для студентов специальности 051001 Профессиональное обучение (по отраслям). Конструирование, моделирование и технология швейных изделий 43.02.02 Парикмахерское искусство

Росметод 2020