8 800 550 81 19

Главная - СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Использование монотипии как средства формирования творческих способностей студентов педагогического колледжа
Конкурсная работа "Использование монотипии как средства формирования творческих способностей студентов педагогического колледжа"
Дата размещения 16.11.2014
Название работы: "Использование монотипии как средства формирования творческих способностей студентов педагогического колледжа"
Ключевые слова:

498
0
NAN

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего

профессионального образования Зарайский педагогический колледж

 имени В.В. Виноградова Московской области

140601, Моск. обл., г. Зарайск, ул. Пионерская, д.20                              

тел./факс: 8(49666) 2-43-45                                                                     

Е-mail zpk_zaraisk@mail.ru

ЗАЯВКА

 

ФИО участника: Якушова Анна Борисовна

Категория участника: Преподаватель изобразительного искусства среднего профессионального образования

Номинация: «Учебно-методическая разработка»

 

Использование монотипии как средства формирования творческих способностей студентов педагогического колледжа.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Она позволяет осуществлять такие важнейшие требования современности, как единство обучения и воспитания, гармоничного развития и творческой самореализации.

Поэтому необходимо обучение с использованием современных образовательных технологий, в частности личностно-ориентированного, которая способствует раскрытию каждой личности студента с учетом его индивидуальности. Именно образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому реализовать себя в познании, самоактуализации, раскрытии и развитии своих способностей, интересов, ценностных ориентиров. Теоретические и практические занятия проводятся с учетом индивидуальных особенностей студентов, т.к. одни склонны к графическому воплощению образов, другие – для их создания выбирают живописные материалы, третьи - предпочитают декоративные композиции и т.п. При этом каждому студенту предоставляется возможность совершенствовать свое мастерство в одном из видов художественной деятельности, обогащать эстетические представления и знания, актуализировать имеющийся у них опыт. На основе диалога, учебно-творческих проектов, создания и реализации индивидуальных программ обучения и т.п. осуществляется личностно-ориентированный подход в обучении изобразительного творчества.

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские педагоги и психологи.

С каждым годом все большее количество студентов, обучающихся в педагогическом колледже, имеют слабые изобразительные способности. Педагогу необходимо найти пути для развития художественных навыков и умений, для развития художественного творчества. Эту задачу помогают решить нетрадиционные приемы рисования.

В образовательных учреждениях педагоги активно используют нетрадиционные техники рисования. Термин «нетрадиционный» -подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения предоставляется возможность экспериментировать – смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображение, сделанное цветными мелками, наносить гуашь или акварель.Нетрадиционных приемов рисования очень и очень много, один из приемов – монотипия.

Монотипия – особый вид графической техники.Техника монотипии заключается лишь в нанесении красок от руки на гладкую поверхность с последующим отпечатком, который всегда бывает единственным и неповторимым.

Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне.Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу.

Монотипию можно выполнить разными способами: на бумаге, стекле, и бумаге, сложенной пополам. Многое зависит от качества бумаги, густоты краски, формы пятна. От способа снятия отпечатка, цветовых сочетаний.

Для монотипии используются акварельные, гуашевые и масляные краски. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником.Образ на оттиске носит случайный характер, но в этом образе можно разглядеть зайца, голову медведя, бабочку или человека. Образ на оттеске можно немного дорисовать черной тушью. Исследуя полученный оттиск, особенно, если использовать водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу, всмотритесь в получившийся оттиск и попытайтесь увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию.  Слегка доработайте оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии.

Монотипия позволяет избежать копирования, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами и инструментами. Это дает возможность для развития воображения, творчества, выражению индивидуальности.Монотипия — это способ свободы самовыражения на любую тему: например, «Космос», «Зарайский кремль», «Бородинское сражение», «К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне» При внимательном рассмотрении данная техника таит в себе необычайно богатые возможности с приятным элементом свободы и ожидания того непредсказуемого результата, который получается.

Сама прелесть монотипии в том, что существует в ней Божественная непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии — наверное, самое захватывающее из всего действия!

Большое значение в творческой работе имеет свободное и правильное владение техническими навыками, нетрадиционными приемами рисования, использование для создания художественного образа различных средств выразительности (цвет, ритм, линию, форму, композицию). Работа в технике «монотипии» вызывает радостное настроение у студентов, снимает страх перед процессом рисования, не утомляет, у них сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Выделим ряд основных этапов, обеспечивающих формирование и развитие изобразительного творчества при создании сюжетной композиции на монотипии по теме: «Сказочное подводное царство».

На первом этапе для возникновения замысла – наблюдение окружающего, использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, эстетическое восприятие художественного образа с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа.

На втором этапе – выбор материалов, создание поисковых ситуаций, экспериментирование, самостоятельный выбор способов изображения.        Не нужно торопился давать ответы на поставленные вопросы, а предложить вместе пофантазировать по созданию образа. Необходимо учитывать интересы и потребности студентов в работе над творческим замыслом, поощрять самостоятельность, творческую инициативу обучающихся.

На третьем этапе – восприятие результатов творчества; анализ и оценка работ с учетом мнений каждого «автора». Такова примерная структура развития творческой изобразительной деятельности.

        Познакомиться с нетрадиционным приемом рисования «Монотипия» можно на занятиях творческого объединения «Мастерская художника», где работа ведется по технологии личностно-ориентированного обучения. Будущие педагоги получают те необходимые знания и навыки для полной реализации замысла и развития общих и профессиональных компетенций, а также реализации особенностей будущего специалиста школьного и дошкольного профиля в области теории и практики детского творчества.

 

 

Источники:

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  2. Казакова Р.Г. Нетрадиционные техники. М. 2004
  3. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.; знание,2002
  4. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник
  5. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М. 2012
  6. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2
  7. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11




Авторские публикации

Все работы

Дневник по учебной практике ПМ.04 Управление функциональным подразделением организации

Росметод 2020